Stinson L-13
Stinson L-13 Grasshopper | |
---|---|
Тип | многоцелевой |
Разработчик | Stinson |
Производитель | Stinson–Convair |
Первый полёт | 1945 год |
Начало эксплуатации | 1947 |
Статус | не эксплуатируется |
Эксплуатанты |
ВВС США Армия США |
Единиц произведено | 302 |
Stinson L-13 Grasshopper — «Кузнечик» — американский многоцелевой самолёт, выпускавшийся компанией Stinson с 1945 года. Название "Grashopper" в тот период носили ещё несколько подобных связных самолётов, производства компаний Taylorcraft, Aeronca и Piper.
История
L-13 был разработан в то время, когда компания Stinson была дочерним предприятием фирмы Consolidated Vultee. Права на него не были переданы компании Piper Aircraft вместе с продажей ей в 1948 году подразделения Stinson, поэтому серийным выпуском занимался преемник Consolidated Vultee, Convair. Всего было построено более 300 самолётов.
Конструктивно, самолёт представлял цельнометаллический подкосный высокоплан, с трёхопорным шасси. В ВВС применялся как связной, разведывательный и санитарный.
После военной службы некоторые из них были переоборудованы на Acme Aircraft Company для использования с неподготовленных ВПП (Centaur), а ряд других подвергся аналогичному переделке, произведенной компанией Caribbean Traders Inc, (Husky)[1]. Переделки, в частности, включали, установку более мощных (350-400 л.с) звездообразных двигателей.
Модификации
- XL-13
- Прототип с двигателем Franklin O-425-6 (245 л.с. / 183 кВт) . 2 экземпляра.[2]
- L-13A
- Серийная модификация, двигатель Franklin O-425-9 (250 л.с. / 187 кВт). Выпущено 300 шт.[2]
- L-13B
- Переделка 28 самолётов L-13A для эксплуатации в арктических условиях; шасси колёсное, лыжное или поплавки.[3][4]
- Acme Centaur 101
- Переделка L-13 в 6-местный самолёт для работы с неподготовленных ВПП. Двигатель Lycoming R-680-E3 (300 л.с. / 224 кВт) .[1]
- Acme Centaur 102
- Аналогично Acme Centaur 101, силовая установка — звездообразный Jacobs R-755-A2 (300 л.с.).[1]
- Caribbean Traders Husky I
- Гражданская переделка L-13A, оставлен оригинальный двигатель O-425.[1][5]
- Caribbean Traders Husky II
- Гражданская переделка L-13A. 300-сильный Lycoming R-680-13 на изменённой откидной подмоторной раме.[1][5]
- Caribbean Traders Husky III
- Аналогично Husky II, но со звездообразным Wright R-975-7 (450 л.с. / 338 кВт).[1][5]
- Servicair Loadmaster
- Реконструкция L-13A с 450-сильным звездообразным Pratt & Whitney R-985-AN-1 и переделанной 4-местной кабиной.[6]
Тактико-технические характеристики (L-13A)
Источник данных: General Dynamics Aircraft and their Predecessors [7]
- Технические характеристики
- Экипаж: 1
- Пассажировместимость: 2
- Длина: 9,68 м
- Размах крыла: 12,332 м
- Высота: 2,57 м
- Площадь крыла: 25 м2
- Масса пустого: 939 кг
- Нормальная взлётная масса: 1 445 кг
- Силовая установка: 1 × воздушных Franklin O-425-9 (оппозитный 6-цилиндровый)
- Мощность двигателей: 1 × 250 л.с.
(1 × 190 кВт)
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 185 км/ч
- Крейсерская скорость: 148 км/ч
- Практическая дальность: 592 км
- Практический потолок: 4 600 м
- Скороподъёмность: 4,2 м/с
Эксплуатанты
- ВВС США
- Армия США после начала Корейской войны получила от ВВС 43 L-13A; эти самолёты применялись на территории континентальных штатов, высвободив некоторое количество техники для службы за рубежом.[8]
См. также
другие американские связные самолёты, именовавшиеся Grasshopper:
- Taylorcraft L-2
- Aeronca L-3
- Piper L-4 — военная версия Piper J-3 Cub.
сопоставимые самолёты:
- Cessna L-19 (Cessna O-1 Bird Dog)
Примечания
Источники
- "Convair Conversion." Flight, 9 September 1955, p. 466.
- "Plane With Folding Wings Can Be Towed Like A Glider" , March 1947, Popular Mechanics rare photos of L-13 folded for towing by jeep
- Harding, Stephen. U.S. Army Aircraft Since 1947. Shrewsbury, UK:Airlife, 1990. ISBN 1-85310-102-8.
- Swanborough, F.G. and Bowers, Peter M. United States Military Aircraft since 1909. London:Putnam, 1963.
- Taylor, John W. R. Jane's All the World's Aircraft 1961–62. London: Sampson Low, Marston & Company, Ltd., 1961.
- Wegg, John. General Dynamics Aircraft and their Predecessors. London:Putnam, 1990. ISBN 0-85177-833-X.