Верблюжья битва
Верблюжья битва | |||
---|---|---|---|
Основной конфликт: Первая фитна | |||
Дата | 8 декабря 656 | ||
Место | Басра, Ирак | ||
Причина | Преемственность Мухаммеда | ||
Итог | Победа Али | ||
Противники | |||
|
|||
Командующие | |||
|
|||
Силы сторон | |||
|
|||
Потери | |||
|
|||
|
Верблюжья битва (араб. موقعة الجمل) — битва между сторонниками четвёртого праведного халифа Али ибн Абу Талиба и группой восставших против его правления во главе со вдовой исламского пророка Мухаммеда Аишей и его сподвижниками Тальхой ибн Убайдуллахом и аз-Зубайром ибн аль-Аввамом. Произошла 8 декабря 656 года.
Источники
Большая часть истории раннего ислама передавалась устно. Исторических источников времён Праведного халифата до наших дней дошло довольно мало. Неизвестно, существовали ли другие в принципе[4]. Сохранившиеся документы и сочинения об этом периоде, ровно как и о последующем периоде господства династии Омейядов, писались преимущественно в годы третьего, Аббасидского халифата[5]. Кроме них значительная информация о ранней истории ислама находится в сборниках хадисов[4], записей традиций и изречений Мухаммеда. Их развитие — важный элемент первых трёх веков исламской истории[6]. В связи с тем, что они были написаны значительно позже его смерти, ранние западные учёные не доверяли им[7]. Итальянский востоковед и исламовед начала XX века Леоне Каэтани считал приписывание сообщений и высказываний Ибн Аббасу и жене Мухаммеда Аише в основном вымыслом и больше доверял сведениям ранних арабских историков, таких как Ибн Исхак[8]. Современный исламовед Вилферд Маделунг же считает, что не избирательное игнорирование того, что не вошло в «ранние источники», — неправильный подход. Вместо этого он подходит к ним в контексте сравнения с данными историков[9].
Единственным историческим источником о событиях эпохи Верблюжьей битвы, написанным в годы мусульманской экспансии является «Китаб ас-Сакифа» шиита Сулейма ибн Кайса[англ.] — сборник хадисов и исторических отчётов первого века исламского летоисчисления. Он достаточно подробно повествует о событиях тех лет, в том числе и о вопросе преемственности[10][11][12][13]. Однако ранее относительно надёжности этого источника существовали сомнения, поскольку некоторые историки и исламоведы полагали, что данная работа на деле была написана позднее, учитывая, что её самое раннее упоминание в других трудах датируется XI веком[14].
Предыстория
Правление третьего праведного халифа Усмана ибн Аффана отметилось непотизмом, фаворитизмом, коррупцией и моральной деградацией[15]. 17 июня 656 года, после длительной осады дома халифа, недовольные происходящим убили его, а здание разграбили[16]. Среди ярых критиков Усмана были сподвижники Мухаммеда Тальха и аз-Зубайр и его вдова Аиша. Широко известна ведущая роль в подстрекательствах против Усмана, которую сыграли Тальха и Аиша[17], хотя последняя потом и отрицала свою причастность[18]. Скорее всего, Тальха и аз-Зубайр имели амбиции стать избранными халифами после смерти Усмана[19].
Во время осады дома Усмана в качестве посредника между мятежниками и халифом выступал Али, двоюродный брат и зять Мухаммеда[20], а его сын Хасан стоял на страже здания и был ранен мятежниками[21]. Хотя Али осудил убийство халифа, по мнению пакистанского историка Хусейна Джафари[урду], он мог рассматривать сопротивляющихся ему как движение по защите бедных и бесправных и как минимум сочувствовать мятежникам[22].
Вскоре после убийства Усмана в Медине собрались толпы, которые обратились к Али, умоляя его занять место убитого. Однако он отказался от этой чести[23]. По мнению Резы Аслана, это связано с высоким уровнем поляризации мусульманской общины после убийства халифа[24]. Существует и другая трактовка — Уильям Дюрант предполагает, что Али как мог избегал жизни «в которой религия была вытеснена политикой, а преданность — интригами»[25]. Тем не менее, в отсутствии других серьёзных претендентов и при поддержке со стороны бывших иракских сторонников халифа Усмана и некоторых ансаров, через некоторое время Али всё же согласился взять на себя ответственность управлять халифатом. Мусульмане собрались в Масджид ан-Набави в Медине, чтобы присягнуть ему на верность[26]. Согласно историку Мухаммаду Шабану, Али сделал это, чтобы избежать хаоса в ходе смуты из-за убийства халифа[27].
Вероятно, среди присягнувших на верность были и Тальха с аз-Зубайром[28][29]. В дальнейшем они оба заявили, что действительно присягнули ему на верность, но под давлением[30]. Но, по словам Маделунга, нет никаких свидетельств насилия на присяге[31], а некоторые исламские источники напрямую заявляют о запрете со стороны Али на подобное давление[32]. Востоковед Лаура Веччия Вальери посчитала, что само утверждение о присяге со стороны аз-Зубайра и Тальхи было сфабриковано[29]. Кроме того в источниках есть мнение, что они вдвоём покинули Али после того, как он не доверил им управлять Басрой и эль-Куфой и принялся отменять ранее назначенные Усманом значительные выплаты для сподвижников и элиты халифата[33].
Под предлогом совершения хаджа, Тальха и аз-Зубайр направились из Медины в Мекку. Здесь они встретили сильного своим влиянием на мусульманскую общину союзника в лице Аиши, главной среди вдов Мухаммеда. Она относилась к Али с неприязнью[34]. Узнав о том, что Али избрали халифом, Аиша, несмотря на своё раннее подстрекательство к убийству халифа Усмана, теперь публично обвиняла его в укрывательстве преступников и призывала мекканцев отомстить за содеянное[35]. Вместе с Тальхой и аз-Зубайром она потребовала свержения Али и организации традиционного совета, который должен был избрать нового халифа, которым вполне мог стать кто-то из её союзников[36]. Али осудили и другие сподвижники Усмана, включая Марвана ибн аль-Хакама из Омейядов, и некоторые назначенные Усманом служащие, оставшиеся не у дел[37]. Центром всего восстания стала священная Мекка[38].
Подготовка к сражению
В рамках подготовки к сражению Аиша, аз-Зубайр и Тальха во главе отряда в 600—900 бойцов выдвинулись в город Басра, Ирак, примерно в 1300 километрах от Хиджаза. Здесь им удалось собрать значительные силы[39]. Они добились финансирования кампании от богатых мекканцев, например представителя династии Омейядов Ялы ибн Муньи, бывшего наместника Усмана, смещённого халифом Али[40]. По словам арабского историка ат-Табари, в местечке под названием Хаваб на пути в Басру Аиша была обескуражена непрекращающимся воем собак, который напомнил ей о зловещем предупреждении Мухаммада своим жёнам много лет назад: «Придет день, когда собаки Хаваба будут лаять на одну из вас, и это будет день, когда подверженная этому лаю будет глубоко заблуждаться»[29][41]. Она даже планировала отказаться от кампании, но Тальха и аз-Зубайр её отговорили[42]. Последние при подготовке к сражению постоянно спорили о том, кто из них должен быть главным как в бою, так и в мирной жизни[29][43].
В Басре Аишу и компанию ждала неудача — хоть население города и было политически разделено, большая его часть всё же находилась стороне Али, поскольку он сместил коррумпированного наместника Усмана[44]. До прихода Аиши и компании, две группы, находящиеся в разных политических углах, устроили безрезультатное сражение, которое привело к большому количеству жертв, но закончилось перемирием и статусом-кво. Аиша, аз-Зубайр и Тальха разбили лагерь за пределами Басры[45]. Ожидание Али было неблагоприятным для повстанцев, которые позже совершили ночной налёт на город, убив десятки людей и в конечном итоге захватив контроль над Басрой. Наместника халифа они пытали, а затем заключили в тюрьму[29][46]
Узнав об этом событии, Али с небольшой армией лично отправился в город, а своего сына Хасана отправил в эль-Куфу для того, чтобы он заручился поддержкой у её жителей. Согласившиеся помочь Али встретились с его армией у Басры. Друг напротив друга расположились две армии, каждая из которых насчитывала примерно 10 тысяч человек[47]. Между армиями был разбит шатёр, в котором трое суток проходили переговоры между Тальхой, аз-Зубайром и Али. Стороны пытались прийти к соглашению и избежать надвигающейся полномасштабной войны. Несмотря на то, что подробности переговоров остаются неясными, многие арабские источники сообщают о том, что Али тогда напомнил аз-Зубайру случай из их детства, когда Мухаммед предсказал то, что между ними однажды будет несправедливое сражение[48].
По словам Маделунга, на переговорах Тальха, Аиша и аз-Зубайр требовали отставки Али и организации выборного совета для избрания преемника[49]. В ответ на их обвинения в свой адрес о нежелании выдать убийц Усмана Али напомнил Тальхе и Зубайру о своих усилиях по спасению третьего халифа и обвинил Аишу и Тальху в подстрекательствах к насилию против него[50]. Многие источники отмечают как усилия Али, призывавшего к сдержанности, так и ведущую роль Тальхи и Аиши в противостоянии Усману[17]. Через три дня после начала переговоры закончились ничем, и обеим сторонам ничего не оставалось, кроме как подготовиться к началу битвы[51][52]. В ранних исламских источниках популярна теория об успешности переговоров в которой рассказывается, что битву спровоцировали убийцы Усмана, однако, по словам Маделунга, она является чистейшим вымыслом[49].
Участники и командующие
Армия Али
- Али ибн Абу Талиб;
- Малик ибн аль-Харис[англ.];
- Хасан ибн Али;
- Хусейн ибн Али;
- Аммар ибн Ясир;
- Мухаммад ибн Абу Бакр;
- Абдаррахман ибн Абу Бакр[англ.];
- Муслим ибн Аки[англ.];
- Абу Катада аль-Ансари[англ.];
- Джабир ибн Абдуллах;
- Мухаммад ибн аль-Ханафия;
- Абу Айюб аль-Ансари;
- Кайс ибн Саид[англ.];
- Ади ибн Хатим[англ.]
Армия мятежников
Не идентифицированные
Ход битвы
Битва началась в полдень 8 декабря 656 года[52][55]. В последней попытке её избежать Али приказал одному из своих людей пронести копию Корана между линиями воинов на вытянутых руках, взывая к соблюдению его содержания. Однако повстанцы в ответ убили данного воина стрелой. Тогда Али отдал приказ начать наступление[56]. Аишу вывезли с поля боя верхом на красном верблюде, на котором стоял бронированный навес. Именно в честь этого животного битва и получила своё название[29][57]. По словам Лесли Хезлтон[англ.], вдова пророка, вполне вероятно, была центровой фигурой, обеспечивающей сплочённость мятежной армии, которая постоянно призывала их сражаться дальше несмотря ни на что во имя мести за Усмана[58].
Примечания
- Комментарии
- Источники
- ↑ MacLean Derryl N. Religion and Society in Arab Sind. — Thesis (PhD). — Montreal: Department: Institute of Islamic Studies, McGill University, 1984. — P. 309. — 477 p.
- ↑ 2,0 2,1 Hazleton, 2009, p. 107.
- ↑ 3,0 3,1 Madelung, 1997, p. 177.
- ↑ 4,0 4,1 Reeves, 2003, pp. 6—7.
- ↑ Беляев, 1966, с. 163.
- ↑ Kenneth Cragg A.[англ.]. Hadith (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
- ↑ Madelung, 1997, p. xi.
- ↑ Caetani Leone. Annali dell'Islam. — Milano: Ulrico Hoepli, 1907. — Vol. II. — P. 691—692. — 778 p. (итал.)
- ↑ Madelung, 1997, p. 20.
- ↑ Reason and inspiration in Islam: theology, philosophy and mysticism in Muslim thought: essays in honour of Hermann Landolt / edited by Hermann Landolt[англ.] & Todd Lawson[англ.], Institute of Ismaili Studies[англ.]. — L.; N. Y.: I.B. Tauris, 2005. — P. 59. — 558 p. — ISBN 978-1-85043-470-2.
- ↑ Sachedina Abdulaziz Abdulhussein[англ.]. Islamic Messianism: The Idea of the Mahdi in Twelver Shi'ism. — Albany, N.Y.: SUNY Press, 1981. — P. 54—55. — 240 p. — ISBN 0-87395-458-0. Архивная копия от 17 марта 2022 на Wayback Machine
- ↑ Modarressi Tabataba’i Hossein[англ.]. Tradition and survival: a bibliographical survey of early Shī'ite literature. — L.: Onewood Publication[англ.], 2003. — P. 82—88. — 464 p. — ISBN 978-1-85168-331-4.
- ↑ Dakake Maria M.[англ.]. The Charismatic Community: Shiʻite Identity in Early Islam. — Albany, N.Y.: SUNY Press, 2012. — P. 270. — 335 p. — ISBN 978-0-7914-7033-6. Архивная копия от 17 марта 2022 на Wayback Machine
- ↑ Khetia Vinay. Fatima as a Motif of Contention and Suffering in Islamic Sources. — Thesis (PhD). — Montréal: Concordia University, 2013. — P. 60. — 101 p. Архивная копия от 7 октября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Беляев, 1966, с. 154—156; Abbas, 2021, p. 117; Hazleton, 2009, p. 86; Madelung, 1997, p. 81.
- ↑ Wellhausen, 1927, pp. 49—50; Abbas, 2021, p. 119; Madelung, 1997, pp. 138—139.
- ↑ 17,0 17,1 Abbas, 2021, p. 122—125; Madelung, 1997, pp. 118—119; Hazleton, 2009, pp. 87—95; Jafri, 1979, pp. 62—64; Rogerson, 2006, p. 289.
- ↑ Madelung, 1997, p. 101.
- ↑ Madelung, 1997, p. 141; Hazleton, 2009, p. 104; Jafri, 1979, p. 63.
- ↑ Madelung, 1997, pp. 112—113; Abbas, 2021, pp. 122—123; Hazleton, 2009, pp. 93—95.
- ↑ Abbas, 2021, p. 125; Hazleton, 2009, p. 95; Jafri, 1979, p. 62.
- ↑ Jafri, 1979, pp. 63—64.
- ↑ Aslan, 2011, p. 131; Abbas, 2021, p. 129; Madelung, 1997, p. 142.
- ↑ Aslan, 2011, p. 131.
- ↑ Abbas, 2021, p. 128.
- ↑ Hazleton, 2009, p. 99; Madelung, 1997, pp. 141—142; Jafri, 1979, p. 63; Rogerson, 2006, pp. 286—287.
- ↑ Shaban, 1976, p. 71.
- ↑ Madelung, 1997, pp. 144—145; Rogerson, 2006, p. 287.
- ↑ 29,0 29,1 29,2 29,3 29,4 29,5 Al-Djamal / Veccia Vaglieri L. // Encyclopaedia of Islam. 2 ed : [англ.] : in 12 vol. / edited by B. Lewis; J. Schacht[англ.] & Ch. Pellat. Assisted by J. Burton-Page, C. Dumont and V.L. Ménage. — Leiden : E.J. Brill, 1991. — Vol. 2. (платн.)
- ↑ Madelung, 1997, pp. 144—145; Abbas, 2021, pp. 130—132; Rogerson, 2006, p. 289.
- ↑ Madelung, 1997, pp. 144—145.
- ↑ Abbas, 2021, pp. 130—132; Madelung, 1997, p. 145.
- ↑ Abbas, 2021, p. 132; Hazleton, 2009, p. 104.
- ↑ Abbas, 2021, pp. 106 & 135—136; Madelung, 1997, pp. 107 & 157; Jafri, 1979, p. 27; Hazleton, 2009, p. 104; Rogerson, 2006, p. 294.
- ↑ Madelung, 1997, pp. 147 & 155—156; Hazleton, 2009, pp. 146—147.
- ↑ Madelung, 1997, pp. 157—158; Rogerson, 2006, pp. 289—291.
- ↑ Abbas, 2021, p. 135; Madelung, 1997, p. 147.
- ↑ Madelung, 1997, p. 155.
- ↑ Madelung, 1997, pp. 157—158; Rogerson, 2006, p. 290.
- ↑ Madelung, 1997, pp. 155—157; Rogerson, 2006, p. 290.
- ↑ Abbas, 2021, p. 131; Hazleton, 2009, pp. 101—105.
- ↑ Abbas, 2021, p. 138.
- ↑ Abbas, 2021, p. 138; Madelung, 1997, pp. 158—162.
- ↑ Abbas, 2021, p. 137; Hazleton, 2009, p. 106; Rogerson, 2006, p. 294.
- ↑ Madelung, 1997, p. 162.
- ↑ Abbas, 2021, p. 137; Madelung, 1997, pp. 162—163; Hazleton, 2009, p. 107; Rogerson, 2006, p. 294.
- ↑ Madelung, 1997, p. 166; Hazleton, 2009, p. 107; Rogerson, 2006, p. 295.
- ↑ Abbas, 2021, p. 139; Madelung, 1997, p. 169; Rogerson, 2006, p. 295.
- ↑ 49,0 49,1 Madelung, 1997, p. 169.
- ↑ Abbas, 2021, p. 139; Madelung, 1997, p. 169.
- ↑ Madelung, 1997, p. 169; Rogerson, 2006, p. 295.
- ↑ 52,0 52,1 Ali b. Abi Talib / Gleave Robert M. // Encyclopaedia of Islam. THREE : [англ.]. — Leiden : Koninklijke Brill, 2021. — ISSN 1873-9849. (платн.)
- ↑ Islamic period (англ.). http://www.ismaili.net. London: Institute of Ismaili Studies. Дата обращения: 2 мая 2022. Архивировано 9 июля 2006 года.
- ↑ 54,0 54,1 54,2 Madelung, 1997, pp. 165—173; Abbas, 2021, pp. 139—142; Hazleton, 2009, pp. 113—120.
- ↑ Madelung, 1997, pp. 169—170; Rogerson, 2006, p. 295.
- ↑ Madelung, 1997, p. 170.
- ↑ Abbas, 2021, p. 139; Hazleton, 2009, p. 113.
- ↑ Hazleton, 2009, p. 114.
Литература
- На русском
- Али-заде А. А. Али ибн Абу Талиб // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — С. 68. — ISBN 978-5-98443-025-8. (CC BY-SA 3.0)
- ас-Салляби А. М. Али ибн Абу Талиб. Четвёртый праведный халиф = علي بن ابي طالب / Пер. с араб., прим., комм. Е. Сорокоумовой; Ответственный редактор Кабир Кузнецов. — М.: Умма, 2013. — 768 с. — (История Халифата). — ISBN 978-5-94824-146-3. — ISBN 978-5-94824-191-3.
- Беляев Е. А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье . — 2-е изд. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1966. — 279 с. — 9000 экз.
- Большаков О. Г. История халифата : в 4 т.. — 2-е издание. — М. : ГРВЛ, 2002. — Т. II : Эпоха великих завоеваний 633—656. — 294 с. — ISBN 978-50-201-6552-6. — OCLC 21524828.
- На английском
- Abbas Hassan. The Prophet's heir: The life of Ali ibn Abi Talib. — complete ed. — New Haven: Yale University Press, 2021. — 256 p. — ISBN 978-0-300-25205-7. Архивировано 17 марта 2022 года. (англ.)
- Aslan Reza. No god but God: The Origins, Evolution, and Future of Islam. — Updated ed. — N. Y.: Random House, 2011. — xxxi, 338 p. — ISBN 9780812982442. — ISBN 0812982444.
- Crone Patricia. Slaves on Horses: The Evolution of the Islamic Polity (англ.). — 2nd edition, first published in 1980. — Cambr. • L. • N. Y. • New Rochelle • Melbourne • Sydney: Cambridge University Press, 2003. — 302 p. — ISBN 0-521-52940-9. Архивировано 5 декабря 2021 года. (англ.)
- Hazleton Lesley. After the Prophet: The epic story of the Shia-Sunni split in Islam. — N. Y. • L. • Toronto • Sydney • Auckland: Knopf Doubleday Publishing Group, 2009. — 239 p. — ISBN 978-0-385-52393-6. (англ.)
- Jafri S.H.M. The Origins and Early Development of Shia Islam. — L.: Longman, 1979. — 344 p. — (Millennium). — ISBN 978-0-195-79387-1. (англ.)
- Madelung Wilferd. The Succession to Muhammad: a study of the early Caliphate. — Cambr.: Cambridge University Press, 1997. — 413 p. — ISBN 0-521-56181-7. — ISBN 978-0-521-56181-5. (англ.)
- Reeves Minou[англ.]. Muhammad in Europe: A Thousand Years of Western Myth-Making. — N. Y.: NYU Press, 2003. — P. 6—7. — 320 p. — ISBN 978-0-8147-7564-6. (англ.)
- Rogerson Barnaby[англ.]. The Heirs Of The Prophet Muhammad: And the Roots of the Sunni-Shia Schism. — 1st ed. — L.: Abacus, 2006. — 415 p. — ISBN 978-0-349-11757-7. (англ.)
- Shaban Muhammad A. Islamic History: A New Interpretation. — 2nd reprinted ed. — Cambr.: Cambridge University Press, 1976. — Vol. I, AD 600–750 (A.H. 132). — 206 p. — ISBN 0-521-29131-3. — ISBN 978-0-521-29131-6.
- Wellhausen Julius. The Arab Kingdom and its Fall = Das Arabische Reich und sein Sturz (нем.) / translated by Margaret Graham Weir. — Calcutta: University of Calcutta, 1927. — 592 p. (англ.)