Veritatis Splendor

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Veritatis Splendor
Жанр Энциклика
Автор Папа Иоанн Павел II
Язык оригинала латинский
Дата написания 1993
Дата первой публикации 6 августа 1993 года.

Veritatis Splendor (с лат. — «Сияние Истины») — энциклика Иоанна Павла II о некоторых основных проблемах нравственного учения Церкви. Вышла 6 августа 1993 года.

Структура

Энциклика состоит из трёх частей, введения и заключения.

  • Введение.
  • Часть I. «Учитель благой, что сделать мне доброго?»
  • Часть II. «И не сообразуйтесь с веком сим»
    • I. Свобода и Закон
    • II. Совесть и истина
    • III. Основной выбор и его конкретные элементы
    • IV. Нравственное действие
  • Часть III. «Чтобы не упразднить креста Христова»
  • Заключение

Содержание

От Иоанна Павла II длительное время ждали энциклики, посвящённой моральным проблемам и учению Церкви, касающегося нравственности, тем более, что Второй Ватиканский собор уделил мало внимания теологии морали[1].

Впервые Иоанн Павел заявил о своем намерении выпустить энциклику по моральной теологии в 1987 году в апостольском послании «Spiritus Domini», которое было посвящено 200-летию смерти святого Альфонса Лигуори, видного морального теолога XVIII века[1]. Это говорит о том, что работа над «Veritatis Splendor» велась по крайней мере шесть лет. Однако работа над новым изданием Катехизиса Католической церкви, который вышел в свет 25 июня 1992 года, отложила появление новой энциклики.

Теология морали считалась в XX веке одним из труднейших вопросов католической теологии, в особенности сложным считался вопрос о связи морали и нравственности со смыслом свободы воли. В спорах о смысле свободы и связи её с нравственностью католические дебаты по моральной теологии затронули некоторые из наиболее спорных вопросов общественной жизни конца XX века[1].

Возможно, в связи с этим энциклика «Veritatis Splendor» не устанавливала каких-либо незыблемых границ и не давала однозначных ответов на спорные вопросы. Иоанн Павел II скорее мягко предлагает, не навязывая, своё видение сложных вопросов, опираясь, в первую очередь, на Евангелие.

В первой части «Veritatis Splendor» присутствует размышление над евангельской историей о богатом молодом человеке, который пришел к Иисусу и спросил: «Учитель Благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19.16). Исторически многие католические комментаторы рассматривали его вопрос в контексте священнического призвания. Для Иоанна Павла II он — любой человек, задающий вопрос, который преследует или вдохновляет каждую человеческую жизнь: какое добро должен я сделать, чтобы реализовать вечное благо?[1].

Особо Иоанн Павел II останавливается на вопросе разнообразия, как важном факторе современного существования. Разнообразие культур и традиций различных народов и необходимость уважать и учитывать их в христианской миссии — одна из важнейших тем всего понтификата «папы-путешественника», однако в «Veritatis Splendor» папа настаивает на существовании универсального морального закона, единого для всех людей и встроенного в человеческую сущность, причём папа подчёркивает, что универсальность этого морального закона может и должна служить основой для серьезного диалога между людьми различных культур. Убийство, геноцид, рабство, проституция, торговля женщинами и детьми, аборты, — утверждает папа — всегда в корне порочны, поскольку по самой своей природе наносят ущерб как жертвам, так и преступникам.

Можно говорить об универсальности естественного закона. Так как он запечатлен в разумной природе личности, то обязателен для каждого существа, одаренного разумом, независимо от исторической эпохи его существования. Устремляясь к совершенству присущим ей особым образом, человеческая личность должна делать добро и избегать зла, заботиться о передаче и сохранении жизни, умножать богатство окружающего мира, улучшать общественную жизнь, искать истину, совершать добрые поступки, созерцать прекрасное[2]

.

В подготовке «Veritatis Splendor» принимало участие несколько влиятельных католических богословов. При редактировании Иоанн Павел консультировался с епископами и теологами по всему миру. Среди главных консультантов называют бельгийского доминиканца Сервеса Ринкерса, кардинала Йозефа Ратцингера (будущего папу Бенедикта XVI), коллег Иоанна Павла II по Люблинскому католическому университету Тадеуша Стышеня и Анджея Шостека, а также главного теолога папского двора — швейцарского доминиканца Георга Котьера[1]. Тем не менее, Иоанн Павел II, безусловно, был ведущей интеллектуальной силой в написании «Veritatis Splendor» от начала и до конца, что подтверждается тем же Ратцингером[1].

После публикации энциклики Иоанн Павел регулярно получал как позитивные, так и негативные отзывы на «Veritatis Splendor», причём не только от католических, но и от протестантских и иудейских теологов[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Джордж Вейгел. гл. 17 // Свидетель надежды Иоанн Павел II = Witness to Hope: The Biography of Pope John Paul II. — М.: АСТ, 2001. — Т. 1. — 608 с. — ISBN 5-17-005695-8.
  2. «Veritatis Splendor». II.I. Свобода и Закон

Ссылки

  • Крысов А.Г. “Veritatis splendor”, энциклика Папы Иоанна Павла II // Православная Энциклопедия, под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Т. VII, М., Церковно-научный центр “Православная Энциклопедия”, 2004г., стр. 716-717.
  • «Миссия Искупления»  (рус.)
  • «Veritatis Splendor»  (англ.)