Ракаат

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ислам
Столпы ислама
Столпы веры
История и представители
Основные течения
Богословие
Культура и общество
См. также
Портал     Категория     Викисловарь     Викицитатник     Викитека     Викиновости     Викисклад

Рака́ат (араб. ركعة‎) — порядок слов и действий, составляющих мусульманскую молитву. Обязательно выполнение 2 ракаатов в фаджр, 3 в магриб и по 4 в зухр, аср и ишу[1]. Количество ракаатов в витр-намазе и дополнительных молитвах-нафиль разнится в зависимости от правовой школы[1]. Ракаат состоит из такбира, кияма, кираата, руку, первого суджуда, сидения, второго суджуда и ташаххуда[1]. Части ракаатов обязательно должны следовать друг за другом именно в этом порядке и без пауз[2]. После последнего ракаата некоторые считают обязательным произнести таслим[3].

Описание

Такбир

Такбир в мечети

Вступительная фраза-такбир «Аллаху акбар» («Аллах велик»), которую обязательно нужно прочесть вслух в начале молитвы и желательно читать в начале каждого ракаата[4][1].

Маликиты и ханбалиты считают, что такбир должен звучать как «Аллаху акбар», шафииты считают допустимым говорить «Аллаху аль-акбар», а ханафиты допускают и другие синонимичные фразы (например, «Аллаху аль-азам»)[4]. Все правовые школы, кроме ханафитского мазхаба, считают, что такбир обязательно нужно произносить на арабском языке, и лишь в случае невозможности выучить арабскую фразу допускают фразу на другом языке; ханафиты считают такбир на любом языке допустимым[4].

После произнесения такбира молящийся с теологической точки зрения входит в особое состояние «такбират аль-ихрам», в котором ему запрещено говорить и делать вещи, не входящие в молитву[4].

Киям

Различия в кияме: суннитка сложила руки на животе (такаттуф), а шиитка опустила вдоль тела

Стояние на ногах (киям)[1]. Стоять следует ровно, не двигаясь и не опираясь ни на что[5]. В случае, если человек не может стоять, можно читать намаз сидя, а если не может и сидеть — то лёжа[5]. Маликиты, ханбалиты, шафииты и шииты-двунадесятники считают, что при совершении салята лёжа следует повернуться на правый бок и смотреть в сторону Каабы; ханафиты считают, что лежать следует на спине ногами к Каабе[5].

Положение рук, принимаемое всеми четырьмя суннитскими мазхабами, шиитами-двунадесятниками и ибадитами — вдоль тела[6][7]. Сунниты считают положение рук «такаттуф» (ладонь правой накрывает левую) желательным[6].

Ханафиты рекомендуют мужчинам класть руки ниже пупка, а женщинам — на грудь; шафииты считают, что всем желательно класть руки между грудью и пупком с левой стороны; ханбалиты рекомендуют всем класть руки ниже пупка; маликиты полагают, что в обязательных молитвах лучше оставить руки вдоль тела[6]. Шииты отвергают такаттуф как вредное нововведение; большинство считает, что намеренное складывание рук на теле делает молитву недействительной, некоторые придерживаются мнения, что это харам, но такая молитва всё равно действительна; другие утверждают, что это лишь нежелательно[6]. Ибадиты также стоят с опущенными руками[7].

Кираат

Чтение кунута во время кираата

Чтение фрагментов Корана стоя (кираат)[1]. Различные школы права по-разному трактуют, что именно следует читать из Корана и когда[6].

Ханафиты считают, что в первом и втором ракаате нужно прочесть любой фрагмент Корана, аргументируя фразой «Читайте же из Корана то, что необременительно для вас» (73:20); в следующих ракаатах вместо чтения Корана они допускают произнесение фразы «субхан-Аллах» или молчание[6]. Они включают кунут только в витр-намаз и не считают басмалу частью сур, пропуская её во время салята[6]. Чтение молитвы может быть громким или тихим[6].

Шафииты придерживаются мнения, что в каждом ракаате любого намаза обязательно чтение суры аль-Фатиха и басмалы; первые два ракаата утренней, магриб и ночной молитв нужно читать громко, остальные тихо[6]. Кунут желательно читать во время утренней молитвы после поясного поклона во втором ракаате; такой же рекомендательный статус имеет чтение дополнительных фрагментов Корана помимо аль-Фатихи (и только в первых двух ракаатах)[6]. В первом и втором ракаате желательно прочесть ещё и любую суру Корана помимо аль-Фатихи[6].

Маликиты также считают обязательным читать аль-Фатиху во всех ракаатах, а в первом и втором — ещё одну суру[6]. Они рекомендуют опускать басмалу, так как не считают её частью суры. Желательно громко читать первые два ракаата утренней, вечерней и ночной молитв, а кунут читают только в утренней[6].

Ханбалиты поддерживают мнение шафиитов и маликитов в отношении обязательности аль-Фатихи, и, как и маликиты, называют чтение дополнительной суры после неё мустахаббом, как и громкое чтение первых двух ракаатов утренней, вечерней и ночной молитв; вместе с этим, они включают в суры басмалу, но читают её тихо[6]. Кунут читается только в витр-намазе[6].

Шииты-двунадесятники придерживаются мнения, что аль-Фатиха обязательна в первых двух ракаатах каждой молитвы (и нельзя вместо неё читать другую суру), но в третьем и четвёртом её можно заменять однократным или троекратным произнесением «субхан-Аллах»[6]. В первых двух ракаатах любой обязательной молитвы нужно прочесть ещё одну полную суру; басмала считается частью сур[6]. Обязательно читать вслух сами суры в первых двух ракаатах фаджра, магриба и иши; а в первых двух ракаатах зухра и асра, в последнем ракаате магриба и в последних двух ракаатах иши громко читается только басмала[6]. Кунут желателен перед поясным поклоном во всех молитвах[6].

Ибадиты читают аль-Фатиху во всех ракаатах всех молитв, а дополнительные фрагменты Корана добавляют к ней только во время 1—2 ракаатов утренней и двух вечерних молитв, которые читаются громко (в зухр и аср, таким образом, читают только аль-Фатиху)[7][8]. Они не читают кунут и считают молитву за имамом, произносящим кунут, недействительной[7][9].

Учёные разных школ рекомендуют читать разные фрагменты громко, при этом женщины могут читать всю молитву тихо (так, чтобы было слышно только ей самой); намеренное чтение «тихого» фрагмента громко и наоборот делает молитву недействительной[6]. Шафииты и ханбалиты считают громкое произнесение слова «амин» после аль-Фатихи за имамом мустахаббом, а шииты запрещают говорить его вслух во время любой молитвы[10][6]. Ибадиты также не произносят «амин» после аль-Фатихи[7].

Руку

Руку

Поясной поклон (руку). Обязательность поклона поддерживается всеми теологами[11].

Ханафиты считают, что достаточно просто согнуться любым образом, а затем можно сразу распрямиться; остальные сунниты и шииты-двунадесятники придерживаются мнения, что ладони при поклоне должны коснуться коленей, после чего нужно некоторое время стоять в поклоне[11]. Ханбалиты и шииты-двунадесятники считают обязательным сказать в поклоне тасбих: первые — «Субхана раббияль-'азым», вторые — «Субхана раббияль-'азым ва би хамдих» либо «субхан-Аллах», трижды[11]. Маликиты, ханафиты и шафииты считают «Субхана раббияль-'азым» желательным, но не обязательным[11]. Все сунниты, кроме ханафитов, а также шииты-двунадесятники считают обязательным вернуться в стоячее положение перед выполнением земных поклонов; по мнению ханафитов выполнение земного поклона сразу после поясного порицаемо, но не запрещено[11].

Суджуд

Суджуд

Два земных поклона (суджуд).

Разница во мнениях относительно произнесения тасбиха аналогична поясному поклону; сидение между земными поклонами, также, по мнению ханафитов не обязательно[12].

Ханбалиты считают, что во время совершения суджуда обязательно касаться пола или земли лбом, носом, ладонями, коленями и большими пальцами ног; шииты-двунадесятники исключают из этого перечисления нос, а остальные сунниты — всё, кроме лба (хотя касание остальными частями тела желательно[12].

Джулус (кууд)

Сомалийские солдаты сидят между суджудами

Ханафиты не считают сидение (джулус или кууд) между суджудами обязательным, все остальные придерживаются мнения, что это фард[12].

Ташаххуд

Произнесение краткой фразы-ташаххуда. Ташаххуд читается во втором и последнем ракаатах всех обязательных молитв (в фаджре только один раз)[13].

Ханбалиты и шииты-двунадесятники считают оба раза обязательными, по мнению остальных суннитов первый ташаххуд лишь желателен, а ханафиты и маликиты считают рекомендацией и второй ташаххуд[13].

У каждой школы права своя формулировка ташаххуда[13].

После молитвы

Файл:Finish Salah with Tasleem.jpg
Таслим

Салят завершает «таслим», фраза «мир вам». Шафииты, маликиты и ханбалиты считают её обязательной частью молитвы, ханафиты — нет; шииты-двунадесятники считают её либо фардом, либо мустахаббом[3]. Сунниты используют формулу «Ас-саляму алейкум ва рахмату-Ллахи», и по мнению ханбалитов её следует произнести дважды[3]. Шииты-двунадесятники используют двухкомпонентный таслим: первая его часть, «ас-саляму алейна ва ала ибади аллахи ассалихин», а вторая — «ас-саляму алейкум ва рахмату-Ллахи ва баракатух», и произносить можно либо обе (в этом порядке), либо любую из них[3].

Аспекты молитвы, вызывающие разногласия

Упрощённая таблица с мнениями школ права о разных аспектах молитвы[14]
Аспект молитвы Маликиты Ханафиты Ханбалиты Шафииты Шииты-двунадесятники Ибадиты
Такбир «Аллаху акбар» «Аллаху акбар» или другая фраза «Аллаху акбар» «Аллаху акбар» или «Аллаху аль-акбар»
Язык такбира арабский любой арабский арабский
Положение рук в моливах-фард лучше оставить вдоль тела такаттуф — сунна; мужчины кладут руки ниже пупка, женщины — на грудь такаттуф — сунна; все кладут руки ниже пупка такаттуф — сунна; все кладут руки между грудью и пупком слева вдоль тела, такаттуф — харам либо макрух вдоль тела
Произношение «амин» вслух за имамом не практикуется не практикуется сунна сунна харам не практикуется
Аль-Фатиха обязательна? в каждом ракаате каждого намаза нет в каждом ракаате каждого намаза в каждом ракаате каждого намаза обязательна в 1—2 ракаатах, в 3—4 можно заменять тасбихом в каждом ракаате каждого намаза
Что читать в 1—2 обязательных ракаатах желательна ещё одна сура любой фрагмент Корана желательна ещё одна сура желательна ещё одна сура обязательно прочесть дополнительную полную суру в громких молитвах (фаджр, магриб, иша) — ещё один фрагмент Корана, в зухр и аср — ничего, кроме аль-Фатихи
Что читать в других ракаатах только аль-Фатиху тасбих или ничего только аль-Фатиху только аль-Фатиху аль-Фатиху или тасбих только аль-Фатиху
Кунут только в фаджр только в витр только в витр желателен в фаджр после руку во втором ракаате желателен перед руку во всех молитвах запрещён, молитва с кунутом недействительна
Басмала — часть суры? нет, желательно пропускать её нет, пропускают да, читается тихо да, в каждом ракаате каждого намаза да
Громкость молитвы мужчины громко читают 1—2 ракааты фаджра, магриба, иши; остальные тихо любая громко читают 1—2 ракаата фаджра, магриба, иши; остальные тихо громко читают 1—2 ракаата фаджра, магриба, иши; остальные тихо громко читают суры в 1—2 ракаатах фаджра, магриба, иши; громко читается только басмала в 1—2 ракаатах зухра и асра, 3-м ракаате магриба и 3—4 ракаатах иши громко читают 1—2 ракаата фаджра, магриба, иши; остальные тихо
Громкость молитвы женщины не обязательно читать громко
Выполнение руку коснуться коленей и стоять так согнуться любым образом, затем можно сразу выпрямиться коснуться коленей и стоять так коснуться коленей и стоять так коснуться коленей и стоять так
Тасбих в руку и суджуде сунна сказать «Субхана раббияль-'азым» сунна сказать «Субхана раббияль-'азым» фард сказать «Субхана раббияль-'азым» сунна сказать «Субхана раббияль-'азым» фард сказать «Субхана раббияль-'азым ва би хамдих» или «субхан-Аллах» 3 раза
Стоять после руку и сидеть после первого суджуда обязательно не обязательно, но обратное порицаемо обязательно обязательно обязательно
Касание пола в суджуде лбом (остальное мустахабб) лбом (остальное мустахабб) лбом, носом, ладонями, коленями и большими пальцами ног лбом (остальное мустахабб) лбом, ладонями, коленями и большими пальцами ног
Ташаххуд во втором ракаате зухра, асра, магриба и иши желателен желателен обязателен желателен обязателен
Ташаххуд в последнем ракаате желателен желателен обязателен обязателен обязателен
Таслим обязателен не обязателен обязателен обязателен обязателен или желателен
Текст таслима «Ас-саляму алейкум ва рахмату-Ллахи» «Ас-саляму алейкум ва рахмату-Ллахи» «Ас-саляму алейкум ва рахмату-Ллахи» дважды «Ас-саляму алейкум ва рахмату-Ллахи» «ас-саляму алейна ва ала ибади аллахи ассалихин», затем «ас-саляму алейкум ва рахмату-Ллахи ва баракатух»

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Али-заде, 2007.
  2. Mughniyya, 2003, Sequence (tartib), Continuity.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Mughniyya, 2003, Tasleem.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Mughniyya, 2003, Takbirat al-Ihram.
  5. 5,0 5,1 5,2 Mughniyya, 2003, Qiyam (standing).
  6. 6,00 6,01 6,02 6,03 6,04 6,05 6,06 6,07 6,08 6,09 6,10 6,11 6,12 6,13 6,14 6,15 6,16 6,17 6,18 6,19 6,20 Mughniyya, 2003, Qira’ah (reciting).
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Hoffman, 2012, p. 43.
  8. al-Nami, 2007, p. 93, 97.
  9. al-Nami, 2007, p. 93.
  10. Alawi Abdulgader Al-Saggaf (ed.). Aldorar Alsaniyyah. Section VI: Qur’anic Recitation in Prayer (англ.). Dorar. — «Saying Ameen is a confirmed sunnah after reciting al-Fatihah. (6) One recites it quietly during quiet prayers and loudly during prayers offered out loud. One also says Ameen with the imam. This is the position of the Shafi`i and Hanbali schools. It is also the position of the majority of the scholars and the generality of Hadith specialists». Дата обращения: 14 ноября 2021. Архивировано 14 ноября 2021 года.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 Mughniyya, 2003, Ruku’ (bowing).
  12. 12,0 12,1 12,2 Mughniyya, 2003, Sujud (prostration).
  13. 13,0 13,1 13,2 Mughniyya, 2003, Tashahhud.
  14. Mughniyya, 2003, Salat.

Литература

  • Amr Khlifa al-Nami. Studies in Ibadhism: Al-Ibadhiyah. — Open Mind, 2007.
  • Muhammad Jawad Mughniyya. The five schools of Islamic law: al-Hanafi, al-Hanbali, al-Ja'fari, al-Maliki, al-Shafi'i. — 2. repr. — Qum: Ansariyan, 2003. — ISBN 978-964-438-459-2.
  • Valerie J. Hoffman. The essentials of Ibadi Islam. — Syracuse, N.Y: Syracuse University Press, 2012. — (Modern intellectual and political history of the Middle East). — ISBN 978-0-8156-3288-7.
  • Али-заде А. А. Салят // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8. (CC BY-SA 3.0)