U-96 (1940)
U-96 | |
---|---|
История корабля | |
Государство флага | Нацистская Германия |
Порт приписки | Киль, Лорьян, Сен-Назер |
Спуск на воду | 1 августа 1940 |
Выведен из состава флота | 30 марта 1945 |
Современный статус | потоплена |
Основные характеристики | |
Тип корабля | средняя ДПЛ |
Обозначение проекта | VIIC |
Скорость (надводная) | 17,7 узлов |
Скорость (подводная) | 7,6 узлов |
Рабочая глубина погружения | 250 м |
Предельная глубина погружения | 295 м |
Автономность плавания | 15 170 км, 150 км под водой |
Экипаж | 44-52 человека |
Размеры | |
Водоизмещение надводное | 769 т |
Водоизмещение подводное | 871 т |
Длина наибольшая (по КВЛ) |
67,1 м |
Ширина корпуса наиб. | 6,2 м |
Средняя осадка (по КВЛ) |
4,74 м |
Силовая установка | |
Дизель-электрическая,
|
|
Вооружение | |
Артиллерия | C35 88 мм/L45 с 220 зарядами |
Минно-торпедное вооружение |
4 носовых и один кормовой TA калибра 533 мм, 14 торпед или 26 мин TMA |
ПВО | различное, необходимо уточнить |
U-96 — средняя немецкая подводная лодка типа VIIC времён Второй мировой войны, стала одной из самых знаменитых субмарин после издания романа «Лодка» (нем. Das Boot) и выхода одноимённого фильма.
История
Заказ на постройку субмарины был отдан 30 мая 1938 года. Лодка была заложена 16 сентября 1939 года на верфи «Германиаверфт» в Киле под строительным номером 601, спущена на воду 1 августа 1940 года. Лодка вошла в строй 14 сентября 1940 года под командованием капитан-лейтенанта Генриха Леманна-Вилленброка.
Командиры
- 14 сентября 1940 года — 1 апреля 1942 года капитан-лейтенант Генрих Леманн-Вилленброк (кавалер Рыцарского Железного креста)
- 28 марта 1942 года — 15 марта 1943 года оберлейтенант цур зее Ханс-Йюрген Хелльригель (кавалер Рыцарского Железного креста)
- 16 марта 1943 года — 30 июня 1944 года Вильгельм Петерс
- февраль — июнь 1944 года оберлейтенант цур зее Хорст Виллнер
- 1 июля 1944 года — февраль 1945 года оберлейтенант цур зее Роберт Рих
Флотилии
- 14 сентября — 30 ноября 1940 года — 7-я флотилия (учебная)
- 1 декабря 1940 года — 31 марта 1943 года — 7-я флотилия
- 1 апреля 1943 года — 30 июня 1944 года — 24-я флотилия (учебная)
- 1 июля 1944 года — 15 февраля 1945 года — 22-я флотилия (учебная)
История службы
Лодка совершила 11 боевых походов. Потопила 27 судов суммарным водоизмещением 181 206 брт, повредила 4 судна суммарным водоизмещением 33 043 брт, одно судно водоизмещением 8888 брт после повреждений не восстанавливалось.
Потоплена 30 марта 1945 года американскими бомбами в Вильгельмсхафене.
Первый поход
Время похода | Командир | Результат |
---|---|---|
4 декабря 1940 года, Киль — 29 декабря 1940 года, Лорьян (26 дней). | Леманн-Вилленброк | потоплено и повреждено 7 судов, 52 901 брт |
Второй поход
Время похода | Командир | Результат |
---|---|---|
9 января 1941 года, Лорьян — 22 января 1941 года, Лорьян (14 дней). | Леманн-Вилленброк | потоплено 2 судна, 29 054 брт |
Третий поход
Время похода | Командир | Результат |
---|---|---|
30 января 1941 года, Лорьян — 28 февраля 1941 года, Сен-Назер (30 дней). | Леманн-Вилленброк | потоплено 7 судов, 45 391 брт |
Четвёртый поход
Время похода | Командир | Результат |
---|---|---|
12 апреля 1941 года, Сен-Назер — 22 мая 1941 года, Сен-Назер (41 день). | Леманн-Вилленброк | потоплено 4 судна, 30 227 брт |
Пятый поход
Время похода | Командир | Результат |
---|---|---|
19 июня 1941 года, Сен-Назер — 9 июля 1941 года, Сен-Назер (21 день). | Леманн-Вилленброк | потоплено одно судно, 5954 брт |
Шестой поход
Время похода | Командир | Результат |
---|---|---|
2 августа 1941 года, Сен-Назер — 12 сентября 1941 года, Сен-Назер (42 дня). | Леманн-Вилленброк | побед не было |
Седьмой поход
Время похода | Командир | Результат |
---|---|---|
27 октября 1941 года, Сен-Назер — 6 декабря 1941 года, Сен-Назер (41 день). | Леманн-Вилленброк | потоплено одно судно, 5998 брт |
- Подробности
Именно в этом походе на борту лодки находился военный корреспондент Лотар-Гюнтер Буххайм.
Единственным потопленным в течение похода судном стал пароход Bennekom (5998 брт), шедший в составе конвоя OS-10 и торпедированный 31 октября. Корабль шёл с 900 тоннами генерального груза и 300 тоннами правительственного груза. Атака производилась в надводном положении, в полнолуние и с большой дистанции двухторпедным залпом. В ходе последовавшей контратаки с британского шлюпа HMS Lulworth на лодку было сброшено 27 глубинных бомб, после чего она сумела оторваться от преследования. Командир рапортовал о потоплении двух судов суммарным водоизмещением в 13 000 брт, однако фактически был поражён только один транспорт.
Через месяц, 30 ноября, лодка предприняла попытку проникнуть в надводном положении в Средиземное море через Гибралтар. Атака британского самолёта типа «Суордфиш» нанесла U-96 некоторые повреждения, лодка погрузилась и легла на грунт, утром всплыла и отправилась на базу в Сен-Назер.
Восьмой поход
Время похода | Командир | Результат |
---|---|---|
31 января 1942 года, Сен-Назер — 23 марта 1942 года, Сен-Назер (52 дня). | Леманн-Вилленброк | потоплено и повреждено 5 судов, 25 464 брт |
Девятый поход
Время похода | Командир | Результат |
---|---|---|
23 апреля 1942 года, Сен-Назер — 1 июля 1942 года, Сен-Назер (26 дней). | Хелльригель | побед не было |
Десятый поход
Время похода | Командир | Результат |
---|---|---|
24 августа 1942 года, Сен-Назер — 5 октября 1942, Сен-Назер (43 дня) | Хелльригель | потоплено 28 148 брт |
Во время похода U-96 атаковала 5 кораблей суммарным водоизмещением 28148 брт, из которых потоплено 3 корабля суммарным водоизмещением 10969 брт и повреждено 2 корабля суммарным водоизмещением 17179 брт.
- 10 сентября потоплен бельгийский торговый пароход Elisabeth van Belgie водоизмещением 4241 брт;
- 10 сентября повреждён британский танкер F.J. Wolfe водоизмещением 12190 брт;
- 10 сентября потоплен норвежский танкер Sveve водоизмещением 6313 брт;
- 11 сентября потоплена португальская трёхмачтовая шхуна Delães водоизмещением 415 брт;
- 25 сентября повреждён британский пассажирский пароход New York водоизмещением 4989 брт.
- Подробности
- 10 сентября 1942 года между 16 часами 31 минутой и 16 часами 33 минутами, U-96 выпустила четыре торпеды по четырём кораблям конвоя ON-127. Две торпеды попали в корабли Elisabeth van Belgie и Sveve (оба затонули), ещё две торпеды попали в корабль F.J. Wolfe (был повреждён, но продолжил путь в составе конвоя).
- 11 сентября 1942 года, в 11 часов 50 минут, в районе с координатами 50°03′ с. ш. 29°32′ з. д.HGЯO U-96 попыталась остановить португальскую трёхмачтовую шхуну Delães тремя выстрелами перед форштевнем. Из-за того что судно не остановилось, U-96 обстреляла и потопила его. Нападение на нейтральный корабль произошло потому, что с расстояния в 200 метров не были видны опознавательные знаки и шхуна следовала подозрительным курсом неподалёку от конвоя ON-127. Кроме того, команда подводной лодки утверждала, что слышала сигналы гидролокатора.
- 25 сентября 1942 года, в 23 часа 57 минут U-96 выпустила две торпеды по конвою RB-1 к юго-востоку от мыса Фарвель, Гренландия и сообщила о двух попаданиях по пассажирскому лайнеру типа «Reina del Pacifico» (17 702 брт). Однако эти сведения были ошибочными. На самом деле торпеды попали в британский пассажирский пароход New York водоизмещением 4989 брт. Хелльригель переоценил свою победу, из-за того, что New York до войны использовался на Великих озёрах.
Одиннадцатый поход
Время похода | Командир | Результат |
---|---|---|
26 декабря 1942 года, Сен-Назер — 8 февраля 1943, Кёнигсберг (45 дней) | Хелльригель | побед не было |
Волчьи стаи
U-96 входила в состав следующих «волчьих стай»:
Атаки на лодку
- 28 апреля 1941 года к юго-востоку от Исландии, в районе с координатами 60°04′ с. ш. 15°45′ з. д.HGЯO британский корвет HMS Gladiolus атаковал U-96 глубинными бомбами, повреждений не было.
- Ночью 31 октября 1941 года во время атаки на конвой OS-10 следующая в надводном положении лодка с большого расстояния потопила торпедой одно судно. Британский эскортный шлюп HMS Lulworth подверг лодку артобстрелу, а после того, как она погрузилась, сбросил 27 глубинных бомб, которые, однако, легли неточно.
- Вечером 30 ноября 1941 года во время попытки прорваться в надводном положении через Гибралтар U-96 была атакована британским самолётом типа «Суордфиш». Получившая повреждения лодка погрузилась, на следующее утро всплыла и направилась на базу во Францию.
Das Boot
В одном из походов на борту U-96 находился военный корреспондент Лотар-Гюнтер Буххайм. Впоследствии его воспоминания легли в основу всемирно известной книги-бестселлера «Das Boot» («Подводная лодка»), а также рассказа «Die Eichenlaubfahrt» (Поход Дубовых листьев) и документальной трилогии «U-Bootkrieg», «U-Bootfahrer», «Zu Tode Gesiegt» (рус. «Подводная война», «Подводники», «Победившие чтобы умереть»).
Буххайм был назначен на лодку как официальный писатель, работающий над серией пропагандистских репортажей о германском военно-морском флоте. 205 его фотографий из сделанных на U-96 были собраны в фотоэссе о подводной войне. В одном из эпизодов своей книги «Das Boot» Буххайм описал попытку U-96 прорваться через Гибралтар 30 ноября 1941 года, причём драматизировал и преувеличил происходившие события[1].
См. также
Примечания
- ↑ Helgason, Guðmundur U-96 (англ.). uboat.net (1995-2009). Дата обращения: 24 июня 2009. Архивировано 22 марта 2012 года.
Литература
- Бишоп К. Подводные лодки кригсмарине. 1939—1945. Справочник-определитель флотилий = Kriegsmarine U-boats 1939—1945. — М.: Эксмо, 2007. — 192 с. — (Военная техника III Рейха). — ISBN 978-5-699-22106-6.
- Роувер Ю. Субмарины, несущие смерть. Победы подводных лодок стран гитлеровской Оси = Jürgen Rohwer. Axis submarine successes 1939—1945. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2004. — 416 с. — 2000 экз. — ISBN 5-9524-1237-8.
Ссылки
- Helgason, Guðmundur U-96 (англ.). uboat.net (1995-2009). Дата обращения: 24 июня 2009. Архивировано 22 марта 2012 года.