Гвами, Джозеффо

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Джозеффо Гвами

Джозеффо Гвами, или Гуа́ми (итал. Gioseffo Guami, также упоминается как Джузеппе, итал. Giuseppe и как Гвамми, итал. Guammi, также Джозеффo да Лукка, итал. Gioseffo da Lucca; крещение 27 января 1542, Лукка — конец 1611 или первые дни 1612, Лукка) — итальянский композитор и органист. Автор мадригалов и инструментальной музыки, считался одним из крупнейших итальянских органистов конца XVI века. Учитель (орган и композиция) Адриано Банкьери.

Биография

Джозеффо Гвами, сын Доменико, родился в городе Лукка, вероятно, в 1542 году и был крещён 27 января того же года. Он является старшим братом лукского композитора Франческо Гвами, который был крещен через год после Джозеффо, 10 февраля 1543 года. Семья происходила из Гвамо в Капаннори, что в шести километрах от Лукки.

О первых годах его жизни сохранилось мало известий, но известно, что с 1561 года он совершенствовался в музыкальном искусстве под руководством Адриана Вилларта в капелле базилики Сан-Марко в Венеции, одном из самых авторитетных музыкальных мест тогдашней Италии. Учился также у Аннибале Падовано, когда тот был кантором в капелле. Массимо Трояно рассказывает в своих Диалогах (Венеция, 1569), что «Джозеппе да Лукка, юноша, достоин многих похвал за свои безграничные достоинства и уважаемые обычаи», и добавляет «в Венеции, когда под руководством мессере Адриана он там был».

Решающим фактором в его артистическом формировании была протекция лукских меценатов Джузеппе Буонвизи и Людовико Пенитези, о чём можно узнать из посвящения к первой печатной работе Гвами — Первой книги мадригалов на пять голосов (Венеция, у А. Гардано, 1565). Находясь в Венеции, Гвами довольно быстро приобрёл широкую известность, о чём свидетельствует значительное количество его произведений, появившихся с 1561 года в антологиях рядом с композициями таких уже прославленных композиторов, как Клаудио Меруло, Андреа Габриели и Аннибале Падовано.

В 1568 году он оставил Венецию и переехал в Баварию, откуда получил предложение занять место первого органиста при дворе герцога Альбрехта V. Годовое жалованье Гуами составляло 180 флоринов, что было в то время довольно много. Скорее всего, это назначение Гуами получил благодаря протекции Орландо Лассо (тогдашнего руководителя баварской капеллы), который путешествовал из Мюнхена в Венецию в 1567 году. Служба при баварской капелле продолжалась до 1570 года и после трёхлетней паузы, когда он сопровождал Лассо в Италии, с 1574 до 1579 года.

В 1579 году вернулся в Лукку, где стал органистом церкви Сан-Микеле-ин-Форо (Его назначение состоялось ещё в 1574 году, а во время его отсутствия обязанности органиста выполнял Алессандро Карпана).

6 июля того же года вернулся к своему браку с Ортензией Бедин, с которой имел шестерых детей: четырёх сыновей (Николай, Доменико, Винченцо и Валерио) и двух дочерей (Эмилию и Элизабетту (Арриги)). Постоянно проживал в Лукке крайней мере до 1582 года, поскольку сохранились сведения о том, что в этом году ему была назначена правительством ежемесячная субсидия на три года в размере четырёх флоринов, чтобы только он, среди других придворных музыкантов, выходил на службу при каждом приглашении.

В 1585 году занял должность капельмейстера на службе у адмирала Джованни Андреа Дориа в Генуе. Точных деталей его деятельности в этот период не сохранилось, но доподлинно известно, что он слыл как органист и композитор.

30 октября 1588 года был избран первым органистом собора Сан-Марко (где было два органиста, которые работали также как композиторы, под руководством капельмейстера, которым в то время был Джозеффо Царлино). На посту он сменил Винченцо Беллавере. Назначение состоялось благодаря заботам тревизского священника Франческо Сугано, который 1 июля 1588 года послал ходатайство к венецианским прокураторам: «Я никогда не встречал человека более выдающегося и заслуженного, чем господин Джозеф Гвамми Лукезец […] в ремесле музицирования нахожу таким осведомлённым и глубоким, что с миром всех считаю, что он не должен уступить никому другому в Европе» . Учитывая большое уважение к Гвами в Венеции и предложение Сугано освободить его от публичного конкурса, прокураторы совершили назначение напрямую, без дополнительных испытаний, установив годовое жалование в 120 дукатов. Существует лишённая доказательств гипотеза, что в этом назначении композитору способствовала семья Беллавере (Bell’haver), которой в знак благодарности он должен был выплачивать ежегодно определённую сумму денег.

Гвами работал в Венеции до августа 1591 года, когда по смерти Царлино вернулся в Лукку. Причны такого решения остаются неизвестными; как передает Франческо Каффи, Джузеппе «вдруг и без всякого разрешения убрался из Венеции». Возможной причиной было то, что его не назначили преемником Царлино. 15 сентября 1595 года прокураторы издали декрет, в котором он объявлялся утратившим должность.

Между тем 5 апреля 1591 года Гвами заменил Джакопо Корфини на посту органиста церкви Сан-Мартино в Лукке, где находился до смерти, случившейся или в конце 1611, или в первые дни 1612 года.

Музыка и влияние

Джозеффо Гвами был разносторонним, универсальным музыкантом, работал в различных жанрах: канцона, мотет, мадригал, месса, магнификат, токката.

Сакральная музыка Гвами подверглась влиянию стиля Адриана Вилларта и его наставника в Сан-Марко, Чиприано де Роре, а позже Орландо ди Лассо. Вероятно, Лассо и Гвами были друзьями, поскольку оба работали в Мюнхене и часто путешествовали вместе. В области светской музыки, несомненно под влиянием Никола Вичентино, использовал необычное количество хроматизма и модуляции между далёкими нотами. В органных произведениях, которых сохранилось очень мало (одна пьеса осталась до наших времён в сборнике Джироламо Дируты), наблюдается влияние виртуозного мастерства Адриана Габриэле, но без достижения формальной широты Клаудио Меруло.

Написал большое количество инструментальных канцон, написанных в модном антифонном венецианском стиле, орнаментированных, с использованием совершенно разного материала в различных тематических секциях, однако все они содержат в себе необычный для пребарочной музыки уровень развития мотивов.

Гвами был также знаменитым преподавателем, имея ученика Адриано Банкьери, одного из ключевых композиторов в период перехода к барочной музыке, который в своих Concerti ecclesiastici (1609) гордится тем, что он являлся учеником Синьора Джозеффо Гвами.

Джозеффо Царлино в своих Sopplimenti musicali (1588) определяет Гвами как «выдающегося композитора и приятного органного музыканта». Винченцо Галилеи, прогрессивный теоретик музыки и лютнист (отец астронома Галилео Галилее) писал о музыке, таланте и славе Гвами.

Примечания

Литература

  • G. Zarlino, Sopplimenti musicali, Venezia 1588, p. 18
  • A. Banchieri, Conclusioni nel suono dell’organo, Bologna 1609, p. 12
  • A. Sandberger, Beiträge zur Geschichte der bayerischen Hofkapelle unter Orlando di Lasso, Leipzig 1895, p. 16
  • F. Caffi, Storia della musica sacra nella già cappella ducale di S. Marco in Venezia, I, Milano 1931, p. 198
  • The New Grove Dictionary of Music and Musicians, ed. Stanley Sadie. 20 vol. London, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
  • Gustave Reese, Music in the Renaissance. New York, W.W. Norton & Co., 1954. ISBN 0-393-09530-4
  • Eleanor Selfridge-Field, Venetian Instrumental Music, from Gabrieli to Vivaldi. New York, Dover Publications, 1994. ISBN 0-486-28151-5