Гомберт, Николя
Николя Гомберт | |
---|---|
Николя Гомбе́рт, также Гомбер (нидерл. Nicolas Gombert; ок. 1495, Ля Горг, близ Лилля? — ок. 1560, Турне) — франко-фламандский композитор, представитель нидерландской школы полифонистов.
Биография
Сведения о жизни Гомберта скудны. Учился композиции, возможно, у Жоскена Депре (свидетельство Генриха Финка). С 1526 года — певчий в придворной капелле Карла V, которая в 1526—1533 годах (вслед за Карлом) перемещалась по разным городам Испании, Германии, Нидерландов.
С 1529 года капельмейстер в той же капелле (официально — magister puerorum), в связи с чем занимался музыкальным образованием и христианским воспитанием отроков, а также обеспечивал их хозяйственные повседневные нужды. Последнее упоминание о деятельности Гомберта в капелле Карла относится к 1538 году. Далее, по свидетельству Джероламо Кардано, Гомберт был обвинён в растлении «первого мальчика» (хориста капеллы) (pueri principalis) и был послан на галеры, где в кандалах продолжал сочинять «лебединые песни» (cygneas cantiones) в надежде смягчить своего покровителя[1]. Наконец, он удостоился прощения императора (дата освобождения неизвестна), но в служении при дворе отныне ему было отказано. Остаток дней Гомберт провёл безбедно, живя на средства дарованной ему императором пенсии (пребенды) в качестве каноника одной из церквей Турне (canonicus Tornacensis). Поскольку он с тех пор не упоминается в исторических церковных документах, предполагают, что Карл лишил его и права отправлять богослужение. Единственный документ, сохранившийся после осуждения Гомберта,— письмо 1547 года к итальянскому герцогу Гонзаге, содержание которого не добавляет никаких деталей к биографии композитора.
Творческое наследие
Один из ведущих композиторов «постжоскеновского» поколения, Гомберт работал преимущественно в области церковной вокальной музыки. Главная особенность его техники полифонической композиции — последовательное и активное применение сквозной имитации. Гомберту принадлежат 10 месс, большинство из которых представляют собой примеры мессы-пародии. Кроме того, Гомберт — автор около 160 мотетов (в основном на 4-5 голосов), из которых известны политекстовый «Salve Regina» (с подзаголовком «Diversi diversa orant»[2]), «O musae Jovis» (памяти Жоскена), «Tribulatio et angustia», «Media vita». Также его перу принадлежат 8 магнификатов на каждый из церковных тонов, написанные в alternatim-технике. Из его французских шансон (всего около 70) известны «Je prens congié», «Resveillez vous» (изобретательно имитирующая <наподобие «Пробуждения птиц» К. Жанекена, но более интересная гармонически> пение птиц), «Mille regretz» (на одноимённую шансон Жоскена). Сохранилась также одна пятиголосная испанская песня (кансьон)[3] и один шестиголосный итальянский мадригал[4].
Полное собрание сочинений Гомберта в 12 томах опубликовано в CMM VI.
Сочинения
Примечание. Если не указано иное, в скобках дана дата первой публикации.
Мессы
- Quam pulchra es, 6v. (1532, на мотет Болдвейна <Bauldeweyn>);
- Da pacem, 4v. (1532, на cantus planus);
- Sancta Maria succurre miseris, 4v. (1540, на мотет Ф. Вердело);
- Media vita, 5v. (1542, на собственный мотет);
- Sur tous regretz, 5v. (на шансон Жана (Яна) Ришафора; возможно, написана по случаю коронации Карла V 24 февраля 1530);
- Philomena praevia, 5v. (1542, на мотет Я. Ришафора);
- Dulcis amica (1556);
- Je suis desheritée, 4v. (1557, на шансон Люпуса <Lupus> или Кадеака <Cadéac>);
- Beati omnes, 4v. (на собственный мотет);
- Tempore paschali, 6v. (раннее сочинение; на cantus planus);
Другая церковная музыка
- Credo, 8v.
- Магнификат первого тона (рукопись 1552 г.);
- Магнификат второго тона (рукопись 1552 г.);
- Магнификат третьего и восьмого тонов (рукопись 1552 г.);
- Магнификат четвёртого тона (рукопись 1552 г.);
- Магнификат пятого тона (рукопись 1552 г.);
- Магнификат шестого и первого тонов (рукопись 1552 г.);
- Магнификат седьмого тона (рукопись 1552 г.);
- Магнификат восьмого тона (рукопись 1552 г.).
Мотеты (выборка)
- Aspice Domine quia facta est, 4v. (1539);
- Ave regina caelorum, 4v. (1539);
- Ave sanctissima Maria, 4v. (1539);
- Dicite in magni, 4v. (1539);
- Dignare me laudare te, 4v. (1539);
- Domine pater et Deus vitae meae, 4v. (1539);
- Domine situ es jube, 4v. (1539);
- Duo rogavi te Domine, 4v. (1539);
- Ecce nunc tempus acceptabile, 4v. (1539);
- Fidelium Deus omnium conditor, 4v. (1539);
- Fuit homo missus, 4v. (1539);
- Inter natos mulierum, 4v. (1539);
- Levavi oculos meos, 4v. (1539);
- Miserere pie Jesu, 4v. (1539);
- O gloriosa Dei genitrix, 4v. (1539);
- O gloriosa domina Dei genitrix, 4v. (1539);
- Quae est ista, quae processit, 4v. (1539);
- Quam pulchra es et quam decora, 4v. (1539);
- Saluto te sancta virgo Maria, 4v. (1539);
- Salvum me fac Domine, 4v. (1539);
- Super flumina Babylonis, 4v. (1539);
- Venite filii, audite me, 4v. (1539);
- Adonai Domine Jesu Christe, 5v. (1539);
- Anima mea liquefacta est, 5v. (1539);
- Anima nostra sicut passer, 5v. (1539);
- Audi filia et vide, 5v. (1539);
- Ave Maria, 5v. (1539);
- Ave mater matris Dei, 5v. (1539);
- Ave sanctissima Maria, 5v. (1539);
- Beati omnes qui timent Dominum, 5v. (1539);
- Domine Deus omnipotens pater, 5v. (1539);
- Ego flos campi, 5v. (1539);
- Emendemus in melius, 5v. (1539);
- Gaudeamus omnes et laetemur, 5v. (1539);
- Haec dies quam fecit Dominus, 5v. (1539);
- Hodie beata virgo Maria, 5v. (1539);
- Inviolata integra et casta, 5v. (1539);
- Judica me Deus, 5v. (1539);
- Laus Deo, pax vivis, 5v. (1539);
- O beata Maria, 5v. (1539);
- O flos campi, 5v. (1539);
- Pater noster, 5v. (1539);
- Tota pulchra es, 5v. (1539);
- Tribulatio et angustia, 5v. (1539);
- Tu Deus noster, 5v. (1539);
- Vias tuas Domine, 5v. (1539);
- Averte oculos meos, 4v. (1541);
- Beata Mater et innupta Virgo, 4v. (1541);
- Cur quisquam corradat opes, 4v. (1541);
- Domine non secundum peccata nostra, 4v. (1541);
- Ergo ne vitae quod super est meae, 4v. (1541);
- Fac tibi mortales, 4v. (1541);
- Miserere nostri, Deus omnium, 4v. (1541);
- O Domina mundi, 4v. (1541);
- Quidquid appositum est, 4v. (1541);
- Reminiscere miserationum tuarum, 4v. (1541);
- Salve regina, 4v. (1541);
- Salve regina / Ave regina / Inviolata, integra et casta es / Alma Redemptoris mater, 4v. (1541);
- Sancta Maria mater Dei, 4v. (1541);
- Sancte Alphonse, 4v. (1541);
- Si ignoras te o pulchra, 4v. (1541);
- Surge, Petre, 4v. (1541);
- Vae, vae Babylon, 4v. (1541);
- Vita, dulcedo, 4v. (1541);
- Ad te levavi oculos meos, 5v. (1541);
- Ave regina caelorum, 5v. (1541);
- Caeciliam cantate pii, 5v. (1541);
- Cantemus virgini canticum novum, 5v. (1541, авторство оспаривается);
- Conceptio tua Dei genitrix, 5v. (1541);
- Confitebimur tibi, Deus, 5v. (1541);
- Da pacem Domine, 5v. (1541);
- Hodie nata es virgo Maria, 5v. (1541);
- Hodie nobis caelorum rex, 5v. (1541);
- Hortus conclusus es Dei genitrix, 5v. (1541);
- Ne reminiscaris Domine, 5v. (1541);
- O adorandum sacramentum, 5v. (1541);
- O felix Anna, 5v. (1541);
- O magnum mysterium, 5v. (1541);
- Patefactae sunt januae caeli, 5v. (1541);
- Sit Trinitati sempiterna gloria, 5v. (1541);
- Surge, Petre, 5v. (1541);
- Veni dilecta mea, 5v. (1541);
- Veni electa mea, 5v. (1541, написан по случаю бракосочетания Карла V с Изабеллой Португальской в 1526);
- Venite ad me omnes, 5v. (1541).
- O Jesu Christe, 8v. (1568 = шансон «Que ne l’aymeroit»);
- O musae Jovis, 6v. (1545, памяти Жоскена);
- Regina caeli, 12v. (1534);
- Sustinuimus pacem, 8v. (= шансон «Je prens congié»)
- Tulerunt Dominum, 8v. (1552 = шансон «Je prens congié»);
Шансон (выборка)
- A bien grand tort 4v. (1538)
- Alleluya my fault chanter 4v. (ca. 1528)
- Amours vous me faictes 4v. (1533)
- Amys souffrez 5v. (1550)
- A quoy tient-il 4v. (1531)
- A traveil suis 6v. (1544)
- Aultre que vous 4v. (1535)
- Ayme qui vouldra 5v. (1544)
- Celluy a qui mon cueur 4v. (1535)
- Celluy qui est long 3v. (1560)
- C’est à grand tort 4v. (1544)
- Crainte et espoir 4v. (1552)
- D’en prendre deux 4v. (1557)
- D’estre amoureux 4v. (1552)
- Dieu me fault il 5v. (1550, авторство оспаривается)
- En attendant l’espoir 6v. (1545)
- En aultre avoir 4v. (1534)
- En douleur et tristesse 6v. (1550)
- En l’ombre d’ung buissonet 6v. (1540)
- Gris et tanne 4v. (1530)
- Hors envieulx 4v. (1536)
- Jamais je n’euz tant 4v. (1534, авторство оспаривается)
- J’ay congé prins 4v. (1534)
- J’ay eu congé 4v. (1544)
- J’aymeray qui m’aymera 4v. (1533)
- Je ne scay pas 5v. (1544)
- Je prens congié, 8v. (= мотетам «Sustinuimus pacem», «Tulerunt Dominum»)
- Je suis trop jeunette 5v. (1550)
- Joyeulx vergier 4v. (1544)
- Laine et travéil 6v. (?)
- Le bergier et la bergiere 5v. (1544)
- Mille regretz 6v. (1540, на одноимённую шансон Жоскена)
- Mon coeur elist 4v. (1541)
- Mon pensement ne gist 4v. (1550)
- Mort et fortune 4v. (1538)
- Nesse pas chose dure 5v. (1544)
- O doulx regretz 4v. (1549)
- O malheureuse journee 5v. (1550)
- Or escoutez gentil veneurs 4v. (1545, сцена охоты на зайца)
- Or suis-je prins 4v. (1544)
- Par ung regard 3v. (1569)
- Pleust a Dieu quil fust 3v. (1560)
- Pleust a Dieu 6v. (1544)
- Plus de Venus 4v. (1552)
- Pour parvenir bon pied 4v (1543, авторство оспаривается)
- Puis qu’ainsi est 4v. (I) (1544)
- Puis qu’ainsi est 4v. (II) (1544)
- Quant je suis au prez de mamye 5v. (1544)
- Qui ne l’aymeroit (= мотету «O Jesu Christe») 8v. (1540)
- Raison le veult 4v. (1549)
- Raison me dict 4v. (1552)
- Raison requirt amour 6v. (1550)
- Regret enny traveil 5v. (авторство оспаривается)
- Resveillez vous cueurs endormis 3v. (1545, с имитацией пения птиц)
- Secourez moy madame 5v. (1544)
- Se dire je losoye 5v. (1544, авторство оспаривается)
- Se le partir m’est dueil 4v. (1544)
- Si le secours 4v. (1544)
- Souffrir me convient 5v. (1544)
- Tant bien party 3v. (1569)
- Tant de traveil 4v. (1541)
- Tousiours souffrir 5v. (1550)
- Tous les regretz 6v. (1544)
- Triste depart m’avoit 5v. (1544, авторство оспаривается)
- Trop endurer 5v. (1550)
- Tu pers ton temps 4v. (1535)
- Ung jour viendra 5v. (1443)
- Vous estes trop jeune 4v. (1538)
Примечания
- ↑ "…damnatus ad triremes rursus Gombertus musicus stupro pueri principalis (De tranquillitate. In: Opera omnia, vol.II, p.299). В другом труде: «…non minus laudenda est virtus Nicolai Gomberthi, quam fortuna. Damnatus enim ad triremes, catenato pede cygneas illas cantiones meditatus est, quibus non solum libertatem a Caesare omnium inclytorum fautore, sed etiam pingue sacerdotium, quo reliquum vitae tranquille duxit, promeruit. Difficile hoc Gombertho non fuit, quoniam meritas poenas patiebatur….» (De utilitate ex adversis capienda // ib., vol.II, 214.)
- ↑ лат. Разные <люди> молят о разном.
- ↑ Dezilde al cavallero.
- ↑ S’io veggio sotto l’un e l’altro ciglio.
Литература
- Eppstein H. Nicolas Gombert als Motettenkomponist. — Würzburg, 1935.
- Schmidt-Görg J. Nicolas Gombert. Kapellmeister Kaiser Karls V. Leben und Werk. — Tutzing: Hans Schneider, 1971.
- Miller C.A. Jerome Cardan on Gombert, Phinot, and Carpentras // The Musical Quarterly, Vol. 58, No. 3 (1972), pp. 412–419.
- Nevel, Paul van. Nicolas Gombert en het avontuur van de vlaamse polyfonie. — Libri Musicae, 1992.