Ар-деко

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ар-деко
Здание суда в округе Кочис, США, 1931 годЗдание суда в округе Кочис, США, 1931 год
Концепция симметрия, геометрические узоры, полутона, пёстрые орнаменты, роскошь, шик
Страна ФранцияФранция
Дата основания 1920-е
Дата распада 1960-е
Важнейшие постройки Крайслер-билдинг, Американ Радиатор-билдинг, Статуя Христа-Искупителя, станция Маяковская

Ар-деко́[1] (фр. art déco, букв. — «декоративное искусство», от фр. Exposition internationale des arts décoratifs et industriels modernes — Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств) — стилевое течение в изобразительном и декоративном искусстве стран Западной Европы и Америки второй четверти XX века. Получило название от Международной выставки декоративного искусства и промышленности (Париж, 1925)[2].

Впервые появилось в основном в архитектуре, моде и живописи во Франции в 1920-х годах и стало популярным в 1930—1940-е годы в международном масштабе[3]. Этот эклектичный стиль представляет собой синтез модерна и неоклассицизма. На стиль ар-деко также значительное влияние оказали такие художественные направления, как кубизм, конструктивизм и футуризм, сплетавшиеся с восточными, африканскими и другими экзотическими мотивами[4][5].

Для стиля характерны строгая закономерность, смелые геометрические линии, этнические геометрические узоры, оформление в полутонах, отсутствие ярких цветов в оформлении, при этом — пёстрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.

Обзор

Американ Радиатор-билдинг в Нью-Йорке по проекту Раймонда Худа[en], 1924 год

Международная выставка, прошедшая в 1925 году в Париже и официально называвшаяся «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes», дала жизнь термину «ар-деко» . На этой выставке миру были показаны предметы роскоши французского производства, доказавшие, что Париж остался интернациональным центром стиля и после Первой мировой войны.

Само направление ар-деко существовало и до открытия выставки в 1925 — это было заметное течение в европейском искусстве 1920-х годов. Американских берегов оно достигло только к 1928 году, где в 1930-х оно преобразовалось в Streamline Moderne[en] — американизированное ответвление ар-деко, ставшее визитной карточкой этого десятилетия.

Париж оставался центром стиля ар-деко. В мебели его воплощал Жак-Эмиль Рульманн — самый известный из дизайнеров мебели той эпохи и, возможно, последний из классических парижских ébéniste (краснодеревщиков). Кроме того, характерны работы Жана-Жака Рато, продукция компании «Süe et Mare», ширмы Эйлин Грей, изделия из кованого металла Эдгара Брандта, металла и эмали швейцарца еврейского происхождения Жана Дюнана, стекло великого Рене Лалика и Мориса Марино, а также часы и ювелирные изделия Cartier.

Символом ар-деко в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева, искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х — 1930-х годов, который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства». Классическими представителями ар-деко в скульптуре считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан Робер Колине, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. Лоренцль (Австрия).

Хотя термин ар-деко возник в 1925 году, он не был часто употребляемым до смены отношения к этой эпохе в 1960-х. Мастера стиля ар-деко не входили в некое единое сообщество. Движение считалось эклектичным, находившимся под влиянием нескольких источников.

Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, эмаль, инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры. Активно применяли зигзагообразные и ступенчатые формы, широкие и энергичные кривые линии (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно. Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например, узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио-сити и шпиля небоскреба Крайслер билдинг. В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» и «Нормандия». Ар-деко был роскошен, и считается[источник не указан 4144 дня], что эта роскошь — психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой мировой войны.

Рождение стиля

Кульминацией развития стиля ар-деко стали высотные здания, выстроенные в городах Америки на рубеже 1920-30-х. Однако стилистически они были крайне разнообразны. Различны были и истоки этого стиля. И первые проявления стиля ар-деко исследователи отмечают ещё в искусстве и архитектуре 1900—1910-х[6]. Так приемы стиля ар-деко заметны в целой череде памятников, созданных до выставки 1925 в Париже. Таковы постройки Л.Салливена и Ф. Л. Райта, ступообразные башни Э.Сааринена 1910-х и первые нью-йоркские небоскребы в стиле ар-деко — здания Барлай-Везье билдинг (Р. Уолкер[en], с 1923) и Радиатор билдинг (Р. Худ[en], 1924), а также известные работы Й.Хоффмана (дворец Стокле, 1905) и О.Перре (театр Елисейских полей, 1913) и др. Так черты раннего ар-деко заметны даже в деталировке дореволюционных зданий Москвы и Петербурга (например, дома Бассейного товарищества или торговой галереи «Новый пассаж»), в работах мастеров венской школы (начиная с церкви Ам Штайнхоф О.Вагнера, 1903) и в застройке Амстердама рубежа 1910-20-х (начиная со здания Шипвортхаус[en], 1913).

Значительную роль в становлении стиля сыграли сенсационные находки древнеегипетского искусства (в Амарне, гробницы Тутанхамона, 1922) и памятников цивилизаций «доколумбовой» Америки[4].

Streamline Moderne, Paquebot

Стилевым направлением, которое развивалось параллельно с ар-деко и близко к нему примыкало, было «Streamline Moderne» (название от англ. streamline — «линия обтекания» — термина из области аэродинамики). В «стримлайн модерн» ощущается влияние промышленных штамповочных и аэродинамических технологий. В произведениях этого стиля появились очертания самолётов или револьверных пуль. Когда дизайн первого массового автомобиля фирмы Крайслер, «Chrysler Airflow[en]», оказался популярным, обтекаемые формы стали использоваться даже для точилок, зданий и холодильников.

Архитектура подчёркивала изогнутые или длинные горизонтальные линии, иногда дополнялась морскими элементами. В промышленном дизайне стиль использовался при создании железнодорожных локомотивах, автобусов, бытовой технике, телефонов и других устройств, чтобы подчеркнуть элегантность и современность[7].

Во Франции стиль получил название Paquebot, что означает «морской лайнер», вдохновлённый спуском лайнера «Normandie» в 1935 году. Большой зал лайнера был выполнен в стиле ар-деко с колоннами из кристаллов Лалика. Архитектура стиля появлялась на улицах Бельгии и Парижа (особенно на 3 boulevard Victor в XV округе Парижа). В стиле Paquebot работал один из основателей стиля ар-деко архитектор Пьер Пату[en]. К Выставке декоративно-прикладного искусства 1925 года он спроектировал один из павильонов, который стал прародителем стиля. Также он разрабатывал дизайн трёх лайнеров «Île-de-France» (1926), «L'Atlantique» (1930), «Normandie» (1935)[8].

Построенное на площади Эжена Флажи[en] в Икселе (Брюссель, Бельгия) в 1938 году здание Flagey[en] в стиле paquebot[9] выполнено по проекту Жозефа Дионгра[fr] и выиграло в своё время конкурс[10] для постройки Бельгийского Национального института Радиовещания (INR/NIR)[11]. В 2002 году здание обновили и открыли в нём культурный центр Le Flagey[10][12].

Автомобили

Всемирная выставка 1933 года в Чикаго (США) вывела стиль на широкую аудиторию. Новые автомобили заимствовали плавные линии лайнеров и самолётов, подчёркивая свои стиль и скорость. Решётки и ветровое стекло отодвинулись, автомобиль стал ниже и шире, плавные изгибы и горизонтальные линии подчёркивали скорость. Примеры включают Chrysler Airflow[en] и Studebaker Land Cruiser[en] 1934 года. Использовались и новые материалы: бакелитовый пластик, формика[en], стекло Vitrolight, нержавеющую сталь, эмаль, придающие вид нового и обтекаемого[13]. Поздние примеры включают седан Nash Ambassador[en] 1950 года и Hudson Commodore[14], которые были массивными автомобилями с особым стилем[15].

Затухание стиля

Ар-деко незаметно исчез после подъёма массового производства, когда к нему стали относиться как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй мировой войны. В колониальных странах, таких как Индия, ар-деко стал воротами к модернизму и не исчезал до 1960-х годов. Возрождение интереса к ар-деко в 1980-х годах было связано с графическим дизайном, а ассоциации ар-деко с лентами в стиле «фильм нуар» (film noir) и очарованием 1930-ми годами привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде.

Ар-деко и архитектура СССР

Ар-деко оказал заметное влияние на архитектуру 1930-х годов, явившись, наряду с постконструктивизмом и неоклассицизмом, одним из течений сталинской архитектуры[16]. С сильным влиянием этого стиля был построен ряд станций Московского метрополитена: первая очередь (Сокольническая линия), несколько станций второй очереди (Замоскворецкая линия, например, станция «Аэропорт»). К советской версии ар-деко исследователи относят работы архитекторов В. Г. Гельфрейха, А. Я. Лангмана, Е. А. Левинсона, Б. М. Иофана, Д. Ф. Фридмана, В. А. Щуко.[17]

Влияние

Ар-деко был столь популярен, что использовался в дизайне автомобилей, мебели, посуды, фарфора, текстиля, ювелирных изделий, часов, а также технических устройств — радио, телефонов и музыкальных автоматов. Сильное влияние ар-деко оказал на архитектуру, дизайн интерьера, промышленный дизайн, моду, графику и кинематограф. В 1930-е ар-деко широко использовался для проектирования вокзалов, океанских лайнеров и парков развлечений.

Музеи в России

19 декабря 2014 года на месте бывшей фармацевтической фабрики Фридриха Байера «Байер и Ко» на Лужнецкой набережной в Москве открылся Музей ар-деко, посвящённый стилям ар-деко и модерн. Музей основан на крупнейшей в мире частной коллекции предпринимателя и мецената Мкртича Окрояна, состоящей из предметов в стиле ар-деко[18]. Среди экспонатов — скульптура из слоновой кости и бронзы, предметы мебели, декоративные панно, в том числе произведения Дмитрия Чипаруса, Пьера Бобо и Бруно Зака.

См. также

Примечания

  1. Ар-деко // Русский орфографический словарь : около 200 000 слов / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова / Под ред. В.В. Лопатина, О.Е. Ивановой. — Изд. 4-е, испр. и доп. — М.: Аст-Пресс книга, 2013. — С. 23. — 896 с.
  2. Н. К. Шабанов. Художественно-педагогический словарь. — Трикста, 2005. — С. 29. — 504 с. — ISBN 9785829105693.
  3. Aleksej Petuchov. Ar deko i iskusstvo Francii pervoj četverti XX veka. — Moskva, 2016. — 311 Seiten с. — ISBN 978-5-906190-62-8, 5-906190-62-7.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Шукурова, 2005.
  5. XXI vek--vek dizaĭna : materialy Vserossiĭskoĭ nauchno-prakticheskoĭ konferent︠s︡ii, 15-16 mai︠a︡ 2014 g., Ekaterinburg. — Ekaterinburg, 2014. — 211 pages с. — ISBN 978-5-8050-0538-2, 5-8050-0538-7.
  6. Бархин А. Д. Города Америки в архитектурном соревновании 1920-30-х. Архивная копия от 8 июля 2020 на Wayback Machine Капитель 2011, № 2
  7. A true example of Streamline Moderne (неопр.). Times of Malta. Дата обращения: 11 июля 2021. Архивировано 1 апреля 2016 года.
  8. Oudin, Bernard. Dictionnaire des Architectes, Sechiers (фр.). — Paris, 1994. — С. 372.
  9. Le Flagey - Bruxelles ma Belle (фр.). Découvrez Bruxelles en musique (16 ноября 2015). Дата обращения: 11 июля 2021. Архивировано 22 июня 2021 года.
  10. 10,0 10,1 The Flagey Building (англ.). Flagey. Дата обращения: 11 июля 2021. Архивировано 15 мая 2021 года.
  11. Flagey. jazz.brussels. Дата обращения: 11 июля 2021. Архивировано 9 мая 2021 года.
  12. FLAGEY N.V. (англ.). SVR-Architects (17 октября 2002). Дата обращения: 11 июля 2021. Архивировано 5 марта 2021 года.
  13. McCourt, Mark. When Art Deco is Really Streamline Moderne (англ.) // Hemmings Daily. — 2014. — 29 May.
  14. Auto History Preservation Society - Tech Pages Article. wildaboutcarsonline.com. Дата обращения: 11 июля 2021. Архивировано 11 июля 2021 года.
  15. Reed, Robert C. The Streamline Era. — San Marino, California: Golden West Books, 1975. — ISBN 0-87095-053-3.
  16. Термин «советская версия ар деко» в отношении советской архитектуры 1930-х годов используют следующие исследователи: И. А. Азизян, А. Д. Бархин, А. В. Боков, А. Ю. Броновицкая, Н. О. Душкина, А. В. Иконников, И. А. Казусь, Т. Г. Малинина, М. В. Нащокина, Е. Б. Овсянникова, В. Л. Хайт.
  17. Ребристый стиль высотных зданий и неоархаизм в архитектуре 1920-1930-х (рус.), Архи Ру. Архивировано 3 октября 2018 года. Дата обращения 3 октября 2018.
  18. Русские корни европейского ар-деко — Культура — МК. Дата обращения: 29 октября 2015. Архивировано 19 ноября 2015 года.

Литература

  • Bayer P. Art Deco Architecture. — London: Thames & Hudson Ltd, 1992.
  • Benton C. Art Deco 1910—1939 / Benton C. Benton T., Wood G. — Bulfinch, 2003.
  • Малинина Т. Г. Формула стиля. Ар Деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции. — М.: Пинакотека, 2005
  • Искусство эпохи модернизма: стиль ар деко. 1910—1940-е годы. / Отв. ред. Т. Г. Малинина. — М.: Пинакотека. 2009
  • Хайт В. Л. «Ар-деко: генезис и традиция» // Об архитектуре, её истории и проблемах. — М.: Едиториал УРСС, 2003
  • Хилльер Б., Эскритт С. Стиль Ар Деко — М.: Искусство — XXI век, 2005.
  • Ар-деко / Шукурова А. Н. // Анкилоз — Банка. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 133—1343. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3.

Ссылки