Окегем, Йоханнес
Йоханнес Окегем | |
---|---|
Johannes Ockeghem | |
Основная информация | |
Дата рождения | в периоде 1410—1430 |
Место рождения | Сен-Гислен, Эно, Бельгия |
Дата смерти | 6 февраля 1497 |
Профессии | композитор, певец, капельмейстер |
Жанры | вокальная музыка |
Йоха́ннес О́кеге́м (Johannes Ockeghem; варианты написания — Okeghem, Hocquegam, Ockenheim и др.; около 1425, Сен-Гислен, близ Монса — 6 февраля 1497, Тур) — фламандский композитор, крупный представитель нидерландской школы.
Жизнь
Точная дата рождения Окегема неизвестна, называются 1410 и 1425 годы. По некоторым свидетельствам, в год смерти (1497) он был уже глубоким старцем. Долгое время местом рождения Окегема считался небольшой город Дендермонде в Восточной Фландрии (часть современной Бельгии), входившей в состав герцогства Бургундского.
Обучался в метризе собора Нотр-Дам в Антверпене. С 24 июня 1443 г. по 24 июня 1444 г. пел в этом соборе под руководством Й. Пюллуа. В 1446—1448 гг. Окегем — певчий капеллы герцога Карла I де Бурбона в Мулене (Франция). С 1452 г. и до конца жизни Окегем руководил капеллой французского королевского двора. С 1456 Окегем — королевский советник и казначей богатой коллегиатской церкви св. Мартина в Type (не сохранилась). В 1460-х гг. в этой важнейшей для музыки 15 в. церкви Франции работал А. Бюнуа. Служа французскому двору (королям Карлу VII и Людовику XI), Окегем занимал должность каноника Собора Парижской Богоматери (1463—1470) и церкви Св. Бенуа. Известно, что Окегем в 1470 г. посетил Испанию. Очень мало известно о жизни Окегема после смерти Людовика XI (1483 г.). Он продолжал выполнять обязанности капельмейстера королевского двора, видимо до 1488 г. В 1484 г. он ездил во Фландрию, в Брюгге.
Вероятно, Окегем учился у Жиля Беншуа и тесно общался с ним. В 1460 г. он написал «плач» на смерть Беншуа. Окегем был связан с придворной капеллой герцогов Бургундии, где работали Антуан Бюнуа и Гийом Дюфаи. Бюнуа написал мотет в честь Окегема до 1467 г., так что, вероятно, он хорошо знал Окегема.
Вскоре после кончины Окегема его коллега по придворной капелле, поэт Гийом Кретен (Crétin) написал обширный «Плач» (Déploration), в котором персонифицированная Музыка называет Окегема своим сыном и сравнивает его с «жемчужиной». Мифологические и библейские персонажи, дружно оплакивающие Окегема, воздают ему хвалу: Орфей именует Окегема «цветком музыкантов», Пан «музыкальным столпом» (pillier de musique), «первый музыкант» Иувал (Tubal) признаёт, что Окегем познал «все секреты изысканности» (tous les secretz de la subtilité), а великие усопшие композиторы (Дюфаи, Данстейбл, Беншуа, Бюнуа, Хайне ван Гизегем и др.) приветствуют вновь прибывшего пением и игрой на музыкальных инструментах.
Творчество
Хотя музыкальный стиль Окегема существенно отличается от стиля композиторов предыдущего поколения, всё-таки он приобрёл основные навыки у них, поэтому его можно считать связующим звеном между первым поколением нидерландской школы и композиторами следующих поколений, Я. Обрехтом и Жоскеном Депре.
В творчестве Окегема представлены все жанры, характерные для нидерландской школы: месса, мотет и многоголосная песня на французском языке (шансон). Важнейшим жанром для него оказывается месса, он проявил себя как выдающийся полифонист. Музыка Окегема динамична, мелодическая линия движется в широком диапазоне, имеет широкую амплитуду. Вместе с тем для Окегема характерны плавность интонации, чистейшая диатоника, старинное ладовое мышление. Поэтому музыку Окегема часто характеризуют как «направленную в бесконечность», «парящую» в несколько отрешённой образной среде. В отличие от музыки Дюфаи, она меньше связана с текстом, богата распевами, импровизационна, экспрессивна.
Окегем часто включает в свои произведения имитации и каноны. Вместе с имитациями в приму и октаву, он использует кварту и квинту, большинство имитаций двухголосные, но встречаются трёхголосные, четырёхголосные и пятиголосные. Для полифонистов XVI века будет характерна сплошная имитационность, Окегем намечает эту перспективу. Канону как форме и принципу полифонического движения композитор уделяет особое внимание.
Мессы
Тринадцать месс Окегема сохранились в иллюминированной рукописи XV века, известной под названием «Chigi codex».
Среди месс преобладают четырёхголосные, есть две пятиголосные и одна восьмиголосная. В качестве тем месс Окегем использует безымянные популярные («L’homme armé», «Fors seulement») и авторские — чужие (например, Беншуа в «De plus en plus») и свои собственные («Ma maistresse») — мелодии. Месса «Caput» написана на заключительный мелизм (на слове «caput») сарумского антифона «Venit ad Petrum», (на текст Евангелия от Иоанна; Ин. 13:6-9). Есть мессы и без заимствованных тем («Quinti toni», «Sine nomine», «Cujusvis toni»).
Месса пролаций (Missa prolationum) полностью каноническая. В пяти её основных частях всего 15 разделов, и каждый из них начинается пропорциональным каноном. Окегем располагает каноны в первых десяти разделах мессы таким образом, что интервал между вступлениями голосов последовательно увеличивается от примы, секунды, терции и т. д. до октавы.
Месса любого тона (Missa cujusvis toni) интересна тем, что одну и ту же музыку композитор предлагает исполнять в любом ладу: дорийском, фригийском, лидийском или миксолидийском. Переход в «любой тон» означает не транспозицию в другую тональность, а именно иной лад. При этом меняются соотношения между звуками и их функциями в ладу, что сообщает звучанию совершенно новые свойства.
Мотеты и шансон
Мотеты и шансон Окегема непосредственно примыкают к его мессам и отличаются от них главным образом своими масштабами. Среди мотетов есть пышные, праздничные произведения, а также более строгие духовные хоровые сочинения.
Тексты мотетов Окегема, как правило, посвящены Богородице: «Intemerata Dei Mater» («Чистая Матерь Божия»), «Ave Maria», «Salve Regina» и т. д. Тенор (четырёхголосного) мотета «Ut heremita solus» («Как одинокий отшельник»)[1] дан в зашифрованном виде[2]. Руководствуясь скупыми и весьма двусмысленными словесными «инструкциями» (на латинском языке), приложенными к этому тенору, певчий должен расшифровать его сам, на основе хорошего владения техникой мутации. Поскольку полного (поэтического) текста нет, предполагается необычная для мотета вещь, а именно что он предназначался для ансамбля инструментов.
Наиболее известен праздничный благодарственный мотет «Deo gratias» (авторство Окегема ныне оспаривается), написанный для четырёх девятиголосных составов и потому считающийся 36-голосным. В действительности он состоит из четырёх девятиголосных канонов (на четыре разные темы), которые следуют один за другим с небольшими наложениями начала следующего на заключение предыдущего. В местах наложения звучат 18 голосов, реального 36-голосия в мотете нет.
Песни Окегема гораздо более полифоничны, чем песни Беншуа и даже Дюфаи, в них мало танцевальности, лёгкости, «камерности». Динамика больших мелодических волн, внеличностный характер образности и общий склад a cappella сближает их с мессами и мотетами. Лиризмом выделяется песня «Malheur me bat», ставшая вместе с «Fors seulement» очень популярной и послужившая основой для многоголосных сочинений современников Окегема. Кроме них, ныне часто исполняют шансон «Ma maistresse» («Моя госпожа») и «Prenez sur moi vostre exemple amoureux» (представляет собой трёхголосный канон).
Политекстовое сочинение «Mort tu as navré de ton dart / Miserere», известное также как «Плач на смерть Беншуа», совмещает в себе признаки мотета и баллады и символически заканчивается фразой из секвенции Dies irae.
Рецепция
Музыкальный стиль Окегема оказал влияние, прежде всего, на его талантливых последователей, Жоскена Депре и Пьера де ла Рю. Жоскен Депре не только сочинил (знаменитый) «Плач на смерть Окегема» («Déploration sur la mort de Jean Ockeghem», на французские стихи Жана Молине), но и неоднократно использовал тематический материал Окегема в качестве основы собственной многоголосной композиции. Шансон Окегема «D’ung aultre amer» он задействовал в своей одноимённой мессе, в отдельном Sanctus’е, в мотетах «Victimae paschali» и «Tu solus qui facis mirabilia». Помимо того, двойной мотет Жоскена «Alma Redemptoris mater/Ave regina caelorum» открывается точной цитатой одноимённого мотета Окегема.
Список сочинений
- около 14 месс (11 полностью):
- Au travail suis,
- Caput,
- Cujusvis toni,
- De plus en plus,
- Ecce ancilla Domini,
- Fors seulement,
- L’homme armé,
- Ma maistresse,
- Mi—mi (или Quarti toni),
- Prolationum,
- Quinti toni,
- Sine Nomine I (à 3),
- Sine Nomine II (à 5),
- Credo sine nomine (или De village),
- Le serviteur,
- Pour quelque paine;
- Missa pro defunctis (первый сохранившийся многоголосный реквием в истории музыки);
- 9—13 (по разным данным) мотетов:
- Alma redemptoris mater,
- Ave Maria,
- Intemerata Dei Mater,
- Salve Regina I;
- Caeleste beneficium,
- Deo gratias,
- Gaude Maria,
- Vivit Dominus,
- Mort, tu as navré / Miserere (известен как Плач на смерть Беншуа, 1460),
- Salve Regina II;
- свыше 20 шансон
- Aultre Venus estés,
- Baisiés moy dont fort,
- D’un autre amer,
- Fors seulement l’actente,
- Fors seulement contre,
- Il ne m’en chault,
- J’en ay dueil,
- La despourveue,
- L’autre d’antan,
- Les desléaulx ont la saison,
- Ma bouche rit ,
- Ma maistresse,
- O rosa bella,
- Prenez sur moi vostre exemple,
- Presque transi,
- Quant de vous seul,
- Qu’es mi vida perguntays,
- S’elle m’amera / Petite camusette,
- Se vostre cuer eslongne,
- Tant fuz gentement,
- Ung aultre l’a,
- Au travail suis,
- Ce n’est pas jeu,
- Departés vous, Malebouche,
- Malheur me bat,
- Quand ce viendra.
Существует множество произведений, принадлежность которых Окегему ставится под сомнение. Некоторые анонимные шансон приписываются Окегему на основании схожести стиля.
Примечания
- ↑ Опубликован в Третьей книге мотетов О.Петруччи, в 1504 году.
- ↑ См. обсуждение и расшифровку этого мотета в статье: Lindmayr A. Ein Rätseltenor Ockeghems: Des Rätsels Lösung // Acta Musicologica 60 (1988), SS.31-42.
Литература
- Bukofzer M. Caput: a Liturgico-Musical Study // Studies in Medieval and Renaissance Music. New York, 1950, pp. 217–310.
- Krenek E. Johannes Okeghem. New York, 1953.
- Henze M. Studien zu den Messenkompositionen Johannes Ockeghems. Berlin, 1968.
- Коннов В. Нидерландские композиторы XV—XVI веков. Ленинград: Музыка, 1984.
- Lindmayr A. Quellenstudien zu den Motetten von J. Ockeghem. Laaber, 1990.
- Goldberg C. Die Chansons Johannes Ockeghems: Ästhetik des musikalischen Raumes. Laaber, 1992
- Thein W. Musikalischer Satz und Textdarbietung im Werk von J. Ockeghem. Tutzing, 1992;
- Elders W. Symbolic Scores. Leiden, 1994.
- Fitch F. Johannes Ockeghem: Masses and Models (Paris, 1997)
- Johannes Ockeghem: actes du XLe Colloque international d'études humanistes (Tours, 1997). Paris, 1998.
- Лопатин М. Три лика Окегема // Научный вестник Московской консерватории, 2011 № 1.