Перейти к содержанию

Redemptoris Missio

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Redemptoris Missio
Жанр Энциклика
Автор Папа Иоанн Павел II
Язык оригинала латинский
Дата написания 1990
Дата первой публикации 7 декабря 1990 года.

Redemptoris Missio (с лат. — «Миссия Искупления») — энциклика Иоанна Павла II о неизменной актуальности миссионерского послания. Вышла 7 декабря 1990 года.

Структура

Энциклика состоит из восьми глав, введения и заключения.

  • Введение.
  • Глава I. Иисус Христос, Единственный Спаситель
  • Глава II. Царство Божие
  • Глава III. Дух Святой: главное действующее начало миссии
  • Глава IV. Необъятные горизонты миссии ad gentes
  • Глава V. Пути миссии
  • Глава VI. Ответственные лица и исполнители миссионерского пастырства
  • Глава VII. Сотрудничество в осуществлении миссионерской деятельности
  • Глава VIII. Миссионерская духовность
  • Заключение

Содержание

Выход энциклики был приурочен к 25-летию декрета Второго Ватиканского собора Ad Gentes, посвящённого миссионерскому служению Церкви.

Энциклика подчёркивает неизменную важность и актуальность миссионерской деятельности для Католической церкви. В энциклике рассматриваются современные проблемы церковной миссии и евангелизации, особенно народов развивающихся стран и тех из них, которые в истории всегда стояли вдали от христианской традиции[1].

В первых же строках энциклики папа подчёркивает исключительную важность миссии среди нехристианских народов, ссылаясь в том числе и на свой собственный опыт, как известно, Иоанн Павел II за период своего понтификата посетил 129 стран, в том числе множество нехристианских.

Миссия Христа Искупителя, вверенная Церкви, все еще весьма далека от завершения. К концу второго тысячелетия от Его пришествия при взгляде на человечество становится ясно, что эта миссия все еще только начинается, и что нам следует приложить все силы для её осуществления. Дух Святой побуждает нас возвещать великие деяния Божьи: «Ибо, если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1Кор 9,16). Считаю своим настоятельным долгом от имени всей Церкви повторить это воззвание апостола Павла. С самого начала моего понтификата я решил путешествовать по разным концам земли, чтобы проявить миссионерскую заботу. Непосредственное соприкосновение с народами, не знающими Христа, еще более убедило меня в неотложной необходимости миссионерской деятельности[2]

Одна из главных задач энциклики — напомнить католикам, что каждый христианин имеет миссионерское призвание потому, что Церковь, — по словам Папы, — является миссионерской по самой своей природе[3].

Папа пишет о трёх различных формах евангелизации: пастырская забота о людях, уже принадлежащих Церкви, и помощь им в углублении веры; «новая евангелизация» тех, кто отпал от христианской веры, или тех, чья принадлежность к христианству только формальна; и, наконец, миссия ad gentes в тех областях, где Евангелие неизвестно или мало распространено.

Иоанн Павел II предлагает три критерия для оценки развития миссии в третьем тысячелетии: географический, демографический и культурный[3]. Успех миссии, таким образом, можно оценивать по расширению христианских территорий, по увеличению численности христиан и по увеличению роли христианского компонента в культуре различных народов.

Энциклика ещё раз останавливается на важном вопросе «привязки к местному культурному контексту» христианской миссии, который папа неоднократно поднимал ранее в своих работах. Иоанн Павел II подчёркивает, что евангелизация обязательно должна учитывать местную культурную специфику, но при этом ни в коем случае не обеднять сущность Евангелия. Любая «привязка к культурному контексту», которая обедняет ясность Евангелия, является не привязкой, а приспособленчеством.

«Redemptoris Missio» также возражает ряду неправильных взглядов на миссионерскую деятельность[3]. Так, отвечая тем, кто утверждает, что христианская евангелизация угрожает гражданскому миру и взаимопониманию между мировыми религиями, папа пишет, что Церковь «ничего не навязывает» и «уважает свободу совести». Тем христианам, которые полагают, что Церковь уже «переросла» проповедь Евангелия и должна сконцентрировать свои усилия на социальной сфере, Иоанн Павел II отвечает, что Церковь перестает быть Церковью, когда она прекращает проповедовать Иисуса Христа.

Энциклика Иоанна Павла о христианской миссии вызвала значительный интерес в миссионерских территориях «третьего мира»[3].

Примечания

  1. «Энциклики социальные римских пап»// Учебный словарь-минимум по религиоведению под ред. профессора И. Н. Яблокова Архивировано 2 февраля 2014 года.
  2. Redemptoris Missio. Введение
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 Джордж Вейгел. гл. 15 // Свидетель надежды Иоанн Павел II = Witness to Hope: The Biography of Pope John Paul II. — М.: АСТ, 2001. — Т. 1. — 608 с. — ISBN 5-17-005695-8.

Ссылки