Подзор
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3b/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80_%D0%BF%D0%BE%D0%B4_%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%BC_%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%88%D0%B8.jpg/300px-%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80_%D0%BF%D0%BE%D0%B4_%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%BC_%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%88%D0%B8.jpg)
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Russia-Suzdal-MWAPL-House_of_Peasant_of_Average_Means-4.jpg&width=300)
Подзóр — украшение в архитектуре, декоративные деревянные доски с глухой или сквозной резьбой или металлические полосы с прорезным узором, окаймляющие свесы кровли[1]. С повсеместным распространением с середины XIX века ажурной резьбы в домовом декоре стали широко использоваться подзоры с пропильным или накладным орнаментом разных форм. На домах в Архангельской и Олонецкой губерниях подзоры, как правило, не ставили.
В мебели подзором называется доска или брусок, прикреплённые снизу к выступающему элементу конструкции (полки, консоли и т. п.). Обычно нижний край подзора имел декоративный силуэт, а лицевая сторона украшалась накладками или резьбой.
Подзором также называют полосу ткани с вышивкой или кружевом, пришиваемую к одному из длинных краев простыни, так что при застеленной постели подзор остаётся открытым и свисает над полом[2]. Мотивы вышивок на подзорах разнообразны: встречаются геометрический и растительный орнамент, птицы (утки, петухи, павы и др.), животные (лев, барс, конь), женские фигуры, мотив мирового древа и образы мифологических животных. На территории средней полосы России, особенно в Костромской, Нижегородской, Московской губ., на подзорах можно увидеть целые сцены, изображающие охоту, гулянье и пр. Вышивка на подзорах выполнялась в самых различных техниках (роспись, крест, тамбур, настил по перевити, вологодское стекло и т. д.). В северных губерниях обычно вышивали красными или белыми нитками по белому холсту. Большинство белых подзоров, первое упоминание о которых датировано 1701 годом, было выполнено в конце XVIII — начале XIX века.
Цветовая гамма среднерусских и южнорусских подзоров значительно разнообразней. В вышивке костромских и нижегородских подзоров часто используется шёлковая и золотая нить. В кружевных подзорах, обычно белого цвета, используется геометрический и стилизованный растительный орнамент, завершаются они, как правило, фестонами. Термин был распространён повсеместно.
Примечания
- ↑ Э. С. Юсупов. Подзор // Словарь терминов архитектуры. — СПб.: Фонд «Ленинградская галерея», 1994. — С. 287. — 432 с. — ISBN 5-85825-004-1.
- ↑ Подзор // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М.: Государственное издательство торговой литературы, 1959. — Т. VII. — Стб. 151—152
Литература
- Подзор // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М.: Государственное издательство торговой литературы, 1959. — Т. VII. — Стб. 151—152
- Плужников В. И. Подзор // Термины российского архитектурного наследия. — М.: «Искусство—XXI век», 2011. — С. 266—267. — 424 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-98051-087-9.
- Баранов Д. А., Баранова О. Г. и др. Подзор // Русская изба: Иллюстрированная энциклопедия. — СПб.: «Искусство—СПБ», 2004. — С. 100—101. — 376 с. — ISBN 5-210-01589-0.
- Л. В. Беловинский. Подзор // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 496. — 784 с.: — ил. с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4.