Перейти к содержанию

Социальный реализм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
И. Е. Репин - Нищая (Девочка-рыбачка), 1874. Иркутский областной художественный музей

Социальный реализм — это международное движение в искусстве, которое включает работу художников, печатников, фотографов и кинематографистов, обращающих внимание на бытовые условия рабочего класса и бедных слоёв населения. Социальные реалисты выражают критику социальных структур, которые поддерживают эти условия. В то время как характеристики этого движения варьируются от страны к стране, социальный реализм почти всегда использует форму описательного или критического реализма[1].

Социальный реализм не следует отождествлять с социалистическим реализмом, официальным советским художественным стилем, который был узаконен Иосифом Сталиным в 1934 году, а затем принят дружественными СССР коммунистическими партиями по всему миру[1].

История

Социальный реализм восходит к европейскому реализму XIX-го века, в том числе к искусству Оноре Домье, Курбе и Милле. Промышленная революция в Великобритании вызвала беспокойство в общественных кругах о тяжелом положении городской бедноты; в 1870-е годы работы таких художников, как Люк Филдс, Губерт фон Геркомер, Фрэнк Хол[англ.], и Уильям Смол[англ.] были широко воспроизведены в иллюстрированном британском еженедельнике «The Graphic», который начал выходить в 1869 г.

Одними из представителей российских социальных реалистов были «Передвижники»; они критически относились к социальной среде, которая порождала тяжелые бытовые условия для народа, и осуждали пороки царского периода. Илья Репин заявлял, что его художественная работа была направлена на критику всех гнусных уродств общества в это время. Аналогичные темы рассматривались в Великобритании в XX-м веке такими организациями, как «Международная ассоциация художников[англ.]» (осн. 1931 г.), и «Драматургия кухонной мойки» — движение в культуре Великобритании, которое существовало в конце 1950-х—середине 1960-х годов.

Фотографы этого направления опираются на документальные традиции конца XIX-го века, такие как работы Якова А. Рииса, и Максима Дмитриева.

Международное движение

Социальный реализм следует рассматривать как международное явление.

Многие художники, которые называли себя социальными реалистами были людьми с социалистическими (но не обязательно марксистскими) политическими взглядами. В связи с этим, это движение имеет некоторые общие черты с социалистическим реализмом Советского Союза и Восточного блока. Но они не идентичны: социальный реализм не являлся официальным искусством, оставлял пространство для субъективности. В некоторых контекстах, социалистический реализм был описан как специфическая ветвь социального.

Социальный реализм выпал из моды в 1960-х годах, но он по-прежнему имеет большое влияние на мышление и искусство современности.

В Европе

«Похороны в Орнане» (1849—1850) Гюстава Курбе

Художники в Западной Европе приняли социальный реализм в начале XX века, в том числе немецкие художники Кете Кольвиц («Изнасилованная женщина»), Джордж Грос («Тевтонский день»), Отто Дикс и Макс Бекман; шведский художник Торстен Билман[англ.]; и голландец Пейке Кох.

Франция

В широком масштабе, термин восходит к реалистическому движению в искусстве Франции середины XIX-го века. Социальный реализм характеризует работы французского художника Гюстава Курбе и, в частности, к таким его картинам как «Похороны в Орнане» и «Дробильщики камня[англ.]», которые шокировали посетителей французских салонов 1850 года. Также сюда относятся произведения Оноре Домье и Милле.

Позднее в этом стиле работали французские художники Морис де Вламинк, Роже де ла Френе, Жан Фотрие, и Фрэнсис Грубер[англ.].

Великобритания

В Великобритании художники, такие как американец Джеймс Уистлер, а также английские художники Геркомер и Люк Филдс имели большой успех с реалистическими картинами, которые задавали социальные вопросы и изображали «реальный» мир.

Россия и Советский Союз

Основателем является Максим Горький.

В Соединенных Штатах

Американская готика (1930) Гранта Вуда

«Школа мусорных вёдер» — художественное направление[англ.], возникшее в живописи США в начале XX века[2]. Многие работы представителей школы посвящены реалистичному изображению повседневной жизни бедных и рабочих кварталов Нью-Йорка. Основоположники и крупнейшие представители школы: Роберт Генри, Джон Слоан, Эдвард Хоппер, Джордж Лакс, Эверетт Шинн и Уильям Глакенс.

Американская жанровая живопись включала в себя бытовые сцены и пейзажи американских художников 1920-х и 1930-х, выполненные в натуралистической, описательной манере. Американская жанровая живопись не была организованным движением. Она получила широкое распространение среди американских художников между двумя мировыми войнами. Это была тенденция к уходу от абстракционизма и авангардизма. Наиболее известные представители американской жанровой живописи — Бёрчфилд[англ.], и Хоппер.

Риджионализм — это течение в американской живописи 1930-х годов. Движение обращалось к изображению образов и эпизодов из жизни американского Среднего Запада. Регионалисты стремились создать подлинно американское искусство и обратились к местным темам.

Регионалисты <…> двигали ностальгические чувства к «подлинной Америке», стремление запечатлеть жизнь американской деревни и маленьких городков, что стало причиной их большой популярности. <…> Определяющим моментом в развитии искусства 30-х годов, были контакты с мексиканскими муралистами. Главным событием в формировании и профессиональном становлении нового поколения художников, стал Новый курс Рузвельта и появившаяся программа поддержки — Федеральный художественный проект[3].

Период наибольшего расцвета движения связан с Великой депрессией, когда на фоне глубокой национальной неуверенности художники возрождали веру Америки в свои силы, развивая идею национальной исключительности и самобытности развития. Главными представителями движения были: Томас Харт Бентон, Джон Стюарт Карри[англ.] и Грант Вуд. Все они были выходцами с Запада, но их творчество сильно различалось по стилю.

Галерея

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Todd, James G. (2009). «Social Realism». Art Terms. Museum of Modern Art.
  2. Ashcan School (American art) (англ.). Encyclopedia Britannica. Дата обращения: 19 января 2014. Архивировано 2 января 2013 года.
  3. Американская сцена / Прецизионизм и Риджионализм Архивная копия от 3 августа 2016 на Wayback Machine artuzel.com/

Литература