Выборг (линейный корабль, 1710)
Выборг | |
---|---|
Служба | |
Российская империя | |
Класс и тип судна | Парусный линейный корабль 4 ранга |
Организация | Балтийский флот |
Изготовитель | Новоладожская верфь |
Корабельный мастер | Ричард Броун |
Корабельные подмастерья | Г. А. Меншиков |
Строительство начато | август 1708 года |
Спущен на воду | 1710 год |
Выведен из состава флота | Разбился 11 (22) июля 1713 года. Сожжён экипажем на следующий день. |
Основные характеристики | |
Длина по верхней палубе | 35,7 м |
Ширина по мидельшпангоуту | 12,3 м |
Осадка | 4 м |
Экипаж | 330 человек[1] |
Вооружение | |
Общее число орудий | 50/45[2] |
Орудий на гондеке | 20 18-фунтовых |
Орудий на мидельдеке | 20 8-фунтовых |
«Выборг» — парусный 50-пушечный линейный корабль Балтийского флота России. Второй (после «Риги») линейный корабль, построенный для Балтийского флота.
Описание корабля
Парусный линейный корабль 4 ранга, один из четырёх кораблей типа «Рига». Корабли данного типа стали первыми кораблями Балтийского флота, обладали слабой мореходностью и низкими маневренными качествами, что было обусловлено строительством на приладожских верфях. Длина судна составляла 35,7 метра, ширина — 12,3 метра, а осадка — 4 метра. Экипаж судна состоял из 330-и человек, а вооружение составляли 50 орудий, при этом на нижнем деке были установлены 18-фунтовые орудия, на верхнем — 12-фунтовые, а на фордеке и баке — 4-фунтовые. Название корабль получил в честь крепости Выборг, взятой русскими войсками 13 (24) июня 1710 года[1][2][3][4][5].
История строительства
Корабль был заложен на Новоладожской верфи вместе с ещё одним кораблём: «Ригой» в августе 1708 года. Строительство обоих кораблей велось английским корабельным мастером на русской службе Ричардом Броуном. Спущен не позднее 25 июня (6 июля) 1710 года. Вошёл в состав Балтийского флота России[3][4][5].
История службы
После спуска участвовал в торжественных церемониях на Неве в Санкт-Петербурге, проводившихся в честь захвата русскими войсками города Риги. После празднования русских побед в июне 1710 года перешёл из Санкт-Петербурга к Кроншлоту[1][2][3].
Принимал участие в Северной войне. С августа по октябрь 1710 года маневрировал у Кроншлота под флагом Петра I. В 1711 и 1712 годах выходил к Кроншлоту для защиты Санкт-Петербурга с моря в составе эскадры, а на зимовку уходил в Неву. Совершал манёвры на рейде с целью обучения экипажа. С мая 1713 года в составе эскадры вице-адмирала К. И. Крюйса крейсировал в Финском заливе. 10 (21) и 11 (22) июля участвовал в преследовании отряда шведских судов, под командованием капитан-командора Рааба шёл головным в колонне[1][5].
11 (22) июля 1713 года вместе с линейными кораблями «Рига» и «Святой Антоний» наскочил на камни банки Кальбодагрунд. Несмотря на усилия всех гребных судов эскадры, стащить корабль с камней не удалось. В ночь на 12 (23) июля 1713 года корпус корабля переломился и наутро был сожжён экипажем. Два других корабля удалось спасти[1][2].
Командиры
Командирами корабля «Выборг» в разное время служили[1]:
- Н. А. Сенявин (1710 год).
- П. Беземакер (1712 год).
- В. Шельтинг (1713 год).
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Линейные корабли типа «Рига» . «Военная Россия». Дата обращения: 3 сентября 2014. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Линейные корабли Балтийского флота . randewy.ru. Дата обращения: 3 сентября 2014. Архивировано 4 июля 2014 года.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Чернышёв, 1997, с. 25—26.
- ↑ 4,0 4,1 Широкорад, 2007, с. 4.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Линейный корабль «Выборг» . rustrana.ru. Дата обращения: 3 сентября 2014. Архивировано 21 января 2007 года.
Литература
- Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. — СПб.: Типография морского министерства, 1872. — 798 с.
- Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. — М.: Воениздат, 1997. — Т. 1. — 312 с. — (Корабли и суда Российского флота). — 10 000 экз. — ISBN 5-203-01788-3.
- Широкорад А. Б. 200 лет парусного флота России / Под ред. А. Б. Васильева. — 2-е изд. — М.: «Вече», 2007. — 448 с. — ISBN 978-5-9533-1517-3.