Фарфор Сен-Клу

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Чаша из мягкого фарфора с подглазурной росписью кобальтом. 1710
Ваза из мягкого фарфора с подглазурной росписью. 1695—1700

«Фарфор Сен-Клу» — марка французского мягкого фарфора, изготовлявшегося в городе Сен-Клу под Парижем с конца XVII до середины XVIII веков.

Основание

В 1702 году Филипп I, герцог Орлеанский, передал патент-письмо семье Пьера Шикано, который, как говорили, с 1693 года делает фарфор «идеальным, как китайцы»[1]. Мануфактура Шикано была пионером в производстве фарфора в Европе, где было много попыток скопировать китайский фарфор. В Сен-Клу разработали особую смесь флюса, песка и мела, которая была близка, хотя и не похожа на азиатский фарфор[2].

Бело-голубой фарфор

Фарфор, производимый в Сен-Клу, появился под влиянием китайского бело-голубого фарфора поздней династии Мин и его мотивы были основаны на подражании изделиям Китая. Фарфор с подглагзурной росписью, окрашенный в голубой цвет — «один из самых ярких и докоративных видов фарфора, и немаловажная часть его очарования заключается в качестве самого материала. Он редко был чисто белого, но тёплого желтоватого цвета или цвета слоновой кости и один из лучших фарфоровых изделий своего периода, и что ни в коем случае не недостаток — хотя на самом деле очень мягкий и гладкий, он имеет твёрдую текстуру, не похожую ни на что другое. Глазурь часто с мелкой атласной крапчатой поверхностью, которая помогает отличить её от блестящей глазури фарфора Меннеси (англ., середина XVIII века). Тяжеловатая форма предметов спасается от неуклюжести благодаря тонкому чувству массы, которое проявляется в точно подобранной толщине и утончённом рисунке краёв»[3].

Полихромный фарфор

После 1730 года в Сен-Клу стали производить фарфор с полихромной росписью, также имитирующий китайские стили надглазурной росписи фарфора, включая так называемое «розовое» семейство. Кроме этого, мастера Сен-Клу имитировали изделия японского фарфораАрита стиля какиэмон с росписью, получившей в Европе название «индианские цветы» (indianische Blumen).

Поздний период

В более поздние годы мастера Сен-Клу использовали различные рисунки, которые были менее азиатскими по своему характеру, особенно типичные для изделий из «мягкого фарфора». После 1752 года мануфактура в Венсене получила монополию на изделия с полихромной росписью, что сократило производство многоцветных изделий другими мануфактурами[4]. Производство в Сен-Клу продолжалось до 1766 года, когда конкуренция со стороны фарфоровых предприятий в Шантийи и Венсенского фарфора разорила фабрику в Сен-Клу[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 J. Paul Getty Museum. Saint-Cloud Porcelain Manufactory. Дата обращения: 13 января 2008. Архивировано 2 октября 2013 года.
  2. Karlins, N.F. The Porcelain Secret. ArtNet magazine (11 августа 1999). Дата обращения: 22 сентября 2008. Архивировано 13 апреля 2016 года.
  3. W.B. Honey, European Ceramic Art, London, Faber and Faber, 1952
  4. The Grove encyclopedia of decorative arts by Gordon Campbell, p.223. Дата обращения: 27 мая 2020. Архивировано 25 июля 2014 года.

Литература