Гнафия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Женская театральная маска на гнафианской ойнохойе. 330—290 гг. до н. э., Лувр

Гнафия, гнафианские, гнацианские вазы (лат. Gnatia, из греч. Γναθια) — разновидность античных керамических изделий, которые изготавливали древнегреческие мастера на территории юго-восточной Италии (в то время Великая Греция) в IV—III вв. до н. э. Название от приморского города Гнафия в восточной Апулии (ныне Эгнация), где в середине XIX века были впервые обнаружены подобные изделия, хотя подобные изделия изготавливали не только в Италии, но и на «всём эллинистическом Востоке»[1].

Производство италийской керамики этого времени отражало переход от классической краснофигурной вазописи к полихромной, характерной для периода эллинизма. «Гнафианские вазы» отличаются сплошным чернолаковым фоном и пёстрой «накладной» (слегка рельефной) росписью, сделанной густым ангобом белого, золотисто-жёлтого или пурпурного цвета. Такая своеобразная роспись сочетается с граффити — процарапанными линиями — насечками и частичным рифлением поверхности[2].

Формы таких изделий — амфор и амфорисков, кратеров, пелик, ойнохой и скифосов, пиксид, киафов — довольно вычурны: контрасты тонкой шейки и широкого тулова, больших венчиков с волнистой закраиной и длинной, сплетённой из нескольких жгутов ручки или носика. В этих особенностях формы и декора очевидно влияние дорогих металлических изделий из золота и позолоченного серебра того времени[3].

Мотивы декора гнафианских изделий разнообразны — это Эрот, женщины и их повседневная жизнь, театральные сцены, дионисийские сюжеты, причём роспись часто располагалась исключительно в верхней части сосуда. Нижнюю часть украшали орнаментом. Наиболее известными мастерами гнафии считаются вазописцы Конакис и «Вазописец роз».

Эпихизис, ок 325—300 до н. э., Лувр

Изначально в гнафии использовалась вся палитра цветов: белый, жёлтый, оранжевый, красный, коричневый, зелёный и другие краски, однако после 330 г. до н. э. белый цвет вытеснил другие цвета. Также сузился и спектр сюжетов, мастера в большей степени стали использовать растительные мотивы: вьющийся виноград, побеги плюща или лавровые листья, среди которых изображались мужские и женские головы, театральные маски, голуби, зайцы, лебеди. Нижняя часть сосудов часто была рифлёной. Помимо ойнохой, скифосов и пелик в стиле гнафии расписывали также бутыли, лекифы, чаши и канфары. Видными мастерами этого периода являются «Луврский мастер бутыли» и «Дунедин». В собрании Санкт-Петербургского Эрмитажа имеется чернолаковая пелика III в. до н. э. с подписью мастера: «Фрасимед». Период поздней гнафии охватывает около 25 лет. В это время в сюжеты росписи возвращаются человеческие фигуры, преимущественно изображения Эрота.

В отличие от краснофигурной керамики изделия в стиле гнафии из нижней Италии распространились во многих регионах Средиземноморья и Черноморского бассейна. В некоторых регионах гнафия оказала значительное воздействие на развитие местного гончарного искусства. Помимо Апулии керамика в стиле гнафии изготавливалась в Кампании, Пестуме и на Сицилии, мало имитировали гнафию только в Лукании. В Этрурии благодаря поселившемуся там вазописцу из нижней Италии возник подвид гнафии «Pocolum».

Колоколообразный кратер-гнафия с росписью узором из зайцев и виноградной лозы. Ок. 330 г. до н. э., Британский музей. Лондон

Примечания

  1. Блаватский В. Д. История античной расписной керамики. — М.: Изд-во МГУ, 1953. — С. 242
  2. Власов В. Г.. Гнафия, гнафианские, гнацианские вазы // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. III, 2005. — С. 188—189
  3. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. — Прага: Артия, 1980. — С. 155

Ссылки

См. также