Перейти к содержанию

M110 (САУ)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
M110
Импровизированная тентовая конструкция для защиты машины и экипажа от перегрева, а также от попадания песка в узлы и агрегаты моторно-трансмиссионной группы в случае пылевой буриИмпровизированная тентовая конструкция для защиты машины и экипажа от перегрева, а также от попадания песка в узлы и агрегаты моторно-трансмиссионной группы в случае пылевой бури
8 inch Self-Propelled Howitzer M110
Классификация самоходная гаубица
Боевая масса, т 26,5
Компоновочная схема переднемоторная
Экипаж, чел. 5
История
Производитель Paccar, FMC, BMY[1] General Motors (трансмиссия)[2]
Годы эксплуатации с 1962
Количество выпущенных, шт. более 1000
Основные операторы Соединённые Штаты Америки
Размеры
Длина корпуса, мм 6459
Длина с пушкой вперёд, мм 7477
Ширина, мм 3150
Высота, мм 2936
Клиренс, мм 440
Бронирование
Тип брони стальная катаная гомогенная
Лоб корпуса, мм/град. 13 / 0°
Борт корпуса, мм/град. 13 / 0°, только на отделении управления
Днище, мм не бронировано
Крыша корпуса, мм 13
Вооружение
Калибр и марка пушки 203-мм M2A2
Тип пушки гаубица
Длина ствола, калибров 25,3
Боекомплект пушки 2, остальные перевозятся на другой машине
Углы ВН, град. −2…+65
Углы ГН, град. ±30
Дальность стрельбы, км 24[3]
Прицелы панорамный телескопический M115
Подвижность
Тип двигателя V-образный
8-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 345
Скорость по шоссе, км/ч 55
Запас хода по шоссе, км 720
Удельная мощность, л. с./т 13
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,77
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 1,02
Преодолеваемый ров, м 2,14
Преодолеваемый брод, м 1,07

M110 — самоходная гаубица калибра 203,2-мм (8″) (англ. 8 inch Self-Propelled Howitzer M110) — самоходная артиллерийская установка (САУ) США, класса самоходных гаубиц. Создана в 19561961 годах по заданию армии на разработку семейства облегчённых авиатранспортабельных САУ, вместе со 175-мм самоходной пушкой M107, отличавшейся лишь иной качающейся частью орудия. M110 серийно производилась с 1962 года, некоторое количество было также получено переоборудованием в них в 19771981 годах всех САУ M107, состоявших на вооружении США.

M110 активно использовались во Вьетнамской войне и неоднократно модернизировались впоследствии. Общее количество САУ этого типа, состоявших на вооружении США достигало 1023 единиц, помимо этого, значительное их количество поставлялось союзникам США.

M110 была снята с вооружения США в 1990-х годах, в связи со снижением эффективности артиллерийских систем крупного калибра в современных условиях, однако по состоянию на 2007 год, всё ещё состоит на вооружении ряда стран.

История создания и производства

Модификации

  • M110 — базовая модель, с гаубицей M2A2 с длиной ствола 25,3 калибра
  • M110A1 — модификация 1976 года с гаубицей M201 с длиной ствола 39,5 калибров;
  • M110A2 — модификация 1978 года, с установленным на орудие дульным тормозом.
САО M110A2 Армии США ожидают транспортировки в порту Антверпена, 1984

Конструкция

Броневой корпус

Корпус машины сварен из стальных броневых плит различной толщины и разделен перегородками на три отделения: отделение управления и силовое отделение (размещённые, соответственно, в передней части корпуса слева и справа) и боевое отделение (в кормовой части корпуса).

В задней части машины, между перегородками и стенками корпуса расположен топливный бак.

На крыше передней части корпуса размещены люк механика-водителя и съемные крышки для доступа к силовому отделению, аккумуляторным батареям, воздухофильтрам и отсеку для запасного имущества.

Орудийный расчёт машины броневой защитой не обеспечен, однако для его защиты на САУ могут быть установлены броневые щиты.

Вооружение

203,2-мм гаубица установлена на тумбовой установке M158. Ствол гаубицы представляет собой моноблок с навинтным казёнником; канал ствола и камера заряжания хромированы. Затвор поршневой. Противооткатные устройства гидропневматические, уравновешивающий механизм — пневматический.

Наведение гаубицы на цель производится с помощью панорамного прицела M115. Механизмы наведения гаубицы снабжены гидравлическим и ручным приводами.

Гаубица имеет механизм заряжания (подъёмник и досылатель) с гидравлическим приводом, работающим от общей гидравлической системы машины, однако при необходимости, заряжание может быть произведено и вручную. Для обеспечения устойчивости машины при стрельбе в кормовой части корпуса установлены два откидных сошника с гидравлическим приводом, а также гидравлическое устройство для отключения подвески. Время перевода из походного положения в боевое составляет около 1 минуты.

В боекомплект гаубицы входят выстрелы раздельного заряжания с фугасной гранатой M106. Два выстрела боекомплекта перевозятся на самой САУ, а остальные — на вспомогательной транспортной машине.

Средства наблюдения и связи

Для вождения машины ночью используется инфракрасный перископ.

Ходовая часть

Ходовая часть имеет пять опорных катков (на сторону), одновременно являющихся поддерживающими. Ведущие колёса — переднего расположения. Подвеска — индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами для каждого опорного катка. Гусеницы резино-металлические, со съемными резиновыми башмаками.

На вооружении

Современные операторы

Бывшие операторы

Боевое применение

Сравнительная характеристика

Шаблон:Полевая артиллерия США

Примечания

  1. Doyle, David. Standard Catalog of U.S. Military Vehicles. (англ.) Архивная копия от 12 февраля 2017 на Wayback Machine — 2nd ed. — Iola, WI: Krause Publications, 2003. — P.379 — 504 p. — ISBN 0-87349-508-X.
  2. Defense Procurement. (англ.) // Defense Industry Bulletin, April 1968. — Vol.4 — No.4 — P.47.
  3. Александр Широкорад. Битва тяжеловесов: российский «Пион» против американской M110A2. Звезда (04.06.2015). Дата обращения: 9 сентября 2019.
  4. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 322. — ISBN 9781857438352.
  5. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 104. — ISBN 9781857438352.
  6. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 334. — ISBN 9781857438352.
  7. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 336. — ISBN 9781857438352.
  8. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 328. — ISBN 9781857438352.
  9. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 267. — ISBN 9781857438352.
  10. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 345. — ISBN 9781857438352.
  11. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 280. — ISBN 9781857438352.
  12. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 291. — ISBN 9781857438352.
  13. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 148. — ISBN 9781857438352.
  14. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 261. — ISBN 9781857438352.
  15. Перейти обратно: 15,0 15,1 15,2 15,3 Г. Холявский. Гусеничные боевые машины: 1919—2000 гг. — Мн.: Харвест, 2001. — С. 238. — (Энциклопедия бронетехники). — 11 000 экз. — ISBN 978-9-85-130035-4.
  16. The Military Balance 2012. — P. 320.
  17. The Military Balance 2012. — P. 155.

Литература

  • R. P. Hunnicutt. Sheridan. A history of American Light Tank Volume 2. — Novato, CA: Presidio Press, 1995. — 340 p. — ISBN 0-89141-570-X.