Linn C5

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Linn C5
Linn C5 Catruck
Классификация Артиллерийский тягач/
Эвакуатор десантных катеров
Боевая масса, т 5
Компоновочная схема переднемоторная, полноприводная
История
Производитель Соединённые Штаты АмерикиLinn Manufacturing Corporation
Годы разработки 19391941
Годы производства 1940-е
Годы эксплуатации 1940-е
Количество выпущенных, шт. ~25
Основные операторы Соединённые Штаты Америки
Двигатель
Hercules
Общие данные
Производитель Hercules Gas Engine Company
Тип карбюраторный
Производительность
Максимальная мощность 104 л. с.
Камера сгорания
Объём 8668 см3
Подвижность
Мощность двигателя, л. с. 104
Удельная мощность, л. с./т 20,8
Колёсная формула колёсно-гусеничная ходовая часть
(4 × 4/
полугусеничный ход)
Тип подвески на полуэллиптических листовых рессорах (колёсный ход)

Linn C5 Catruck (от англ. Caterpillar — «гусеница» и англ. Truck — «грузовик»; название подразумевало обладание машины свойствами как гусеничной техники, так и колёсных грузовых автомобилей) — американский колёсно-гусеничный (со вспомогательным гусеничным движителем, обеспечивавшим переход с колёсного на полугусеничный ход) артиллерийский тягач периода Второй мировой войны. Не был принят на вооружение сухопутных войск в первоначальной конфигурации из-за сложности и непрактичности конструкции[1], однако впоследствии закуплен в небольшом количестве ВМС США.

История создания

Низкая скорость полугусеничных автомобилей Linn при передвижении по шоссе привела к созданию в 1939 году оригинальной полноприводной колёсно-гусеничной машины, сочетавшей в себе свойства колёсного и полугусеничного автомобилей. Опытный экземпляр машины, получившей обозначение C5 и предполагавшейся для использования в качестве тягача 155-мм гаубиц,[2][1] прошёл армейские испытания, по результатам которых был сделан вывод о непригодности автомобиля для принятия на вооружение армии США из-за излишней сложности и непрактичности[1]. Тем не менее, машиной позднее заинтересовались военно-морские силы США, по заказу которых до 1944 года было построено около 25 машин, использовавшихся в качестве средства для эвакуации десантных катеров[3].

В 1940-е годы C5 также предлагался фирмой Linn гражданским покупателям в качестве коммерческого грузового автомобиля[4].

Описание конструкции

C5 представлял собой бортовой тягач переднемоторной, полноприводной вагонной компоновки с металлической остеклённой кабиной.

Двигатель и трансмиссия

Машина оснащалась бензиновым двигателем Hercules мощностью 104 л. с. и рабочим объёмом 8 668 см3. Трансмиссиямеханическая, с пятискоростной коробкой переключения передач марки Fuller[1].

Ходовая часть

Ходовая часть машиныколёсно-гусеничная, с основным колёсным и вспомогательным гусеничным движителем.[2][1]

Колёсный движитель состоял из двух ведущих автомобильных мостов (при этом привод заднего моста был подключаемым) с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах. Колёса как на переднем, так и на заднем мосту были двускатными[1].

Модернизированный гусеничный движитель конструкции Линна, подвешенный перед задним мостом снаружи рамы, имел несколько отличавшуюся от традиционной для машин фирмы конструкцию и, применительно к одному борту, состоял из сблокированных в тележку заднего ведущего и переднего направляющего колёс большого диаметра, а также двух сблокированных и балансирно подвешенных опорных катков (в чём состояло его основное отличие от стандартных движителей фирмы Linn, где функцию опорных катков выполняла оригинальная система из двух охваченных цепью с небольшими роликами башмаков). Зацепление гусеничной ленты — цевочное[1].

Движение автомобиля по шоссе осуществлялось на колёсах, тогда как гусеничный движитель был поднят; это позволяло скомпенсировать один из главных недостатков движителя Линна, заключавшийся в неприспособленности для движения на высоких скоростях, а также уменьшало его износ и исключало повреждение дорожного покрытия металлическими траками гусениц. При переходе с дороги на пересечённую местность гусеничный движитель при помощи гидравлических приводов опускался ниже уровня задних колёс, приподнимая их над землёй (при этом привод заднего моста отключался) и переводя таким образом машину на полугусеничный ход[1]. Переход с колёсного хода на полугусеничный или обратно занимал около 7 секунд[4].

Сохранившиеся экземпляры

До наших дней сохранился лишь один экземпляр автомобиля, произведённый в 1940 году. Остов этой машины, найденный на свалке, был приобретён в 2005 году энтузиастом Джоном Белфилдом и полностью отреставрирован[3][5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Кочнев Е. Д. Линн // Энциклопедия военных автомобилей. — 2-е изд. — За рулем, 2008. — С. 279. — 640 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9698-0152-3.
  2. 2,0 2,1 Холявский, 2004, с. 554—555.
  3. 3,0 3,1 Photo: 1944 USN Bureau Yards & Docks (англ.) (недоступная ссылка). Old Snow Plow Equipment (4 ноября 2009). Дата обращения: 30 ноября 2011. Архивировано 5 сентября 2012 года.
  4. 4,0 4,1 Linn sales brochure. — 1942. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 ноября 2011. Архивировано 4 мая 2014 года.
  5. Paul D. Handel. Corowa Military Vehicle Rally (англ.) (недоступная ссылка). Anzac Steel (25 апреля 2009). Дата обращения: 30 ноября 2011. Архивировано 5 сентября 2012 года.

Литература

  • Кочнев Е. Д. Энциклопедия военных автомобилей. — 2-е изд. — М.: За рулем, 2008. — 640 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9698-0152-3.
  • Холявский Г. Л. Энциклопедия бронетанкового вооружения и техники. Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортёры. — Мн.: Харвест, 2004. — 656 c.: ил. — (Библиотека военной истории). — 5100 экз. — ISBN 985-13-1765-9.

Ссылки