Ингерманланд (линейный корабль, 1715)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ингерманланд
Ингерманландъ
Иллюстрация из альбома «Русский военный флот», 1904 годИллюстрация из альбома «Русский военный флот», 1904 год
Служба
 Российская империя
Класс и тип судна парусный линейный корабль 3 ранга
Тип парусного вооружения Трёхмачтовый корабль
Организация Балтийский флот
Изготовитель Санкт-Петербургское адмиралтейство
Автор корабельного чертежа Пётр I
Корабельный мастер Ричард Козенц
Строительство начато 30 октября (10 ноября1712 года
Спущен на воду 1 (12) мая 1715 года
Введён в эксплуатацию 1715 год
Выведен из состава флота 1736/1739 год
Основные характеристики
Водоизмещение около 1400 т
Длина по верхней палубе 46,25—46,3 м
Длина по гондеку 38 м
Ширина по мидельшпангоуту 12,3 м
Глубина интрюма 5,56—5,6 м
Экипаж 470 человек
Вооружение
Общее число орудий 64

«Ингерманланд» — парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи, построенный по проекту Петра I, первый из кораблей одноимённого типа и один из любимых линейных кораблей царя. Во время Северной войны выступал в роли флагмана как российского, так и объединённого русско-датско-голландско-английского флотов, периодически ходил под штандартом Петра I.

Корабль был назван в честь земель, расположенных в устье Невы и известных под названием Ингерманландии, которые были отвоёваны у шведов в начале Северной войны[1].

Описание корабля

Один из двух кораблей одноимённого типа[комм. 1]. Эти корабли были спроектированы Петром I, отличались хорошей огневой мощью, скоростью, мореходностью и пропорциональностью корпуса, также имели достаточно совершенное для своего времени парусное вооружение[2]. Бывший учитель Петра I по корабельному делу Поль Клаас писал об «Ингерманланде»: «Корабль изряден пропорциею»[3].

Кормовой рисунок корабля

Корабли этого типа были двухдечными с коротким баком. Длина кораблей составляла 46,25—46,3 метра[комм. 2], ширина — 12,8 метра[комм. 3], а глубина интрюма — 5,56—5,6 метра[комм. 4]. Численность экипажа судов могла достигать 470 человек[1][4][5].

Вооружение составляли 64 орудия, причём существует несколько версий описания вооружения:

  • По одной версии на гондеке располагались двадцать шесть 24-фунтовых пушек, на мидельдеке — двадцать шесть 18-фунтовых пушек, на форкастеле — от 12 до 16 пушек, на баке — до 4 пушек[6].
  • По другой версии вооружение состояло из двадцати четырёх 30-фунтовых, двадцати четырёх 16-фунтовых, четырнадцати 14—фунтовых и двух 2-фунтовых пушек. Также встречаются упоминания о двух 12-фунтовых погонных пушках на баке[1][7][5].
  • Согласно третьей версии, на гондеке корабля были установлены 32-фунтовые пушки[5].

Корма корабля была украшена резной композицией мифологического содержания, а на кормовом подзоре контртимберсов располагались изображения, взятые из изданной в 1705 году книги «Символы и эмблемата». Этот узор состоял из старого дерева с молодой порослью, бегущего с лавровой ветвью в зубах зверя и с трудом преодолевающей препятствия черепахи. В книге перечисленные символы сопровождались следующими описаниями: «Старый дуб обновляет надежду», «Победа любит прилежание» и «Терпением увидишь делу окончание». В орнаменте, украшавшем линейный корабль эти объекты символизировали надежду возрождения былой славы русских мореходов, первые победы флота и требующиеся для достижения успеха терпение и упорство[8].

История службы

Линейный корабль «Ингерманланд» был заложен в Санкт-Петербургском адмиралтействе 30 октября (10 ноября1712 года и после спуска на воду 1 (12) мая 1715 года вошёл в состав Балтийского флота России. Строительство вёл корабельный мастер Ричард Козенц[1][7][9][10].

Принимал участие в Северной войне. В кампанию 1715 года в июле и августе выходил в крейсерские плавания в Финский залив в составе эскадры, в том числе под флагом Петра I. В кампанию 1716 года в апреле и мае находился в составе эскадры, совершавшей крейсерское плавание у острова Борнгольм. В июле в составе эскадры капитан-командора П. И. Сиверса перешёл из Ревеля в Копенгаген, затем с 5 (16) по 14 (25) августа августа под флагом Петра I и во главе объединённого русско-датско-голландско-английского флота выходил в плавание в Балтийское море, а 22 октября (2 ноября) вернулся в Ревель на зимовку в составе эскадры капитан-командора В. Шельтинга[1][11].

В кампанию 1717 года находился в составе эскадры генерал-адмирала графа Ф. М. Апраксина, которая с 4 (15) июня по 16 (27) июля выходила в крейсерское плавание к шведским берегам и осуществляла высадку десанта русских войск на Готланд. В июле и августе следующего 1718 года под флагом Петра I возглавлял крейсерские плавания кораблей российского флота в Финском заливе[1].

В июне и июле 1719 года выходил в крейсерские плавания к Гангуту в составе эскадры кораблей Балтийского флота, под флагом Петра I ходил к Ревелю, в финляндские и аландские шхеры, а также принимал участие в прикрытии гребного флота, перевозившего десант русских войск к берегам Швеции. В том же году во время крейсерского плавания у острова Ламеланд приткнулся к мели. В кампанию 1720 года выходил в плавания в Финский залив. В июне 1721 года перешёл в составе отряда из Кронштадта в Ревель, после чего под флагом Перта I выходил из Ревеля в залив Рогервик и к острову Котлин, а также принимал участие в маневрах флота. После окончания войны корабль ушёл в Кронштадт, куда прибыл 5 (16) сентября 1721 года[1][12].

С июня по август 1722 года выходил в практическое плавание в Финский залив в составе эскадры кораблей Балтийского флота. С июня по октябрь 1724 года на «Ингерманланде», находившемся в это время в составе эскадры вице-адмирала Д. Вильстера у Красной Горки, проводились мероприятия по обучению экипажа[1][13].

Согласно указу Петра I, корабль «Ингерманланд» должен был быть сохранён «для памяти», в связи с чем с 1725 года находился в Кронштадте и в море не выходил, а в 1727 году подвергся ремонту. По сведениям из одних источников корабль по состоянию на 1735 год из-за прогнившего корпуса заполнился водой и находился на мели в Кронштадтской гавани в полузатопленном состоянии, а в 1736 году был разобран[7][9], согласно другой версии «Ингерманланд» затонул в Кронштадтской гавани в 1738 году и был разобран только после 1739 года[2].

Галерея

Командиры корабля

В таблице приведены командиры линейного корабля «Ингерманланд» за всё время его службы в составе Российского императорского флота.

Годы службы Звание Имя и фамилия Комментарий Прим.
1715—1717 годы капитан 3-го ранга Мартин Госслер Фактически командовал кораблём большую часть его службы,
в том числе во время Северной войны.
[14][15]
1717—1721 годы капитан 1-го ранга
1721 год капитан 3-го ранга Карл Верден Назначен командовать кораблём по расписанию,
однако фактически командовал кораблём «Святая Екатерина».
[14][16]
1722 и 1724 годы капитан-командор Мартин Госслер Вновь командовал кораблём в практических плаваниях уже
после окончания Северной войны.
[14][17]

Примечания

Комментарии

  1. Второй, «Москва», был заложен 30 октября (10 ноября1712 года и спущен на воду 27 июня (8 июля1715 года.
  2. 151 фут.
  3. 42 фута.
  4. 18 футов 3 дюйма.

Ссылки на источники

Литература

  • Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. — СПб.: Типография морского министерства, 1872. — 798 с.
  • Веселаго Ф. Ф. Общий морской список от основания флота до 1917 г.. — СПб.: «Атлант», 2013. — Т. 1. — 544 с. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 978-5-906200-02-0.
  • Общий морской список от основания флота до 1917 г.. — СПб.. — (Военно-историческая библиотека).
  • Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. — М.: Воениздат, 1997. — Т. 1. — 312 с. — (Корабли и суда Российского флота). — 10 000 экз. — ISBN 5-203-01788-3.
  • Широкорад А. Б. 200 лет парусного флота России / Под ред. А. Б. Васильева. — 2-е изд. — М.: «Вече», 2007. — 448 с. — ISBN 978-5-9533-1517-3.
  • Ден, Джон. История Российского флота в царствование Петра Великого. — СПб.: Историческая иллюстрация, 1999. — 192 с. — ISBN 5-89566-006-1.
  • Материалы для истории русского флота / Елагин С. — СПб.: Типография Морского министерства, 1865. — Т. I.
  • Материалы для истории русского флота / Елагин С. И.. — СПб.: Типография Морского министерства, 1865. — Т. II.
  • Материалы для истории русского флота / Веселаго Ф. Ф. — СПб.: Типография Морского министерства, 1879. — Т. VII.
  • Быховский И. А. Петровские корабелы. — Л.: Судостроение, 1982. — 100 с.
  • Матвеева Т. М. Убранство русских кораблей. — Л.: Судостроение, 1979. — 224 с.
  • Anderson R. C. Naval Wars in the Baltic. — London, 1969. (англ.)
  • Михайлов М. А. Модели парусных кораблей русского флота. — М.: ДОСААФ, 1971. — 32 с.
  • Крайнюков В. Г., Ларионов А. Л. Каким был петровский корабль Ингерманланд? // Судостроение. — 1987. — № 8.
  • Попов А. А. 64-пушечный корабль Петра Великого «Ингерманланд» // Записки ученого комитета Главного морского штаба. Ч. 1. — СПб., 1842. — С. 132–134.
  • Дыгало В. А. Флот государства Российского.Откуда и что на флоте пошло / Под. ред. И. Ф. Цветкова. — 1-е изд.. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Пангея», 1993. — 352 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-01-003952-4.