Кубравия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Кубравиясуфийский тарикат, получивший распространение в Средней Азии. Назван по имени основателя Наджм ад-Дина Кубры из Хивы (11451221).

История

Основатель суфийского тариката Кубравия - Ахмад б. Умар б. Мухаммад б. Абдалла ас-Суфи аль-Хиваки аль-Хорезми больше известный как Наджм ад-дин шайх Абу-л-Джаннаб или Наджм ад-дин Кубра (1145-1221) учился у Исмаила Касри, Абу Ясир Аммара Бидлиси и Рузбехан Ваззан Мисри. После возвращения в Хорезм, Наджм ад-дин Кубра основал свою школу суфийского учения. Кубравийские шейхи имели свои центры в Бухаре, Самарканде, Дженде, ряде городов Ирана, Кашмире и Китае.[1]

Доктрина

  • Согласно доктрине ордена, человек есть микрокосм, потенциально содержащий в себе все божественные свойства, за исключением качества «Аллах милостивый, милосердный». Мистик, идя по пути совершенствования, адаптирует божественные имена вплоть до полного растворения в Боге. Для этого необходим суровый пост и полное подчинение своей воли воле шейха. Приближение к конечному состоянию знаменуется видением зелёного света. Ал-Кубра считал, что только мюршид может привести к познанию истины, так как идеи-образы (хаватир), появляющиеся в подсознании суфия во время медитаций в затворничестве, могут исходить как от Бога, так и от сатаны, как от сердца, так и от нафса, как от ангелов, так и от джиннов.
  • Ал-Кубра построил также свою теорию о неуловимых духовных центрах человеческого сознания и духа (лата’иф). Для своего пути, который он не отделял от «пути Ал-Джунайда», ал-Кубра разработал 10 принципов — основ братства Кубравийа и правила поведения мюрида (сифат аль-адаб).
  • «Единство свидетельства» (ва́хдат аш-шуху́д; араб. وحدة الشهود‎ ) — концепция, разработанная в начале XIV в членом братства кубравийа 'Ала ад-Даула ас-Симнани (1261—1336). Бог абсолютно трансцендентен и в силу этого обстоятельства мистик не может получить доказательств существования божественного бытия. Последнее является не столько сущностью бога, сколько есть «действие, создающее существование»; само бытие есть атрибут, абсолютно свойственный богу, но отделенный от его сущности. Цель мистика, идущего по мистическому пути познания, состоит не в том, чтобы добиться «соединения» (таухид) с божеством, а в том, чтобы понять, в чем состоит истинное «поклонение» (ибадат) богу. Поэтому ас-Симнани изменил обычную формулу триады мистического «пути» (сулук), поменяв местами третий и первый его этапы, на хакикаттарикатшариат, поскольку истинное знание постигается только благодаря неукоснительному и строгому соблюдению норм и предписаний священного закона (шар'), ниспосланного людям в откровении. [1]

10 принципов

  1. Тауба (раскаяние). Возвращение к Богу; вступление на путь служения Аллаху как мюриду суфийского пути.
  2. Зухд (аскеза). Отречение от всего бренного, земного; принятие аскетического образа жизни.
  3. Таваккуль (упование на Бога). Отказ от своей воли и положиться на Аллаха.
  4. Канаат (ограничение). Довольство долей; не желать ничего излишнего.
  5. Узлат[узб.] (уход). Уединение в келью; избегать общения с кем-то кроме Аллаха.
  6. Зикр (поминание). Постоянно думать о Всевышнем и отвлекать все мысли о земном.
  7. Таваджух (созерцание). Отвращение взора от всего земного и стремление раба Божего всецело к Аллаху.
  8. Сабр (терпеливость). Объявление войны (джихада) со всяким проявлением низменной человеческой натуры; полный отказ от страстей и желаний.
  9. Мураккаба (созерцание). Концентрация мысли на образе Бога, Пророка, святого или же на стихе Корана.
  10. Риза (довольство).

Литература

  • Из истории суфизма: источники и социальная практика. Т., 1991
  • Маликов А.М. Последователи ордена Кубравия и культурное влияние Хорезма в Центральной Азии и Китае (XIII - XVIII вв.) // Казахи и Хивинское ханство. Каскелен: Университет имени Сулеймана Демиреля, 2020. C.81-117
  • Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М.: Наука, 1969
  • DeWeese D. The Eclipse of the Kubraviyah in Central Asia // Iranian Studies, Volume XXI, Number 1-2, 1988

Примечания

  1. Маликов А.М. Последователи ордена Кубравия и культурное влияние Хорезма в Центральной Азии и Китае (XIII - XVIII вв.) // Казахи и Хивинское ханство. Каскелен: Университет имени Сулеймана Демиреля, 2020. C.81-117

Ссылки