Церковь Ам-Штайнхоф

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Достопримечательность
Церковь Ам-Штайнхоф
Kirche am Steinhof
Страна  Австрия
Конфессия Католицизм
Архитектурный стиль Модерн
Автор проекта Отто Вагнер
Строительство 19031907 годы
Состояние Действует, доступ ограничен
Координаты: 48°12′37″ с. ш. 16°16′42″ в. д.HGЯO

Церковь Ам-Штайнхоф (нем. Kirche am Steinhof — букв. «У Штайнхофа», также церковь Святого Леопольда (нем. Kirche zum heiligen Leopold)) — церковь, построенная по проекту Отто Вагнера[1] на холме Штайнхоф некогда в пригороде Вены, а ныне в венском районе Пенцинг на территории венской психиатрической больницы[2]. Памятник модерна[3]. Художественное оформление выполнено Коломаном Мозером (витражи и мозаики)[4], Рихардом Лукшем и Отмаром Шимковицем (скульптура). Посвящена покровителю Австрии — св. Леопольду (башни при входе украшают статуи св. Леопольда и св. Северина).

История

Дворец Сецессиона

В 1902 году Отто Вагнер выиграл первый приз в конкурсе на строительство психиатрической больницы в Гуттельдорфе, однако он построил только церковь Святого Леопольда, которая теперь считается одной из важнейших церквей XX века[5].

Святой Леопольд

Макет проекта церкви был представлен в 1903 году во время 23-й выставки в доме сецессиона. Строительство началось в июне 1905 года. Отто Вагнеру помогали два другие архитектора, Отто Шенталь и Марсель Каммерер, и много выдающихся мастеров: Коломан Мозер (витражи и мозаики); Отмар Шимковиц (статуи четырех ангелов над главным входом); Рихард Лукш (две скульптуры святых покровителей Австрии — Святого Леопольда и Святого Северина, изготовленные из бронзы).

После завершения строительства церковь была доступна только для сотрудников приюта, его пациентов и их семей. Только в 1981 году больница согласилась открыть церковь для общественности, но только один день в неделю. Здесь происходят обряды бракосочетания и крещения. Церковь вновь открыта после реставрации в октябре 2006 года. Платный доступ (экскурсии) посетителей разрешён по субботам; службы, закрытые для публики со стороны, проводятся по воскресеньям.

Архитектурные особенности

Церковь построена на вершине холма, на высоте 310 метров над уровнем моря, при этом в нарушение канона ориентирована по оси север-юг. Она рассчитана на 800 молящихся. Интерьеры устроены с учётом того, что прихожане — психиатрические больные: все углы внутри церкви закруглены, алтарь физически отделён от главного зала[6]. Доступ в храм — раздельно для мужчин и женщин, при этом предусмотрены особые служебные выходы для эвакуации больных; исповедальни, в отличие от обычных церквей, относительно открытые. Даже скамьи для верующих были первоначально спроектированы раздельно для различных категорий больных. Потолок под главным куполом украшен символами четырёх евангелистов, витражи — образами святых, над алтарём изображено восхождение души на небо. Фасад здания облицован двухсантиметровыми плитами из каррарского мрамора. Пол покрыт белой и черной плиткой. Церковь украшают множество металлических элементов — болтов и шпилек, которые оставлены открытыми.

Интерьер церкви в белых и золотых цветах состоит из единственной нефа, в нем могут разместиться 800 верующих, в том числе 400 сидячих мест. Купол украшен изображениями четырех евангелистов: Матфея, в виде человека; Марка, в виде льва; Луки в виде вола и Иоанна в виде орла. Витраж, благодаря использованию синих и фиолетовых тонов препятствуют проникновению слишком яркого света. Красочная мозаика Форстера, размещена за алтарем, изображает сцену приема душ на небесах[7]. Среди святых — изображение Святой Димфны, покровительницы людей, страдающих от душевных болезней. Церковь оборудована туалетами и помещения скорой помощи.

Церковь построена в форме греческого креста, увенчанная куполом, который покрыт позолоченными медными листами и завершается золотым крестом. Купол стягивается металлическим кольцом, которое противодействует боковому растяжению, поэтому он не имеет обычных опор. Вход к церкви с южной стороны осуществляется через три двери: для женщин, для мужчин и для больных. Над монументальным портиком находятся четыре фигуры ангелов. Фасад также имеет на своей верхушке две большие башни, каждая из которых завершена статуей святого.

Церковь была открыта 8 октября 1907 года[2]. И лишь в 1913 году была завершена живопись алтаря Леопольдом Форстером по проекту Ремиуса Гейлинга[7].

Галерея

Примечания

  1. Мария Владимировна Нащокина. Наедине с музой архитектурной истории. — Улей, 2008. — 690 с. — ISBN 9785915290029.
  2. 2,0 2,1 Österreichische Nationalbibliothek. ANNO, Neue Freie Presse, 1907-10-06, Seite 13 (нем.). anno.onb.ac.at. Дата обращения: 13 мая 2018.
  3. Анастасия Ждановская, Ирина Антонова. Вена. — Litres, 2017-07-20. — 271 с. — ISBN 9785457381872.
  4. Valentinitsch Tatjana. Entwurf für die Altarwand der Kirche am Steinhof. wwwg.uni-klu.ac.at. Дата обращения: 13 мая 2018.
  5. Church of San Leopoldo in Steinhof - Data, Photos & Plans - WikiArquitectura (англ.), WikiArquitectura. Дата обращения 13 мая 2018.
  6. Rough Guides. The Rough Guide to Vienna. — Rough Guides UK, 2011-07-01. — 311 с. — ISBN 9781848366824.
  7. 7,0 7,1 Martina Bauer. Leopold Forstner (1878–1936): Ein Materialkünstler im Umkreis der Wiener Secession. — Böhlau Verlag Wien, 2016-04-28. — 250 с. — ISBN 9783205200871.

Литература

  • Otto Antonia Graf: Otto Wagner. Band 1: Das Werk des Architekten 1860—1902. 2. Auflage, Böhlau, Wien u. a. 1994, ISBN 3-205-98224-X, S. 400—420 (Schriften des Instituts für Kunstgeschichte. Akademie der Bildenden Künste Wien. 2, 1).
  • Elisabeth Koller-Glück: Otto Wagners Kirche am Steinhof. Edition Tusch, Wien 1984, ISBN 3-85063-157-5.

Ссылки