Варух

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Варух
ивр.בָּרוּךְ בֶּן נֵרִיָּה‏‏‎
Период жизни VIIVI века до н. э.
Занятие пророк, писец
Пророк Варух (икона XVIII века)

Ва́ру́х, Ба́ру́х, Берехия (др.-евр.ברוך‏‎ — «благословенный», ברכיה , греч. Βαρουχ) — библейский пророк, писец, друг и секретарь пророка Иеремии, живший в VIIVI веках до н. э. Записал пророчества Иеремии, возможно, был автором биографического повествования о нём. Сын Нирии (евр. Барух бен-Нерия), из колена Иудина[1]. Происходил из знатного рода, его брат был «главным постельничим» при царе Седекии. Возможно, был царским писцом[2][3].

Занимает заметное место в еврейской аггадической литературе, где он отождествляется с эфиопом-кушитом Эбед-мелеком (Авдемелех в Синодальном переводе), который освободил Иеремию из подземной темницы (Иер. 38:7 и сл.)[4]; и, согласно Вавилонскому Талмуду[5], Ездра был его учеником в Вавилоне.

Авторству Варуха приписывается Книга пророка Варуха, в православии и католицизме входящая в число книг Ветхого Завета, и ещё несколько апокрифов.

Жизнеописание

Жизнь Варуха описывается в Книге пророка Иеремии.

Упоминается в «Седер Олам Рабба» и Иосифом Флавием в «Иудейских древностях» (Книга десятая).

Библейское повествование

Во время осады Иерусалима Варух был свидетелем при совершении сделки по покупке поля в Анафофе между пророком Иеремией и его дядей Анамеилом (Иер. 32:6—14). Был писцом при Иеремии и, когда тот находился в темнице, записывал его предсказания касательно будущего вторжения вавилонян и плена иудеев (Иер. 36:4, 18), которые затем, по указанию Иеремии, читал в Доме Господнем народу (36:10, 13), а затем и князьям (36:15). Последние были встревожены грозными обличениями этих пророчеств и сообщили об этом царю Иоакиму, который сам выслушал писание и по мере прочтения отрезал от него часть за частью писцовым (перочинным) ножичком и бросал в огонь, в жаровню (Иер. 36:23). Иудеи даже до настоящего времени знаменуют воспоминание сожжения священного списка ежегодным постом. Иеремия и Варух, спасаясь от гнева царя, повелевшего заключить их в темницу, по повелению Божию скрылись (36:19, 26). В четвёртый год царствования Иоакима (36:1) Варух снова со слов Иеремии записал то же пророчество и в прибавление к нему присоединил обличение против самого Иоакима (36:32).

Иудеи, не расположенные к Варуху, так как он, по их мнению, побудил Иеремию предать их в руки халдеев (Иер. 43:3), бросили его, так же как и Иеремию в темницу, в которой они и оставались до взятия Иерусалима. Когда, вопреки увещеваниям Иеремии, остаток иудеев переселился в Египет, оба они были вынуждены сопровождать эмигрантов (43:6). Иеремия умер в Египте.

О возвращении же Варуха из Египта ничего не упоминается, и некоторые, в том числе и Иероним, основываясь на свидетельстве иудеев, утверждают, что Варух умер также в Египте. По еврейской традиции, он умер в Вавилоне, на двенадцатом году после разрушения Иерусалима.

Приписываемые произведения

Оттиск печати писца Баруха бен-Нерия

Предполагаемый царский писец

В 1970-х годах на антикварном рынке Иерусалима были выявлены два оттиска печати (буллы) с надписью «принадлежит Берехии, сыну Нерии, писцу», предположительно принадлежащих именно библейскому Варуху, однако аутентичность обоих оттисков подвергалась сомнению[6][7]. Археолог Нахман Авигад (1979 год) предполагал, что эти буллы ставились на документы официального архива[8].

Примечания

Литература