Ибадиты

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ибадиты
араб. الاباضية
Общие сведения
Другие названия абадиты
Основание VII век
Основатель Джабир ибн Зейд
Осново­положники Абдуллах ибн Ибад
Вероисповедание
Религия ислам
Течение хариджизм
Союзники хариджиты
Противники сунниты, шииты
Распространение
Страны Оман и др.
Современные представители Ахмад аль-Халили

Ибади́ты (абадиты, араб. الاباضية‎‎) — исламское течение, отличающееся как от суннизма, так и от шиизма. Ибадизм часто характеризуют как умеренную фракцию в движении хариджитов, хотя сами ибадиты отказываются признавать себя хариджитами. Ибадиты возникли в VII веке в Ираке; получили название по имени Абдуллаха ибн Ибада[1]. Однако информация, содержащаяся в ибадитских источниках, показывает, что ибн Ибад играл второстепенную роль в создании и руководстве движения ибадитов по сравнению с его первым имамом и основателем, которым был Джабир ибн Зейд[2].

Ибадиты и хариджиты

Считая Джабир ибн Зейда основателем собственного мазхаба — правовой школы, в политическом смысле ибадиты определяют себя прямыми преемниками мухаккимитов. Два их лидера, выживших в Нахраванской битве — Абу Биляль Мирдас и Урва бин Худейр, — также стояли у истоков движения ибадитов (самоназвание ахлю-ль-хакк уа-ль-истикама), будучи ближайшими соратниками Джабир ибн Зейда. В свою очередь, по мнению ведущих учёных из числа ибадитов, все претензии в адрес мухаккимитов, такие как обвинение ими в неверии своих противников из числа мусульман, включая Али ибн Абу Талиба, как и их причастность к его, так и Абдуллаха ибн Хаббаба убийству, необоснованны. Виновники этих преступлений — Мисар ибн Фидаки и Абдуррахман ибн Мульджам — не были связаны с мухаккимитами и людьми из Нахравана — Мисар ибн Фидаки пытался со своим отрядом присоединиться к мухаккимитам, но был изгнан лидером мухаккимитов Абдуллахом ибн Вахбом ар-Расиби, когда стало известно, что он совершил, а Абдуррахман ибн Мульджам вообще никогда не был мухаккимитом. Ибадиты утверждают, что мухаккимиты относились к своим противникам точно так же, как Али ибн Абу Талиб к Тальхе и Аз-Зубайру во время их противостояния. Появление же подобных воззрений, как обвинения в неверии своих противников и т. п. среди радикальных сект хариджитов связано уже с более поздним этапом их формирования и не имеет ничего общего с позицией самих мухаккимитов, которую целиком разделяют их прямые последователи в лице ибадитов[3][4][5]. Выступивших против них мусульман ибадиты не считают ни праведниками, ни многобожниками. Проливать кровь несогласных с их убеждениями мусульман они считают запретным. А территорию, на которой проживают их противники, ибадиты считают мусульманской, за исключением местонахождения армии, которая готовится выступить против них. Во время войны с мусульманами разрешается брать в качестве добычи только лошадей, оружие и военное снаряжение. Всё остальное запрещено. Ибадиты считают свидетельство остальных мусульман на судебных процессах правомочным и допустимым. Разрешается также вступать с ними в брак[6].

Нафи ибн аль-Азрак теоретически обосновывал своё и своих последователей, получивших позже название азракиты по имени ибн аль-Азрака, право обращаться со всеми мусульманами как с врагами Аллаха, ставил себя и своих последователей вне всего мусульманского сообщества. Он послал письмо с изложением этих принципов в Басру Абдуллаху ибн ас-Саффару и Абдуллаху ибн Ибаду. Письмо попало к ибн ас-Саффару, и он скрыл его от остальных, опасаясь возникновения раздоров. Ибн Ибад узнал о послании и потребовал дать для ознакомления. Прочитав, он возмутился: «Эти люди (то есть не хариджиты) отвергают милости и заветы, но они не многобожники, мы можем только убивать их [в сражении], но вся их собственность запретна для нас» (Табари, II, с. 518—519). Здесь мы впервые встречаемся с чётко сформулированной программой крайних хариджитов и принципиальным положением, отделяющим их от ибадитов — азракиты считали всех мусульман, не разделяющих их взгляды, язычниками (мушрикун), тогда как ибадиты считали иноверующих мусульман совершающими грех, но мусульманами, решение о которых принадлежит Аллаху[7].

Регионы с ибадитским населением на карте мусульманского мира зелёный: суннитские районы, красный: шиитские районы, фиолетовый: ибадиты

Распространение

Ибадиты вели борьбу против Халифата, создали свои имаматы, в том числе имамат Рустамидов в Тахерте (Северная Африка, VIII — начало X веков), а также на короткое время имамат в Йемене. Тогда же появилось ибадитское государство в Омане, которое сохранилось и до наших дней.

Хотя ибадиты составляют 1 % от всех мусульман, они живут во многих частях мусульманского мира. В современном мире ибадиты составляют большую часть населения Омана (около 75 %)[8] и имеют общины в Йемене, ОАЭ, Алжире (Мзаб), Тунисе (Джерба), Ливии (Нафуси и Зуара). Также многие ибадиты жили на острове Занзибар в Танзании, где у власти до революции 1964 года находились султаны династии Альбусаид, принадлежавшие, как и их оманская ветвь, к ибадитам.

Различия с суннитским и шиитским исламом

При том, что ибадизм является одним из исконных направлений в исламе, исследователи вынуждены характеризовать его в сравнении с более известными широкому европейскому читателю суннизмом, шиизмом, мутазилизмом и т. п. Так, в отличие от шиизма, в котором верховная власть должна передаваться по наследству внутри Дома Пророка — среди имамов, потомков Али ибн Абу Талиба и его жены, дочери Пророка Фатимы, — а также суннизма, в котором верховные правители мусульманской общины должны быть из курайшитов[9], ибадиты считают, что имамом всей общины может быть любой мусульманин. Они ссылаются на хадис Пророка Мухаммада: «Если будет поставлен повелителем над вами [даже] эфиопский раб с вырванными ноздрями (маджзу‘ аль-унф) и установит между вами Божественное Писание и мою Сунну, то слушайте его и ему повинуйтесь»[10]. При этом ибадиты следовали принципу «не может быть двух имамов в одном месте»[10], таким образом, они допускали одновременное существование нескольких имамов в разных частях мусульманского мира, которых избирал совет шейхов тайным голосованием. Выборы часто ограничивались одним родом. В их понимании избранный имам являлся полноправным главой общины, исполнявшим обязанности военачальника, судьи и богослова-факиха, но лишь при том условии, что он следует Корану, сунне и примеру первых имамов. В случае нарушения этого условия он мог быть смещён советом шейхов[11].

Если сунниты признают легитимными всех праведных халифов и тем самым подтверждают истинность тех способов определения верховных правителей, при посредстве которых таковыми стали Абу Бакр, Умар, Усман и Али, шииты считают первых трёх халифов узурпаторами верховной власти и единственным истинным наследником Пророка почитают Али, подтверждая тем самым принцип передачи власти внутри Дома Пророка, то ибадиты считают полностью соответствующими критериям ислама только двух первых халифов — Абу Бакра и Умара, имея ряд претензий к Усману и Али, во время правления которых в исламской общине началась всеобщая смута. При том, что в вероучительном отношении нет принципиальных различий между ибадизмом и другими течениями в суннизме, ибадизму присуща и некоторая специфика[10].

  • Ибадиты, вслед за сошедшими с исторической сцены теологами-мутазилитами, считают, что Коран сотворён, расходясь с суннитами, которые полагают Коран извечной (не имеющей определённого начала) речью Бога.[9] В то же время допустимы и иные мнения: некоторые учёные ибадиты разделяют позицию по этому вопросу с суннитами, другие утверждают, что вопрос о том, создан Коран или нет, необходимо оставить, так как мусульмане не могут быть осведомлены об этом ввиду отсутствия какой-либо информации о мнениях сподвижников по этой проблеме. В любом случае, данный вопрос, по мнению ибадитов, находится в рамках приемлемого разногласия и не влияет на веру[12].
  • Мусульмане не увидят Бога в раю. Ибадиты убеждены, что Бога в принципе нельзя увидеть, поскольку Он не ограничен ни пространством, ни временем и превыше того, что можно «видеть», будь то глазами или сердцем. Здесь они также ссылаются на 103 аят 6 суры «Скот». Это противоречит основам суннитской веры о том, что мусульмане увидят Бога в раю.
  • Кто попадает в ад, будет находиться там вечно. Это идет вразрез с верой суннитских мусульман, которые верят, что попавший в ад мусульманин будет находиться в нём определённый промежуток времени, чтобы очиститься от недостатков, после чего он попадёт в рай.
  • Ибадиты имеют свои собственные хадисы. Большинство хадисов по содержанию соответствуют суннитским, но их гораздо меньше, чем у суннитов — 1005 хадисов, включённых в Муснад имама ар-Раби ибн Хабиба аль-Фарахиди, составленный во II веке по Хиджре из 742 хадисов и дополненный Абу Якубом. Хотя есть и такие хадисы, которые используют только ибадиты.

Учёные

Примечания

  1. Беязи, Беязиты или Ибади // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Al-IBADHIYA CHAPTER I стр.50 JABIR B. ZAID AL-'AZDI Архивная копия от 7 марта 2016 на Wayback Machine The Founder of the Ibadhi School
  3. Ennami Amr Khalifa Al-IBADHIYA CHAPTER I стр.18-46 THE FOUNDATION OF THE IBADHIAH, AND THE IBADHI VIEWS ON THE KHARIJITE Архивная копия от 7 марта 2016 на Wayback Machine.
  4. Valerie J. Hoffman Historical Memory and Imagined Communities: Modern Ibāḍī Writingson Khārijism стр. 194—197
  5. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 июля 2016. Архивировано 22 декабря 2014 года. Al-Khawarij wal-Haqiqa Al-Gha’eba (Kharijites and the Absent Truth), Sheikh Nasser Suleiman Al-Sabi’ei
  6. Али-заде А. А. Ибадиты // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8. (CC BY-SA 3.0)
  7. Большаков О. Г. — История Халифата, ХАРИДЖИТСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В ИРАНЕ И АРАВИИ Архивная копия от 7 апреля 2013 на Wayback Machine 3. Между двумя гражданскими войнами, 656—696 Глава 7. Вторая гражданская война
  8. Статья с сайта cia.gov о Омане (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 апреля 2012. Архивировано 24 декабря 2018 года.
  9. 9,0 9,1 Яхйя аль-Джанавни http://annales.info/islam/small/janavni.htm Архивная копия от 9 августа 2016 на Wayback Machine КНИГА УСТАНОВЛЕНИЯ. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВ ВЕРЫ И ПРАВА] (Отрывок) Вступительная статья, перевод с арабского и комментарии А. А. Игнатенко
  10. 10,0 10,1 10,2 Яхйя аль-Джанавни КНИГА УСТАНОВЛЕНИЯ. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВ ВЕРЫ И ПРАВА (Отрывок) [1] Архивная копия от 9 августа 2016 на Wayback Machine Вступительная статья, перевод с арабского и комментарии А. А. Игнатенко
  11. Александр Колодин Ибадиты Архивная копия от 12 июня 2015 на Wayback Machine Культура веры. Путеводитель сомневающихся
  12. Al-IBADHIYA CHAPTER V IBATHI THEOLOGY The Qur’an 169—173. Дата обращения: 19 мая 2013. Архивировано 7 марта 2016 года.

Литература