Басоля

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Басоля
басетля, бас
Basy 20st Pokuttja NMNAPU.jpg
Классификация Струнный смычковый музыкальный инструмент
Родственные инструменты виолончель, гудок

Басо́ля (басе́тля, бас[1][2], басовый гудок[3]) — белорусский, украинский[uk], польский и литовский[4][5] народный струнный смычковый музыкальный инструмент, по форме, размерам и регистру близкий к виолончели.

Этимология

Белорусские названия басэтля, басоль, украинские басетля, басетня, басоля и литовское basetlė[6] являются заимствованием из польского: basetla — «контрабас», «толстушка» < нем. Bassetl[7] < итал. bassetto — «небольшой контрабас»[3].

Описание

Имеет от двух до четырёх струн[8], настроенных по квинтам: на 2-струнной басоли d3-a3 или G2-d3, 3-струнной G2-d3-a3, 4-струнной C2-G2-d3-a3[9] или G2-d3-d3-a3 (реже G2-G2-d3-a3 или G2-d3-a3-a3)[10]. На грифе могут располагаться 4 ладовые отметки в виде металлических полосок. Играют в основном в первой позиции. Классический корпус имеет длину 85—90 см, а с грифом и головкой — более 1 метра[11]. Смычок короткий прямой. Длина смычка 30—40 см[10]. Струны на подставке басоли располагаюся в одной плоскости. В этом главное отличие басоли от виолончели, на которой верхняя часть подставки сделана в виде дуги. На басоле нельзя получить виолончельных звуков, и на виолончеле (не паслабивши волосы смычка) нельзя выполнить аккордов, как на басоле. Звукоизвлечение осуществляется как смычком так и щипком, а также ударами по деке с помощью специальной колотушки. Бывают с шумовыми приспособлениями, когда басоль выполняет функции струнного и ударного инструментов. Изготавливалась обычно из дерева, но иногда из жести[2]. Используется в народных ансамблях трои́сти музы́кы в качестве басовой опоры[1].

На территории центральных и восточных областей Украины чаще встречается четырёхструнная басоля, на Буковине — трёхструнная. В Закарпатье — пятиструнная, на которой играют щипком плектра или в такт ритма ударяют по струнам специальной палочкой (укр. бильцем). С помощью нескольких подвижных порожков на грифе достигается быстрое перестроение открытых струн, что позволяет играть на такой басоле, не прижимая пальцами струн на грифе[12]. Строение басолей из Воловецкого района Закарпатской области Украины, на которых играют смычком, подобно строению древнерусских гудков: две струны в унисон, а третья на квинту выше. В случае использования четырёх струн, одна из них даёт октаву к основному тону[13]. Размер инструмента может быть разным: от 50—70 см в Подолье и на Полтавщине, до 140—160 см в Закарпатье.

У белорусов инструмент известен с XVIII века. Был распространён в некоторых районах Гродненской, Минской и Брестской областях, преимущественно в городах и крупных сёлах. Использовался в разных по составу народных инструментальных ансамблях (обычно со скрипкой и бубном[14]) при исполнении танцев, особенно на свадьбах. В настоящее время встречается довольно редко. Во времена Речи Посполитой инструмент назывался «виолончель»[7].

У поляков басоля имеет свои региональные особенности: басоли великопольская (польск. basetla wielkopolska) и калишская[pl] (польск. basy kaliskie) — двухструнные, басоля подгалянская (польск. basy podhalanskie) — трёхструнный инструмент, при игре висящий на ремне[15].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Басоля // Музыкальная энциклопедия. Том 1. — М.: Советская энциклопедия, 1973. — Стб. 344—345
  2. 2,0 2,1 Басоля // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 57. — 672 с.
  3. 3,0 3,1 Москович В. Лексические заимствования из итальянского в восточнославянских языках
  4. Назіна І. Дз. Басэтля // Беларуская энцыклапедыя. Ў 18 тамах / Гал. рэд. Г. П. Пашкоў. — Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 1996. — Т. 2. — С. 343.
  5. Яных Е.А. Словарь музыкальных терминов. — М.: АСТ, 2009. — 320 с.
  6. Karčemarskas M. Lietuvių bosiniai stiykiniai chordofonai. Basetlė Архивная копия от 22 января 2021 на Wayback Machine // Lietuvos muzikologija [Lithuanian Musicology]. 2005, 6, p. 161—189
  7. 7,0 7,1 Назіна І. Дз. Басэтля / Рэдкал.: І. П. Шамякін і інш. — Этнаграфія Беларусі. Энцыклапедыя. — Мн.: БелСЭ, 1989. — С. 53. — 575 с. (белор.)
  8. Фотографии басов из польских музеев Архивная копия от 30 января 2017 на Wayback Machine // instrumenty.edu.pl
  9. Basetla // Encyklopedia staropolska. Tom I. — 1900–1903.
  10. 10,0 10,1 Хай М., Якименко Н. Басоля Архивная копия от 15 апреля 2022 на Wayback Machine // Українська музична енциклопедія, Т. 1 / Ін-т мистецтвознавства, фольклористики та етнології ім. М. Т. Рильського НАН України. 2006. — C. 153. (укр.)
  11. Басоля Архивная копия от 15 апреля 2022 на Wayback Machine // Музична енциклопедія  (укр.)
  12. Українські народні музичні інструменти (interactive.ranok.com.ua)
  13. Шрамко І. Українські народні музичні інструменти в Музеї народної архітектури та побуту УРСР. — Київ: Музей народної архітектури та побуту України, 1970-і. — 54 с. — С. 40
  14. Атлас музыкальных инструментов народов СССР Архивная копия от 5 октября 2021 на Wayback Machine / К. А. Вертков, Г. И. Благодатов, Э. Язовицкая ; Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. — М.: Музгиз, 1964. — 275 с. — С. 37
  15. Словарь музыкальных терминов / сост. Е. А. Яных. — М.: АСТ; Донецк: Агата, 2009. — 320 с. — С. 157