Вилларт, Адриан

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Адриан Вилларт
Adrian Willaert
Основная информация
Полное имя англ. Adrian Willaert
Дата рождения 1490(1490)
Место рождения Брюгге
Дата смерти 7 декабря 1562(1562-12-07)
Место смерти Венеция
Страна Флаг Италии Италия
Профессии композитор

Адриан Ви́лларт (Adrian Willaert; ок. 1490, Брюгге — 7.12.1562, Венеция) — фламандский композитор и педагог, работал в Италии. Представитель франко-фламандской (нидерландской) полифонической школы, основоположник венецианской школы.

Биография

Ученик (французского композитора) Жана Мутона. Работал преимущественно в Италии, куда переехал (предположительно) в 1514. С 1515 состоял на службе (в исторических документах упоминается как «певчий Адриан») у кардинала Ипполита д‘Эсте в Ферраре, в 1518 посетил с ним Венгрию (возможно, также Польшу). С 1527 руководитель капеллы собора Св. Марка в Венеции. Основоположник венецианской школы, среди учеников — Андреа Габриели, Джозеффо Царлино, Костанцо Порта, Клаудио Меруло, возможно также Киприан де Роре и Никола Вичентино.

Творчество

Писал духовную (мессы, мотеты, гимны, многохорные псалмы) и светскую (итальянские вилланеллы и мадригалы, французские шансон, ричеркары) музыку. Основная часть наследия — 175 мотетов на канонические и свободно сочинённые латинские тексты, по большей части на четыре, пять и шесть голосов, пять мотетов — семи- и восьмиголосные. В ранних мотетах (самые известные — «Christi virgo» ["Дева Христова"], «Saluto te sancta virgo» ["Радуйся, святая Дева"], «Magnum hereditatis mysterium» ["Великое таинство зачатия"]) Вилларт активно экспериментировал в области контрапункта и гармонии, музыкальной декламации и ритма.

В загадочном (неоднозначно расшифровываемом) мотете на юмористический текст Горация «Quid non ebrietas dissignat» (ок. 1519)[1] композитор последовательно обходит тональности квинтового круга (в том числе необычные для своего времени тональности далёких «степеней родства»[2]), руководствуясь необычной дидактической задачей — обучить музыкантов пению в чистом строе[3].

Титульная страница сборника
«Новая музыка», 1559

Вершина творчества Вилларта — поздние мотеты, масштабные композиции, образцы головокружительной полифонической техники (опубликованы в сборнике «Новая музыка», 1559). Шести- и семиголосные мадригалы (из того же сборника), написанные на полные тексты сонетов Петрарки из книги стихов «Канцоньере», — примеры разнообразной и детализированной трактовки поэтического текста. По музыкальной стилистике мадригалы Вилларта близки мотетам. Обильное использование в них имитационной полифонии затрудняет восприятие распеваемого текста слушателем.

Наряду с этим, в вилланеллах Вилларт применял другую (типичную для этого жанра) композиционную технику, включающую незамысловатую моноритмическую фактуру и раннетональную гармонию. Что касается стихов вилланелл Вилларта, они написаны на разговорном языке, с обильным использованием сниженной лексики, диалектизмов и жаргонизмов (типичных для стилистики вилланеллы)[4].

Примечания

  1. Послания, I.5, 16-20:
    Выход чему не дает опьянение? Тайны раскроет,
    Сбыться надеждам велит, даже труса толкает в сраженье,
    Душу от гнева тревог избавляет и учит искусствам.
    Полные кубки кого не делали красноречивым,
    В бедности тесной кому от забот не давали свободу?

    Перевод Н. С. Гинцбурга.

  2. О степенях родствах, разумеется, говорится условно. Никакого учения о родстве тональностей (как и самой гармонической тональности) в XVI веке не было.
  3. Публикацией двух голосов загадочной композиции мы обязаны Дж. Артузи, автору скандального диалога «О несовершенствах современной музыки» («Delle imperfettioni della moderna musica», 1600). В этом же трактате Артузи публикует ценное письмо Дж. Спатаро к П. Арону ещё 1524 года, где Спатаро устраивает своему корреспонденту настоящий акустический ликбез, как раз на примере загадочного «дуэта» Вилларта. Четырёхголосную реконструкцию мотета предлагает Роджер Уибберли, а также другие исследователи.
  4. Например, в вилланелле Vecchie letrose Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine:
    Наглые старухи, ни на что не годные,
    Только и ждут, к чему бы прицепиться.
    Ату-ату! Огрей их палкой!
    Наглые старухи, сварливые и чокнутые!

Издания сочинений

Adriani Willaert Opera omnia, ed. H. Zenck and others // Corpus mensurabilis musicae. Vol.3 // Rome, 1950-.

Литература

  • Lowinsky E. Adrian Willaert’s Chromatic 'duo' re-examined // Tijdschrift voor Muziekwetenschap, 18 (1956), pp. 1–36.
  • Maniates M. Mannerism in Italian music and culture, 1530—1630. Chapel Hill, 1979, pp. 284–287.
  • Pirrotta N. Willaert and the Canzone Villanesca // Music and culture in Italy from the Middle Ages to the Baroque. Cambridge, MA, 1984, pp. 175–97
  • Fenlon I., Haar J. The Italian madrigal in the early sixteenth century. Cambridge, 1988.
  • Wibberley R. Quid non ebrietas dissignat? Willaert’s didactic demonstration of Syntonic tuning // Music Theory Online, 2004, No.1.
  • McKinney T.R. Adrian Willaert and the theory of interval affect. The Musica nova madrigals and the novel theories of Zarlino and Vicentino. Franham Surrey; Burlington, VT: Ashgate, 2010; 2nd ed. New York.; London: Routledge, 2016.

Ссылки