Какиэмон

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Какиэмон (яп. 柿右衛門様式 какиэмон ё:сики) — стиль росписи японского фарфора, изготавливаемый гончарной династией Сакаида с начала XVII века. Какиэмон был настолько популярен, что этим словом зачастую называли весь японский фарфор[1].

История

Имитация какиэмона, мейсенский фарфор

Вероятный основатель династии Сакаида — гончар из провинции Хидзэн Сакаида Какиэмон (яп. 酒井田 柿右衛門, 1596—1666), или Сакайда Кизаи-Эмон, сын и ученик матера-керамиста Энсая, его имя дало название всему стилю. По легенде секрет наиболее известного вида украшения поверхности — разноцветной надглазурной росписи — был передан семье Сакаида китайским гончаром, случайно встреченным в порту Нагасаки[2], однако скорее всего от китайских гончаров через посредничество Тодзимы Токудзаэмона был получен рецепт полупрозрачной глазури, которой прославился фарфор какиэмон[3]. Совершенства в производстве фарфора достигли четвёртое и пятое поколения семьи Сакаида[3].

Другая версия сообщает о том, что мастер Сакайда Кизаи-Эмон, сын и ученик мастера Энсая, с 1644 года, работавший в селении Арита, первым придумал мотив росписи с изображением парных слив ярко-красного цвета (kaki), отчего сам мастер и его потомки получили родовое прозвание «Какиэмон». Сакайда Какиэмон и два его сына (насчитывается двенадцать поколений семьи) выработали стиль мелкой пёстрой полихромной росписи красной, оранжевой, зелёной и чёрной красками с золотом. Стиль росписи «какиэмон», или «имари» (имари-арита), оказал значительное влияние на деятельность голландских мастеров росписи фаянса из Делфта, так называемого делфтского фаянса XVII—XVIII веков и работу живописцев саксонских и, позднее, английских мануфактур. Так на знаменитой фарфоровой мануфактуре в Майсене успешно производили вещи с росписью под названием «какиэмон»[4][5] [6][3]. Крупнейшие коллекции какиэмона в Европе находятся в Хэмптон-корте и Дрезденском собрании фарфора[7].

С конца XVIII по начало XX века какиэмон находился в упадке, однако позже традицию возродили гончары из двенадцатого поколения династии[3]. Сакаида Какиэмон XIV получил звание национального достояния Японии[6]. По состоянию на 2017 год фарфор какиэмон создаёт Сакаида Какиэмон XV (род. 1968)[8].

Изделия

Наиболее характерные изделия какиэмон — фарфор с надглазурной росписью (яп. 色絵 ироэ), но известны также изделия видов «сомэцукэ» (с синей кобальтовой подглазурной росписью) и «хакудзи»[en] (белый фарфор)[6]. «Сомэцукэ» представлен на горшках, изготовленных в Ками-Нангавараяме и Симо-Нангавараяме, либо в общественных печах «ёриаи-гама», а также на изделиях из печей Мацугатанэ, принадлежавших клану Оги[9].

Фарфор «какиэмон» имеет несколько отличий от схожего внешне фарфора стиля «арита»: изделия «какиэмон» изготавливают из разных видов глины в зависимости от назначения, роспись на них не сплошная, встречаются большие пробелы, для украшения используется небольшой набор цветов. На керамике какиэмон очень часто бывает контурная линия на ободке, нехарактерная для ариты, а также рельефные украшения[9].

Примечания

  1. Campbell, 2006, p. 29.
  2. Japanese pottery. Britannica.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Frederic&Roth, 2002, p. 455.
  4. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. — Прага: Артия, 1980. — С. 194
  5. Власов В. Г. Имари, Имари-Арита // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IV, 2006. — С. 91—92
  6. 6,0 6,1 6,2 Kakiemon, 2008.
  7. Frederic&Roth, 2002, p. 456.
  8. 十五代酒井田柿右衛門 (яп.). Kakiemon.co.jp. Дата обращения: 7 марта 2017. Архивировано 7 марта 2017 года.
  9. 9,0 9,1 Nagatake, 2003, p. 71—72.

Литература