Леферм (линейный корабль, 1699)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Леферм
фр. Le Ferme
Чертёж корабля «Леферм»Чертёж корабля «Леферм»
Служба
Флаг Франции Франция (1699—1702)
Англия (1702—1714)
 Российская империя (1714—1737)
Класс и тип судна парусный линейный корабль
Тип парусного вооружения трёхмачтовый корабль
Порт приписки Кронштадт (c 1714 года)
Организация Балтийский флот (c 1714 года)
Изготовитель Рошфор
Корабельный мастер Оноре Малле (Honore Mallet) и Масон (Masson)
Строительство начато 1699 год
Спущен на воду 1699 год
Выведен из состава флота 1737 год
Основные характеристики
Водоизмещение 1300 тонн (во Французском флоте), 1288 тонн (в Английском флоте)
Длина по верхней палубе 147 футов 4 дюйм (французских)= 47,86 м; 157 футов 2 дюйма (английских)=47,85. После перестройки 1723 году=47,1 м
Длина по гондеку 129 английских футов (39,32 м)
Длина по килю 130 французских футов (42,23 м)
Ширина по мидельшпангоуту 40 футов 9 дюймов (французских=13,13 м), 43 футов 6 дюймов (английских=13,25 м). После перестройки 1723 году=13,4 м
Осадка 5,4 м, 17 (франц.), 19-6 (англ.) футов, или 18 (франц.), 21 (англ.) футов.
Глубина интрюма 16 футов 6 дюймов, 17 футов 11 дюймов
Скорость хода 8—9 узлов (при полном ветре в бакштаг)
Экипаж 470 человек[1]
Вооружение
Общее число орудий 66/72
Орудий на гондеке

Флаг Франции На службе Франции: 26 24-фунтовых
, На службе Англии: 26 32-фунт.


Андреевский флагНа службе России: 26 24-фунт.
Орудий на опердеке

Флаг Франции На службе Франции: 28 12-фунтовых
, На службе Англии: 28 18-фунтовых[2]

Андреевский флагНа службе России: 28 12-фунтовых
Орудий на шканцах 14 6-фунтовых
Орудий на баке 4 6-фунтовых

Леферм (фр. Le Ferme) — линейный корабль начала XVIII века, последовательно входивший в состав флотов Франции, Англии и России.

История строительства

Название корабля (Le Ferme) с французского языка переводится как «Твёрдый». В списках кораблей французского флота, построенных до 1700 года включительно известны только 3 корабля под именем Le Ferme. Первый, 58-пушечный, был построен в Бресте в 1661 году (до 1671 года носил название «Royal»), в 1676 году признан негодным. Второй корабль, построенный в 1671 году как «Alsace» на верфи в Рошфоре и с 1678 года носивший название Le Ferme, был в 1700 году расформирован и разобран. Новый, третий по счёту корабль с именем Le Ferme («Леферм»), строился для замены последнего корабля, вышедшего из состава французского флота и был заложен и спущен в 1699 году.

История службы

Служба во французском и английском флотах

Во время битвы в гавани Виго англичане и голландцы уничтожили испанский флот, перевозивший серебро на сумму около миллиона фунтов стерлингов.

12 октября 1702 года в составе эскадры франко-испанского флота под началом адмирала маркиза де Шаторено, как 72-пушечный линейный корабль участвовал в битве в бухте Виго против английской эскадры, вдвое превосходившей французскую эскадру по численности (26 против 18) и по числу орудий. Был захвачен англичанами в ходе сражения 14 октября 1702 года и был подготовлен к дальнейшей службе капитаном Сальмоном Моррисом (англ. Salmon Morris) и под своим прежним названием (Ferme) вступил в состав Английского Королевского флота[3].

13 августа 1704 года в составе флота адмирала Джорджа Рука и в составе дивизии из 10 боевых (в том числе 8 линейных) кораблей Джорджа Бинга, замыкающей английскую линию баталии, «Леферм» участвовал в сражении при Малаге. Корабль, имея на вооружении 70 пушек, возглавлял английский арьергард. Кораблём командовал барон Уилд. В ходе сражения 25 человек из команды корабля было убито, а 48 — ранено[4].

После завершения Войны за испанское наследство корабль был продан.

Служба в Российском Императорском флоте

Корабль «Леферм» был куплен Ф. С. Салтыковым 12 (23) ноября 1713 года в Англии и под тем же именем вошёл в состав Балтийского флота России. 9 (20) июня 1714 года корабль пришёл в Ревель[1][5].

Принимал участие в Северной войне. В 1714, 1715, 1717 и 1718 годах в составе эскадр выходил в крейсерские плавания в Финский залив, в 1716 году находился на Кронштадтском рейде. С 1719 по 1723 год подвергся тимберовке заменой всей обшивки в Санкт-Петербурге. В 1725 году в составе эскадры генерал-адмирала графа Ф. М. Апраксина совершал плавания в Финском [6]. В 1729, 1732 и 1733 годах в составе эскадр также находился в практических плаваниях в Финском заливе. В 1723, 1726 и 1728 годах корабль стоял на Кронштадтском рейде и на нём шло обучение экипажа[1].

Принимал участие в действиях флота 1734 года под Данцигом. 14 (25) мая года вышел из Кронштадта в составе эскадры вице-адмирала Н. А. Синявина, 26 мая (6 июня) прибыл к Пиллау, после чего вместе с флотом ушёл к Данцигу. 2 (13) июня корабль вернулся в Кронштадт[1].

В 1737 году корабль «Леферм» был выведен из состава флота и разобран[1][5].

Командиры корабля

Командирами корабля «Леферм» в Балтийском флоте России в разное время служили[1]:

  • П. И. Сиверс (1714—1715 годы);
  • Г. Вессель (1717—1718 годы);
  • Д. Вильстер (1724—1725 годы);
  • капитан 1-го ранга Н. П. Вильбоа (1725 год)[комм. 1][8];
  • капитан-лейтенант А. Абельсен (1725 год)[6];
  • Д. Лоренц (1726 и 1728 годы);
  • В. Фангент (1729 год);
  • П. Бене (1732 год);
  • Я. Дюсен (1733 год);
  • Я. С. Барш (1734 год).

См. также

Примечания

Комментарии
  1. Был назначен командиром корабля по росписанию, однако фактически командование им не осуществлял[7].
Источники
  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Корабли, купленные за границей (недоступная ссылка). «Военная Россия». Дата обращения: 5 сентября 2014. Архивировано 6 октября 2014 года.
  2. Вооружение для мидельдека и опердека корабля приведено по английским штатам 1706 г.
  3. The Royal Navy. A History from the earliest times to the present by Wm. Laird Clowes. In five volums. Vol. 2. L., 1898. P. 381—382.
  4. The Royal Navy. A History from the earliest times to the present by Wm. Laird Clowes. In five volums. Vol. 2. L., 1898. P. 399.
  5. 5,0 5,1 Линейные корабли Балтийского флота. randewy.ru. Дата обращения: 3 сентября 2014. Архивировано 4 июля 2014 года.
  6. 6,0 6,1 Веселаго I, 2013, с. 148.
  7. Веселаго I, 2013, с. 209.
  8. Веселаго I, 2013, с. 207, 209.

Литература

на русском:

  • Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. — СПб.: Типография морского министерства, 1872. — 798 с.
  • Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. — М.: Воениздат, 1997. — Т. 1. — 312 с. — (Корабли и суда Российского флота). — 10 000 экз. — ISBN 5-203-01788-3.
  • Широкорад А. Б. 200 лет парусного флота России / Под ред. А. Б. Васильева. — 2-е изд. — М.: «Вече», 2007. — 448 с. — ISBN 978-5-9533-1517-3.
  • Веселаго Ф. Ф. Общий морской список от основания флота до 1917 г.. — СПб.: «Атлант», 2013. — Т. 1. — 544 с. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 978-5-906200-02-0.

на французском:

  • Winfield, Rif, Roberts, S. Stephen. French Warships in the Age of Sail. — Barnsley: Seaforth Publishing, 2017. — Vol. I / 1626—1786: Design, Construction, Careers and Fates. — 438 с. — ISBN 978-1-47389-351-1.
  • Boudriot, Jean[фр.]. Les vaisseaux de 74 à 120 canons 1650-1850. — Paris: ANCR, 1995. — 436 p. — ISBN 2-903-178-19-1.
  • Lemineur, Jean-Claude. Les Vaisseaux du Roi Soleil: étude historique. — Paris: Ancre, 1996. — 248 с. — (Collection Archeologie Navale Francaise). — ISBN 978-2-90638-122-3.