Амифаон

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Амифаон
Супруга Идомена или Аглая
Дети Биант, Мелампод, Эолия, Перимела

Амифаон или Амитаон (др.-греч. Ἀμυθάων) — персонаж древнегреческой мифологии из рода Эолидов, сын Крефея и Тиро, отец Бианта и Мелампода. Эпоним региона Амифаония в Элиде, один из легендарных основателей античных Олимпийских игр. Упоминается в легенде о Ясоне, который приходился ему племянником. Потомки Амифаона отличались провидческим даром и царствовали в Аргосе.

В мифологии

Античные авторы называют Амифаона одним из трёх сыновей Крефея — основателя и первого царя города Иолк в Фессалии, сына Эола и внука Эллина, возводившего свою родословную к Прометею. Женой Крефея была его племянница Тиро, дочь царя Элиды Салмонея, которая от мужа родила Эсона, Ферета и Амифаона, а от морского бога Посейдона — близнецов Пелия и Нелея. Когда Нелей отправился в Мессению, чтобы основать там собственное царство, Амифаон последовал за ним и в дальнейшем жил в Пилосе. Он женился на Идомене (дочери своего брата Ферета[1] или аргосского царя Абанта[2]) либо на Аглае[3]. Супруга родила ему сыновей Бианта и Мелампода[1], дочерей Эолию (жену этолийского героя Калидона)[4] и Перимелу (жену Антиона)[5][6]. В альтернативных версиях мифа Амифаон — царь Иолка[7].

Элида

Узнав, что сын Эсона Ясон пришёл в Иолк и потребовал от Пелия отцовское наследство, Амифаон тоже приехал в родной город, чтобы поддержать требование племянника. Согласно Пиндару, Амифаон, Ферет и другие представители рода Эолидов присутствовали при той встрече, на которой Ясон заявил о своих правах на царский престол Иолка, а Пелий предложил ему сначала совершить плавание в Колхиду за золотым руном[8]. Павсаний утверждает, что Амифаон возобновил соревнования в честь Зевса Олимпийского в Элиде, забытые после того, как «сыновья Пелопа разошлись из Элиды по всему Пелопоннесу»[9]; эти состязания стали прообразом Олимпийских игр исторической эпохи[6][10].

Многие потомки Амифаона отличались прорицательскими способностями: так, провидцами были сын героя Мелампод, правнук или праправнук Амфиарай[6]. Благодаря браку с дочерьми Прета сыновья Амифаона стали царями Аргоса[6].

Память

По данным Стефана Византийского, от имени Амифаона было образовано название региона Амифаония в Элиде. По-видимому, речь идёт о местности в районе города Лепрей в Трифилии (южная часть Элиды)[11].

В текстах микенской цивилизации встречается имя a-mu-ta-wo, которое исследователи связывают с древнегреческим Ἀμυθάων (Амифаон, «молчун»)[12][13].

Примечания

Литература

  1. Аполлодор. Мифологическая библиотека. — Л.: Наука, 1972.
  2. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. — СПб.: Алетейя, 2005. — 377 с. — ISBN 5-89329-716-4.
  3. Павсаний. Описание Эллады. — М.: Ладомир, 2002. — ISBN 5-86218-333-0.
  4. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. — М.: Наука, 1980. — 504 с.
  5. Жестоканов С. Легендарная история Греции в хронологических таблицах Евсевия Кесарийского // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. — 2017. — Вып. 17.2.
  6. Молчанов А., Нерознак В., Шарыпкин С. Памятники древнейшей греческой письменности. — М.: Наука, 1988. — 188 с.
  7. Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. — Л.: Наука, 1986. — 208 с.
  8. Hirschfeld G. Amythaonia // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. — Stuttgart, 1894. — Bd. I, 2. — Kol. 2014.
  9. Stoll H. Amithaon // W. H. Roscher: Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie. — 1894. — Bd. I, 2. — Kol. 329.
  10. Wernicke K. Amythaon 1 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. — Stuttgart, 1894. — Bd. I, 2. — Kol. 2013—2014.