KMFDM
KMFDM | |
---|---|
![]() | |
Основная информация | |
Жанры |
индастриал-рок индастриал-метал электро-индастриал |
Годы |
1984 — 1999 2002 — настоящее время |
Страны |
|
Место создания | Гамбург |
Язык песен |
английский немецкий французский испанский итальянский русский |
Состав |
Саша Конецко Лючия Чифарелли Джулз Ходжсон[англ.] Энди Сэлвэй[англ.] Стив Уайт[англ.] |
http://kmfdm.net |
KMFDM (акроним от грамматически неверного нем. Kein Mehrheit Für Die Mitleid[1]; см. также происхождение названия ) — германо-американская индастриал-рок-группа, образованная в Париже в 1984 году. За время своего существования состав группы неоднократно менялся, её единственным постоянным участником является фронтмен — музыкант-мультиинструменталист Саша Конецко.
Состав группы, оформившийся в первые годы её деятельности, включала в себя помимо Конецко немецкого барабанщика Эн Эша[англ.] и британского вокалиста Рэймонда Уоттса[англ.]; последний впоследствии неоднократно выходил из группы и присоединялся к ней вновь. В этой форме группа записала в западной Германии свои первые студийные альбомы . В 1991 году Конецко и Эш переехали в США, где группа получила славу, издаваясь на влиятельном лейбле Wax Trax! Records[англ.]; ранее же в 1990 году в состав группы вошёл немецкий гитарист Гюнтер Шульц[англ.], который вместе с Эшем участвовал в группе вплоть до её роспуска в 1999 году. Конецко возродил группу — без участия Эша и Шульца — в 2002 году; к 2005 году обновлённая группа оформилась как квинтет, помимо Конецко включающий в себя американскую вокалистку Лючию Чифарелли и трио британских музыкантов: барабанщика Энди Сэлвэя[англ.], гитаристов Джулза Ходжсона[англ.] и Стива Уайта[англ.]. Помимо вышеозначенных, многие другие музыканты участвовали в студийной и концертной деятельности группы. За более чем тридцать лет KMFDM выпустила двадцать студийных альбомов и более чем два десятка сопутствующих синглов; в совокупности проданный тираж релизов группы составил более чем 2 миллиона экземпляров .
Критиками KMFDM считается одной из первых групп, популяризировавших «индустриальную» музыку в мейнстримной среде. Звучание группы, определяемое её фронтменом термином «ультра-хэви-бит», включает в себя одновременное использование мужского и женского вокала; сочетание «металлических» риффов с «электронными» синтезаторами и техниками семплирования; сильную политическую составляющую в текстах песен . KMFDM выступает с концертным туром как минимум один раз после основного релиза; участники группы известны своей доступностью для общения с фанатами как «в живую», так и в Интернете ; также они, по отдельности либо совместно друг с другом и другими музыкантами, составляют сопутствующие проекты, такие как Pig, Excessive Force[англ.] и Slick Idiot[англ.].
История
Начало деятельности (1984)
Группа KMFDM в момент своего основания представляла собой перформанс-проект, оформившийся как дуэт Саши Конецко с одной стороны и мультимедийного художника Удо Штурма (нем. Udo Sturm) с другой. На первом выступлении, которое состоялось 29 февраля 1984 года на открытии выставки молодых художников в парижском Большом дворце, Штурм играл на синтезаторе ARP 2600, тогда как Конецко — на пылесосах и пяти бас-гитарах с усилителями, расположенными по всему зданию; «участниками» выступления также стали четверо польских шахтёров, встреченных Конецко в борделе[2][3][1].
Название

Наименование KMFDM — акроним, составленный из грамматически неверной фразы «Kein Mehrheit Für Die Mitleid», которая, если поддерживать порядок чтения, буквально переводится как «Никакого большинства жалости»; в то же время традиционно (в том числе — в материалах группы) используется «вольный» перевод этого выражения на английский “no pity for the majority” (дословно с англ. — «никакой жалости большинству»)[4][5][6][7]. В исходной фразе артикли, предшествующие существительным Mehrheit и Mitleid, даны в неправильном роде, тогда как при корректном склонении фраза будет выглядеть как Keine Mehrheit für das Mitleid; при перестановке местами существительных во фразе получается грамматический верный вариант Kein Mitleid für die Mehrheit.
В интервью для журнала MK Magazine в 2003 году Конецко поясняет:
Утром 29 февраля 1984 года я просыпаюсь и иду на завтрак в парижской гостинице. Той ночью у нас было выступление на открытии выставки молодых художников. Нам был нужен девиз, который можно было бы напечатать на флаеры… На столе была газета на немецком, и я стал оттуда вырезать словечки и складывать их в крышку. Некоторые словечки мы вынули, сложили их и получили: «Kein Mehrheit Für Die Mitleid». Не самое правильное выражение относительно перевода, если говорить о грамматике, но превосходное для дадаистского (sic!) утреннего настроения. Потом, при возвращении в Гамбург, я упомянул об этом Рэймонду [Уоттсу]. Ему понравилось, но у него были проблемы с правильным произношением. И вот он предложил: «Почему бы тебе не назвать её просто KMFDM»? Вот как-то так. Мы были KMFDM…[8]
Оригинальный текст (англ.)
Первые альбомы (1984—1989)

Штурм вскоре покинул команду, но Конецко продолжил выступать; одно время в группе с Конецко было до двадцати человек, занимавшихся на сцене различными трюками, такими как глотание огня или метание бутафорских внутренностей в зрителей[2]. Вернувшись в Гамбург, Конецко присоединился к Питеру Миссингу[англ.] в его новой группе Missing Foundation[англ.]. Вскоре к ним присоединился барабанщик Никлаус Шандельмайер (нем. Nicklaus Schandelmaier), переехавший в Гамбург из Франкфурта[9]; в скором времени он принял псевдоним Эн Эш[англ.]. Хотя группа в этом составе успела выступить с концертами[10], Конецко и Эш вышли из неё прежде, чем записали какой-либо материал, и продолжили сотрудничество уже в рамках KMFDM вместе с выходцем из Англии Рэймондом Уоттсом[англ.] — владельцем звукозаписывающей студии в Гамбурге, сотрудничавшим с группами Psychic TV и Einstürzende Neubauten, а также с проектами Джима Тёрлуэлла[1]. В этом составе группа выпускает свой первый кассетный альбом Opium, который принёс группе небольшую известность среди посетителей андерграундных клубов Гамбурга[1]. В 1986 году на лейбле Z Records выходит второй альбом группы — What Do You Know, Deutschland?[1]. Песни из этого альбома были записаны в период с 1983 по 1986 год; некоторые из них относятся к периоду, предшествовавшему как созданию группы, так и появлению в ней Эн Эша[4]. В начале 1987 года выходит сингл «Kickin' Ass»; треки из этого сингла вошли в британское издание альбома, выпущенное в 1987 году лейблом SkySaw Records. Автором обложки британского издания альбома выступил художник Эйдан Хьюз (англ. Aidan Hughes), более известный под псевдонимом Brute! и впоследствии ставший оформителем практически всех последующих релизов группы (см. ниже )[4][1].
Уоттс, приняв участие в записи всего трёх песен для изданного в 1988 году альбома Don't Blow Your Top, вышел из группы, чтобы запустить собственный проект под названием Pig[11][12]. Приняв участие в деятельности гамбургской андерграундной сцены и издаваясь на европейских лейблах, KMFDM установила связи с влиятельным лейблом Wax Trax! Records[англ.], когда последний лицензировал для распространения в США альбом Don’t Blow Your Top[1]. Альбом, спродюсированный Эдрианом Шервудом[англ.], был описан обозревателем портала AllMusic Дэйвом Томпсоном как «равно подчёркивающий группу и продюсера»[13].
Успех в США (1990—1994)
Четвёртый студийный альбом KMFDM, получивший название UAIOE, был записан и издан в 1989 году в Европе и США; 16 декабря 1989 года группа впервые прилетела в США[14][1], где провела совместный тур с группой Ministry[10]; фронтмен последней Эл Йоргенсен, представляя KMFDM, описал её как «гитарный батальон, марширующий по Европе»[13]. На этом же туре участники группы стали использовать в качестве расшифровки акронима фразу «Kill Motherfucking Depeche Mode», дразня ей не понимавших немецкого журналистов[15]. Позднее KMFDM подписала контракт с Wax Trax! Records на выпуск своих последующих релизов; первым из их числа стал изданный в ноябре 1990 года альбом Naïve. Записанный в Гамбурге после возвращения из США, этот альбом стал дебютным для гитариста Гюнтера Шульца[англ.], в то время действовавшего под псевдонимом Светланы Амбросиус[1]. Ремикс на заглавную песню альбома стал первым хитом группы, достигнув 21-й позиции в хит-параде Dance/Club Play Songs журнала Billboard[16]. Позднее альбом был отозван из-за проблем с авторскими правами, связанных с использованием в песне «Liebeslied» отрывка из кантаты Карла Орфа «Кармина Бурана»[17][18]. Новая версия альбома под названием Naïve/Hell to Go была издана в 1994 году, включив в себя помимо треков из оригинального альбома несколько ремиксов[1]; ремикс на «Liebeslied», включенный в этот релиз, не содержал в себе проблемного семпла — на записи он был заменён основанной на нём мелодией[19].
В 1991 году Конецко переезжает в Чикаго; на следующий год туда же переезжает Эш, и в скором времени KMFDM становится частью чикагской «индустриальной» сцены, в которой наиболее влиятельными группами были Ministry, Revolting Cocks и My Life with the Thrill Kill Kult[20]. По словам Конецко:
Мы приехали из Германии, и нам надо было иметь какую-то работу, чтобы позволить себе быть KMFDM, и вдруг — все оказываются в Штатах и продают там тысячи тысяч (sic!) чёртовых пластинок![15]
Оригинальный текст (англ.)
В июне 1991 года выходит сингл «Split», который не был столь же успешен, как предыдущий, достигнув в июле 46-й позиции в хит-параде Dance/Club Play Songs[16]. В этом же году Конецко объединился с Баззом Маккоем[англ.] из TKK; в рамках созданного ими проекта Excessive Force[англ.] в 1991 году был выпущен альбом Conquer Your World[англ.]; ещё один альбом этого проекта, под названием Gentle Death[англ.], был записан и издан в 1993 году[21]. В конце 1991 года Конецко и Эш начинают по отдельности записывать материал для шестого студийного альбома, результатом чего стало появление двух отдельных релизов — отвергнутый лейблом материал за авторством Эша лёг в основу его дебютного сольного альбома Cheesy; официальный альбом KMFDM, изданный в начале 1992 года под названием Money, использовал в своей основе материал за авторством Конецко[22]. Сингл на песню «Vogue», изданный в январе 1992 года, в мае достиг 19-й позиции в хит-параде Dance/Club Play Songs; последовавший за ним в апреле сингл «Money» достиг в июле 36-й позиции в этом же хит-параде[16]. В поддержку альбома KMFDM отправились в концертное турне под названием «Aloha Jerry Brown», в котором принял участие Крис Вренна (на тот момент — барабанщик концертного состава Nine Inch Nails)[23]. Вернувшись в Чикаго, KMFDM, к которой во время тура присоединился гитарист Марк Дюрант[англ.], узнали о скором банкротстве Wax Trax! и запланированной в связи с этим на ноябрь 1992 года реорганизации согласно главе 11 Кодекса США о банкротстве[1][24]. Приступив к студийной работе в начале 1993 года, KMFDM записывают свой седьмой студийный альбом под названием Angst, изданный в октябре 1993 года и разошедшийся разошёлся больше 100 тысяч экземпляров в течение двух последующих лет[9]; по словам Эн Эша, при сравнении двух альбомов — Money и Angst — последний ему представился более привлекательным[Ц 1]. Группа впервые получает известность в мейнстримных медиа, когда видеоклип на песню «A Drug Against War», несмотря на резкое неприятие группой телеканала MTV[15], получил ротацию в эфире последнего[4] и впоследствии появился в сериале «Бивис и Баттхед»[26]. Открывающий трек альбома Angst — песня «Light» — достиг в мае 1994 года 31-й позиции в хит-параде Dance/Club Play Songs[16].
Лейбл Wax Trax!, спасённый от банкротства вливанием средств из TVT Records[1][4], в марте 1994 года анонсировал релиз сборника Black Box – Wax Trax! Records: The First 13 Years[24]; песни «Virus» и «Godlike», включенные в этот сборник[27], Томпсон называет «определяющими»[13].
Пик популярности (1994—1998)
Середина и конец 1990-х годов стали для KMFDM самыми успешными как в коммерческом плане, так и в плане публичной популярности. После выпуска Angst Конецко и Эш переехали в Сиэтл и Новый Орлеан соответственно[17]. В Сиэтле группа, к которой присоединились вернувшийся Уоттс и вновь прибывший барабанщик Уильям Рифлин, записала свой восьмой студийный альбом Nihil. Изданный в апреле 1995 года, альбом достиг шестнадцатой позиции в хит-параде Heatseekers журнала Billboard; по состоянию на осень 2016 года его совокупные продажи составили 209 тысяч экземпляров[28]. Открывающий трек альбома — песня «Ultra» — вошла в саундтрек американского видеорелиза аниме-фильма Street Fighter II: The Animated Movie[англ.]. Песня «Juke Joint Jezebel», изданная дебютным синглом с альбома, стала одной из самых узнаваемых за всё время существования группы, появившись в фильмах «Плохие парни» и «Смертельная битва»[29][30]; при этом сам Конецко говорит в комментарии для Billboard в сентябре 2016 года, что не в восторге от такой популярности песни[Ц 2].
Комментируя частую смену музыкантов после выхода Nihil, Конецко говорит следующее: «Это как если бы я с Эн [Эшем] были звёздами, а другие музыканты — планетами, которые приходят и вращаются вокруг нас». Относительно динамики в дуэте он и Эш говорят, что несмотря на то, что между ними как авторами есть различия, они поддерживают их как команду[Ц 3][Ц 4].
В конце 1995 года глава Wax Trax! Джим Нэш — близкий друг группы — умер от ВИЧ-ассоциированного заболевания[20]; после этого Сиэтл становится главной базой KMFDM. Уоттс, приняв участие в турне в поддержку Nihil, покинул группу и вернулся к деятельности в Pig. Эш также отделился от команды, и изданный летом 1996 года альбом Xtort — девятый в дискографии группы — был записан практически без его участия[32][33]; вместо этого Конецко пригласил к записи других музыкантов из «индустриальной» сцены и студийных музыкантов из других жанров[33]. Разошедшись тиражом более чем 200 тысяч экземпляров, Xtort стал первым альбомом KMFDM, попавшим в хит-парад Billboard 200[34]; достигнув в последнем 92-й позиции, Xtort также стала наивысшим достижением группы в пределах этого хит-парада[35]. Открывающий трек альбома — песня «Power» — была наиболее раскрученной в истории группы — она была включена на бесплатный семплер[англ.], распространённый Wax Trax! в количестве больше 100 тысяч экземпляров. По собственному признанию Конецко, Xtort — наиболее им любимый альбом 1990-х[36].
Эш вернулся в команду для записи десятого студийного альбома; известный под формальным названием Symbols, он был издан осенью 1997 года. Помимо Эша и вновь вернувшегося Уоттса, в записи приняли участие гостевые музыканты: Нивек Огр из распущенной на тот момент Skinny Puppy и басистка Эбби Трэвис[англ.][37]; также на этом альбоме впервые появился шведский музыкант Тим Шёльд, выступивший соавтором и вокалистом в песне «Anarchy»[38][39]. Открывающий трек — песня «Megalomaniac» — вошла в саундтрек фильма «Смертельная битва 2: Истребление»[40].
В 1998 году KMFDM выпустила два сборника: первый, под названием Retro, включил в себя наиболее популярные треки группы с альбомов 1988—1996 годов[41]; второй, под названием Agogo — студийные раритеты и ранее неизданные композиции (в том числе — кавер-версию песни «Mysterious Ways» ирландской группы U2)[42].
Роспуск (1999)
Одиннадцатый студийный альбом KMFDM, записанный в 1998 году, должен был стать последним в рамках контракта с Wax Trax!/TVT, на что указывало его название — Adios[43]; почти все песни для него были написаны и исполнены совместно Конецко и Шёльдом[44], тогда как роль Эша и Шульца свелась к минимуму[44]; как и ранее на Symbols, в записи участвовали Огр и Рифлин, к которым присоединилась немецкая певица Нина Хаген[44]. В конечном счёте этот альбом стал последним для команды в тогдашнем виде[44]; по словам Конецко и Эша, напряжение в группе, назревавшее во время записи Symbols[Ц 5], в конечном счёте не позволило далее поддерживать совместную деятельность[Ц 6]; 22 января 1999 года было объявлено о роспуске группы[7]. Три месяца спустя — 20 апреля того же года — был издан альбом Adios, достигший 189-й позиции в хит-параде Billboard 200; заглавный трек, по оценке обозревателя AllMusic Джины Болдман, стал «горьким прощанием»[47].
По случайности дата выпуска альбома совпала с днём рождения Адольфа Гитлера и, — как оказалось позднее, — днём массового убийства в школе «Колумбайн»[47][48]; в свете последнего стало известно, что тексты некоторых песен KMFDM — «Son of a Gun», «Stray Bullet», «Waste» — были размещены на личной странице Эрика Харриса[49]. Среди журналистов появились предположения о связи инцидента с «тяжёлой» музыкой и нацизмом, хотя один из них также написал: «Группа сочинила некоторые песни с таким текстом, что любой не понимающий иронии человек легко увидит в ней призыв к насилию»[50]. В ответ Конецко выпустил на сайте группы следующее заявление:
В первую очередь, мы (KMFDM) хотели бы выразить сочувствие родным и близким пострадавших в Литтлтоне. Мы, как и многие в стране, глубоко потрясены тем, что там произошло вчера. KMFDM являются не политической партией, но формой искусства. С самого начала наша музыка была протестом против войны, угнетения, фашизма и насилия по отношению к другим. Хотя некоторые (в том числе бывшие) участники группы являются немцами, как было замечено в СМИ, никто из нас не принимает нацистской идеологии[51][52].
Оригинальный текст (англ.)
Деятельность побочных проектов. Возрождение (2000—2002)
После роспуска группы Эш и Шульц собрали группу Slick Idiot[англ.]; их дебютный студийный альбом под названием DickNity был издан в 2001 году на лейбле Itchy Records[53]. Конецко и Шёльд, к которым присоединилась вокалистка Лючия Чифарелли из «альтернативной» команды Drill[англ.], продолжили свою деятельность в рамках проекта MDFMK[54]. Единственный студийный альбом, одноимённый группе, был выпущен в марте 2000 года на лейбле Republic Records; сопутствующий концертный тур прошёл в Северной Америке в том же году. Продолжать контракт с Republic Records Конецко отказался по причине несогласия с позицией лейбла на запись «коммерчески доступной» музыки[Ц 7]. Как сообщает дальше Конецко, он, освободившись от контракта, связался по телефону с представителями лейбла Metropolis Records и спросил последних насчёт возможности принять к себе KMFDM. Лейбл согласился, хотя на тот момент только сам Конецко был готов участвовать[Ц 8]. Также свою роль сыграл «общественный запрос»[39]; Конецко признаётся, что получал по своей почте множество сообщений от фанатов с просьбами вернуть группу[45].
Первые сведения о возрождении группы появились в апреле 2001 года[55]. Позднее стал известен состав команды: помимо «костяка» из числа участников MDFMK: Конецко, Шёльда и Чифарелли, в неё вновь вошли Уоттс и Рифлин[39]; Эш и Шульц, хотя и получили предложение принять участие, в итоге отвергли его[Ц 9][17]. В материале для газеты Deseret News Конецко говорит, что в новой форме KMFDM выглядит и ощущается «так же, как и в самом начале», избавившись от противоречий предшествующего периода[Ц 10]. Хотя в интервью для MK Magazine Конецко говорит, что не исключает возможности возвращения Эша в команду, в более поздних интервью он признаёт, что сложившийся состав — «лучший» из тех, с которыми работал[56]; в материале Billboard от 2016 года он расценивает воссоединение с Эн Эшем как маловероятное[Ц 11].
Первым релизом возрождённой KMFDM стал вышедший в феврале 2002 года мини-альбом Boots с кавер-версией песни Ли Хезлвуда «These Boots Are Made for Walkin'», известной в исполнении Нэнси Синатры[39]. Вслед за ним в следующем месяце был выпущен альбом Attak — первый после возрождения; несмотря на смешанные отзывы прессы, он продержался четыре недели в хит-параде Independent Albums, достигнув 11-й позиции[57]. В этом же 2002 году группа организует свой собственный лейбл; первым релизом последнего — с номером KMFDM001 — стал альбом Opium[58].
Новый состав (2003—2007)

После тура в поддержку Attak Шёльд перешёл в состав Marilyn Manson[59]; в последующие годы один за другим в KMFDM вошли товарищи Уоттса по Pig: гитарист Джулз Ходжсон[англ.], уже игравший на записи Attak[60]; барабанщик Энди Сэлвей[англ.], впервые сыгравший на записи альбома WWIII в 2003 году[61]; и гитарист Стив Уайт[англ.], после тура в поддержку WWIII принявший участие в записи альбома Hau Ruck[62]. Все трое вместе с Уоттсом и Чифарелли были указаны как участники группы в тексте песни «Intro» — заключительной на WWIII[63], ставшем, однако, последним на данным момент релизом с участием Уоттса. Достигнув 3-й позиции в хит-параде Dance/Electronic Albums, альбом продержался в нём семь недель[64].
Вскоре после релиза WWIII Конецко приступил к записи музыки для видеоигры Spider-Man 2, изданной в 2004 году[65]; в том же году был выпущен сборник 84-86, содержавший ранее не изданные записи 1984—1986 годов[66]. Альбом Hau Ruck, выпущенный осенью 2005 года, добился почти такого же успеха, как и WWIII; достигнув в вышеозначенном хит-параде Dance/Electronic Albums 5-й позиции, он продержался там восемь недель[64]; также альбом на одну неделю появился в хит-параде Independent Albums, достигнув 48-й позиции[57]. В 2006 году был выпущен сопутствующий ремикс-альбом под названием Ruck Zuck.
Конецко прибегнул к новому подходу на записи альбома Tohuvabohu, выпущенного в 2007 году. Как поясняет Конецко в интервью сайту Ultimate Guitar.com[англ.], в предшествующих альбомах основные идеи для песен исходили от него (Конецко) и Ходжсона; в этот раз он пригласил к работе Уайта и Сэлвея[Ц 12]. Tohuvabohu вошёл в хит-парад Dance/Electronic Albums, продержавшись в нём три недели и достигнув 4-й позиции[64]; в хит-параде Independent Albums альбом продержался одну неделю, достинув 29-й позиции[57]. Сопутствующий ремикс-альбом под названием Brimborium был выпущен в 2008 году, на одну неделю появившись в хит-параде Dance/Electronic Albums на 20-й позиции[64].
Лейбл Metropolis Records в 2006 году анонсировал перевыпуск всех студийных альбомов KMFDM из каталога Wax Trax!, вышедших из печати в начале 2000-х. Все альбомы, прошедшие процедуру цифрового ремастеринга, были выпущены в хронологическом порядке в период с сентября 2006 года по май 2007 года[68]. По словам Конецко, ремастеринг был произведен из-за обеспокоенности по поводу потери прав на каталог в случае банкротства TVT[Ц 13]. Вскоре после этого — в октябре 2007 года — Конецко сообщил о своём скором переезде в Германию[15].
Возвращение в Германию и последующая деятельность (с 2007)

В 2007—2008 годах KMFDM вновь оказалась во внимании прессы в связи с случаями стрельбы в финских школах. Как и прежде в истории с «Колумбайн», СМИ пытались найти связь между преступниками и группой; было отмечено, что оба стрелка — Пекка-Эрик Аувинен и Матти Юхани Саари — указывали KMFDM среди своих любимых групп[69][70][71]. В интервью для NRK Конецко прокомментировал эти заявления; по его словам, оба инцидента стали следствием феномена подражания случаю в «Колумбайн»[Ц 14].
В 2008 году, помимо ремикс-альбома Brimborium, KMFDM выпустила также трёхчастную компиляцию Extra, включившую в себя все композиции из синглов 1988—1998 годов, а также из оригинальных изданий альбомов What Do You Know, Deutschland и Don’t Blow Your Top. В начале 2009 года KMFDM Records выпустила альбом Skold vs. KMFDM — совместный проект Шёльда и Конецко, записанный летом и осенью 2008 года[73][74].
Шестнадцатый студийный альбом группы под названием Blitz, выпущенный в марте 2009 года, был отмечен участием на записи Шёльда при весьма ограниченной роли других участников, оставшихся в США после переезда Конецко в Германию; в хит-параде Dance/Electronic Albums альбом продержался четыре недели, достигнув четвёртой позиции[64]; в начале 2010 года вышел сопутствующий ремикс-альбом Krieg[75]. В сентябре этого же года были одновременно выпущены сборники Würst и Greatest Shit[76].
9 декабря 2010 года на сайте KMFDM было размещено изображение со следующим текстом: «Все системы взломаны. Интернет был отключен»[77]; вскоре для прослушивания и скачивания стала доступна песня «Rebels in Control», написанная в поддержку Джулиана Ассанжа и его проекта Wikileaks[78][79].
Бывшие участники группы — Уоттс, Эш, Шульц и Дюрант — приняли в апреле 2011 года участие на мероприятии Wax Trax! Retrospectacle, прошедшем в Чикаго в честь 33-летия Wax Trax! Records[80][81]; совместно с Моной Мур[нем.] музыканты исполнили избранные песни KMFDM из альбомов 1980-х—1990-х годов[82]. Конецко изъявил желание выступить с текущим составом группы, но оно было отклонено организаторами мероприятия[83].
В этом же месяце KMFDM выпустила свой семнадцатый студийный альбом — WTF?!, в записи которого, помимо основного состава, приняло участие — по выражению Конецко — «множество гостевых музыкантов»: возвратившийся Рифлин, Коити Фукуда из Static-X, Фри Домингез из Kidneythieves и Уильям Уилсон из Legion Within[англ.]. Открывающий трек альбома — песня «Krank» — стал дебютным синглом с альбома, получив популярность в немецких и американских чартах[84]; на одну неделю альбом продержался в хит-параде Dance/Electronic Albums, попав на 8-ю позицию[64]. В феврале 2012 года началась работа над восемнадцатым студийным альбомом[85], вышедшим в феврале 2013 года под названием Kunst[86]; в поддержку альбома группа выступила с концертными турне по США и Европе весной и осенью этого же года[87]; в октябре состоялся перевыпуск альбомов Opium и WWIII[88].
В мае 2014 года Конецко анонсировал на странице KMFDM в Facebook выпуск трёх новых релизов: концертного альбома We Are KMFDM, студийного альбома Our Time Will Come и сопутствующего сингла на песню «Genau (The German In You)»[89]. Our Time Will Come поступил в продажу 14 октября этого же года на грампластинках и компакт-дисках[90]; сопутствующий концертный тур под названием «Salvation Tour» прошёл летом 2015 года в США и Канаде[91].
Летом 2016 года стало известно о подписании KMFDM контракта с лейблом earMusic — частью звукозаписывающего холдинга Edel AG[нем.][92]; первым релизом KMFDM по новому контракту стал сборник Rocks — Milestone Reloaded, вышедший осенью 2016 года[28]. В апреле 2017 года группа анонсировала к выпуску на 23 июня новый мини-альбом Yeah!; новый студийный альбом под названием Hell Yeah! и концертный тур в его поддержку намечены на август и октябрь этого года, соответственно[93].
Характеристика
Музыка и тексты

Первое время своего существования KMFDM выступала в формате перформанса[79]; Конецко на выступлениях использовал как немузыкальные инструменты (пылесосы и тому подобное), так и сопутствующие визуальные практики (горящие кровати, разбивание телевизоров)[9]. Оформив KMFDM как музыкальный проект, Конецко в формировании её звука руководствовался впечатлениями от групп хардкор-панка и «классического» индастриала, таких как GBH и Throbbing Gristle[31]. Также, по словам Конецко, весомое влияние на него оказали влиятельные рок-исполнители 70-х годов: T. Rex, Элис Купер, Фрэнк Заппа, Дэвид Боуи и другие[94][35]; отсылки к песням указанных исполнителей (вплоть до прямого цитирования текста) имеются в ранних композициях группы.
Альбомы 1980-х годов характеризуются активным использованием семплирования и студийных манипуляций со звуком; основными инструментами в этот период были синтезаторы и драм-машины. В то же время гитары также использовались в композициях, начиная с альбома Opium[31]; на альбоме Angst этот аспект получил максимальное развитие[Ц 15]. Не питавший особого интереса к «металлической» музыке Конецко, тем не менее, «увлёкся вырезанием ликов[англ.]» во время работы с семплером E-Mu Emax[англ.] в конце 1986 года[Ц 16]. На рубеже 1980-х—1990-х годов звучание KMFDM складывается в законченном виде, в первую очередь характеризуясь активным использованием инструментов и практик как «тяжелой» музыки, так и электронной («индустриальной» в том числе)[13][96]; в различных альбомах эта основа совмещается с элементами даба, семплами из произведений академической музыки[97] и инструментами иных категорий, помимо указанных[98]. В это же время во многих песнях появляется женский лид- и бэк-вокал[99] (из значимых: Дорона Альберти[англ.][32] и Эбби Трэвис в 1990-х годах; Лючия Чифарелли с 2000-х). Многие музыканты, игравшие в группе, являются также мультиинструменталистами, что позволяет существенно расширить разнообразие в общий звуковой образ[15].
Музыкальными обозревателями KMFDM обычно относится к категории индастриала (в широком понимании этого термина)[100]; из более конкретных жанров в звучании группы указываются индастриал-рок[7], индастриал-метал[95], электро-индастриал[101] и техно-индастриал[102]. В самой группе её жанр описывается термином «ультра-хэви-бит» (англ. The Ultra-Heavy Beat)[103]; по словам Конецко, он при возможности назвал бы жанр своей команды термином «индастриал-альтернативный электроник-кроссовер-рок-н-дэнсабилли»[13].
Среди тем, имеющихся в лирике группы, преобладающей, хотя и не единственной, является политическая; в связи с ней в песнях присутствуют высказывания против терроризма, насилия и цензуры[104][105]; активно используются семплы из выпусков новостей по ТВ и радио, отрывки из речей политических лидеров[96][106]. Помимо «политических» песен видное место в лирике занимают условно «гимновые» песни («Sucks»[32], «Inane»[33], «Kunst»[107]), являющиеся больше самопародиями, нежели традиционными гимнами; в них, по выражению Хайди Макдональд из CMJ New Music Monthly, заметно «циничное самоотстранение в духе Steely Dan»[108].
Концертная деятельность
KMFDM в среднем выпускает один альбом раз в полтора года и выступает с концертным туром как минимум один раз в поддержку соответствующего альбома. На большинстве концертов участники группы общаются с фанатами до и после выступления, раздавая автографы, позируя для фотографов и отвечая на вопросы слушателей[15]. Конецко, поддерживающий связь с фанатами через электронную почту и официальный сайт группы[109], и другие представители группы экспериментировали в части более прямого и открытого взаимодействия с фанатами. В 2002 году KMFDM запустила так называемую «Орду» (англ. Horde) — эксклюзивный фан-клуб, участники которого имели возможность посетить частные встречи с группой перед каждым выступлением; фичуретка, посвящённая «Орде», была включена на концертный DVD WWIII Live 2003[110].
Во время тура в честь 20-летия KMFDM — в 2004 году — был запущен проект Fankam, в рамках которого на каждом концерте тура выбирался один из зрителей для последующей съёмки представления на цифровую видеокамеру[111]. Отснятый материал вошёл в состав сопутствующего концертного DVD, выпущенного в 2005 году. В 2011 году KMFDM вновь ввели этот проект для записи концертов тура «Kein Mitleid»[111]. В марте 2007 года KMFDM ввела так называемый «FanPhone» — специальный номер, на который фанаты могли оставлять голосовые сообщения[67]; некоторые из таких сообщений были использованы в песне «Superpower» с альбома Tohuvabohu[112].
Концертные туры
- В настоящем списке указываются все концертные туры группы в качестве хедлайнера, если не отмечено иное
Время проведения |
Название тура | Места проведения | Примечание | Источник |
---|---|---|---|---|
1989—1990 | «The Mind Is a Terrible Thing to Taste» | США | Выступление на «разогреве» у Ministry | [1] |
1990 | «Naïve» | Европа | Совместный тур с My Life with the Thrill Kill Kult | [1] |
1991 | «Split» | США | [1] | |
июнь 1992 | «Aloha Jerry Brown» | США | [1][22] | |
октябрь-ноябрь 1992 | «KMFDM Sucks Money» | США | [1] | |
1994 | «Angstfest» | США | На «разогреве» выступали группы Sister Machine Gun[англ.] и Chemlab[англ.] | [1] |
май 1995 | «Beat by Beat» | США | На «разогреве» выступала группа Dink[англ.] | [1][113][114] |
осень-зима 1995 | «In Your Face» | США и Европа | На «разогреве» выступали группы God Lives Underwater[англ.] and Genitorturers[англ.]. | [1] |
1997 | «Symbols» | США и Европа | [60] | |
2002 | «Sturm & Drang» | США | Записи с концертов включены в альбом Sturm & Drang Tour 2002. На «разогреве» выступала группа 16 Volt. |
|
2003 | «WWIII» | США | Записи с концертов включены в альбом WWIII Live 2003 | |
2004 | «20th Anniversary» | США, Канада, Европа, Россия и Австралия | [115] | |
2005 | «Hau Ruck» | [76] | ||
2006 | «Hau Ruck Zuck USSA» | [76] | ||
2009 | «Kein Mitleid» | США, Канада и Европа | [76] | |
2010 | «Für Die Mehrheit» | Европа | [76] | |
август 2011 | без названия | США и Канада | [116] | |
осень-зима 2011 | без названия | Европа | [116] | |
лето 2012 | без названия | Германия, Бельгия и Франция | [117] | |
март 2013 | «USSA 2013» | США | [87] | |
апрель 2013 | «Europe 2013» | Европа | [87] | |
осень-зима 2013 | «We Are KMFDM 2013» | США и Канада | На «разогреве» выступала группа Chant[англ.] | [118] |
лето 2015 | «Salvation Tour 2015» | США и Канада | На «разогреве» выступала группа Chant | [119] |
Оформление альбомов

Начиная с 1987 года KMFDM поддерживает связь с британским художником Эйданом «Brute!» Хьюзом; последний, впервые появившись как автор обложки для британского релиза альбома What Do You Know, Deutschland?, впоследствии стал известен как автор «самого запоминающегося собрания обложек в истории рок-музыки»[121][122]. Помимо альбомов, работы Хьюза были использованы в видеоклипах на песни «A Drug Against War» и «Son of a Gun», а также на сопутствующих товарах.
Характерный стиль письма Хьюза, описываемый Колином Ларкиным как «броский»[123], испытал влияние художников золотого века комиксов, советских конструктивистов, итальянских футуристов и работ графиков Линда Уорда и Франса Мазереля[124]. В беседе с критиком Брайаном Шервином[англ.] Хьюз отмечает, что на обложках он отражает то, как KMFDM «овладели рынком в индустриальном постмодернистском страхе»[122]. Изначально Хьюз был сильно ограничен, разрабатывая обложки исходя из музыки[120]; позднее Конецко дал Хьюзу больше свободы в разработке темы обложки, что воплотилось на обложке альбома Money, отразившей разочарование художника в уличном образе жизни, который он вёл в то время; мысль, заключенную в обложке, Хьюз излагает так: «Не важно, какое искушение будет у тебя на пути — ты всё равно заплатишь»[120].
Из всех студийных альбомов KMFDM лишь три не используют материал Хьюза: What Do You Know, Deutschland? в оригинальном варианте, «обложкой» которого послужила фотография дочери Михаила Горбачёва Ирины (в замужестве Вирганской); Opium, в оформлении которого были использованы эта и другие фотографии; и Nihil, оформление которого было создано художницей Франческой Сандстен[англ.] — женой Уильяма Рифлина[125].
Влияние и наследие
По состоянию на лето 2007 года совокупный проданный тираж записей KMFDM составил около двух миллионов экземпляров по всему миру[126]. Критиками творчество группы оценивается в целом положительно, хотя по большей части это относится к работам, выпущенным с начала 1990-х годов. Говоря об альбомах What Do You Know, Deutschland? и Don’t Blow Your Top, обозреватели AllMusic отмечают их гораздо более «медленное» и «хрупкое» звучание[11][121] по сравнению с UAIOE — более «уверенной» и «репрезентативной» записью с их позиции[13][127].

Ключевым в критическом восприятии группы релизом стал альбом Naïve — «одна из сильнейших записей» в каталоге KMFDM, по мнению Тома Эрлевайна из AllMusic[100]; в этом же соглашаются его коллеги Нед Рэггет[англ.] и Энди Хиндс[128][129]; Чак Эдди из журнала Spin называет Naïve «самым весёлым альбомом индастриал-дэнса»[130]. Последующие альбомы, изданные в 1990-е годы, считаются наиболее удачными в творчестве группы[4][96][108], хотя и несколько сдавшими позиции под конец десятилетия[131][132]; Майкл Саундерс из The Boston Globe в 1995 году называет KMFDM «творцами уплотнённых потоков постиндустриального шума, опасных для непосвящённых»[133]. Макдональд в 1996-м признаёт, что «в условиях, когда Ministry скатились в грайндкор, Skinny Puppy распались, а Nine Inch Nails стали коммерческим брендом, KMFDM остаются знаменосцами „индустриальной“ музыки»[33].
После роспуска группы в 1999 году Грег Рул заявил, что KMFDM, выпустив девять «высокомощных» записей, заслужили большое количество преданных поклонников по всему миру[134]; Эрлевайн называет KMFDM «одной из главных индастриал-групп 90-х годов»[100]. Альбомы, выпущенные в 2000-х годах, были хорошо приняты критиками, хотя и отмечались за возрастающую повторяемость[4][135][136]. Альбомы, выпущенные в позднейший период, — Blitz и WTF?!, — оцениваются как движущиеся в сторону более электронного звучания[137][138].
Состав
|
|
Временная шкала
Дискография
Студийные альбомы
Цитаты
- ↑ «Мне не столь сильно нравится [альбом] Money, нежели Angst. <…> Money записывали в спешке, и к тому же я был на гастролях с Pigface и поэтому не имел влияния на результат. Мне действительно нравится Angst; он мне совершенно по нраву.»[25] Оригинальный текст (англ.)
- ↑ «„Меня тошнит от „Juke Joint Jezebel“, — говорит Конецко, написавший песню за несколько лет до того, как к группе присоединилась Чифарелли; с 2003 года песня не исполнялась в живую. — Когда мы в студии сводили эту песню, я думал: „О Боже, это ужасно“. Я не хотел включать её в [трек-лист альбома] Nihil, но нас в TVT, — нашем тогдашнем лейбле, — убедили в обратном. „Это будет хитом!“ — говорили они, а я ответил, что не хочу хитов. Но она нам отплачивает и по сей день.“»[28]Оригинальный текст (англ.)
- ↑ «Эн Эш и я всегда были краеугольным камнем, на котором держится существование KMFDM. Как авторы мы диаметрально противоположны друг другу — „устрашающие“ вещи – это по его направлению, „тяжёлые“ – по моему.»[31]Оригинальный текст (англ.)
- ↑ «Саша и я, конечно, разные. Но именно это как раз и срабатывает. Наши лучшие и худшие качества противопоставляются. Если по-простому, то он [Конецко] более организованный и стабильный, а я более сложный и абстрактный.»[25]Оригинальный текст (англ.)
- ↑ «Как известно многим фанатам KMFDM, последние два альбома не доходили до того уровня качества, которого желал Конецко. „Я прослушивал альбом Symbols и стал понимать, почему KMFDM распалась тогда, — говорит он. — Я увидел историю о том, что пошло не так. На этом альбоме, быть может, хороших песен было всего две, а остальные — лишь куча компромиссного хлама. Это было что-то, что я не должен был делать вновь.“»[45]Оригинальный текст (англ.)
- ↑ «Radio Nietzsche: Вы покинули группу [KMFDM] в 1999 году. Какова была причина? / Эн Эш: На самом деле я не уходил из группы. Правильней будет сказать, что я не вернулся, когда [меня] об этом попросили. Было много негатива между Сашей, Гюнтером [Шульцем] и мной. В итоге мы по телефону переговорились и решили, что будем расходиться.»[46]Оригинальный текст (англ.)
- ↑ «— (Hybrid Magazine) MDFMK издавалась на Universal/Republic Records. Почему новый альбом KMFDM не был на этом же лейбле?
— (Саша Конецко) В Universal Records дали понять, что не будут продолжать сотрудничество, пока я не буду делать для них „коммерчески доступный“ продукт. Я же дал понять, что не заинтересован в записи такой музыки, которую они считают „коммерчески доступной“.»[15]Оригинальный текст (англ.) - ↑ «— (Крис Карри) К счастью, вам дали возможность уйти [с лейбла] — не всякому исполнителю так везёт.
— (Саша Конецко) Да, мне дали эту возможность, и вы правы в том, что не у каждого так получается. Однако, я не такой, как все — я весьма откровенен и обычно получаю, что хочу. Есть некоторые группы, которые, заключив контракт, могут надолго в нём „застрять“. Такого мне бы, конечно, не хотелось, и поэтому я сделал свой выбор. Они согласились, и мы, подписав все бумаги, были далее свободны от всяких обязательств. И вот я подумал: „На какой лейбл мне подписываться теперь?“ Тогда я позвонил в Metropolis Records и спросил: „Хотите принять у себя KMFDM?“ Они отвечают: „Конечно. Кто будет в группе?“ Я же отвечаю: „Пока что только я — не знаю насчёт остальных.“ И они сообщают: „Хорошо. Займёмся.“[8]»Оригинальный текст (англ.) - ↑ «Эн Эш: <…> Я был рад той свободе, которую обрёл в своём творчестве. Потому я отказался от мысли с быстрым воссоединением „прежней“ KMFDM.»[46]Оригинальный текст (англ.)
- ↑ «Конецко говорит, что все противоречия, терзавшие группу в последние годы прошедшего века, уже позади. „На записи Attak группа ощущается такой, какой была в самом начале. И это не только потому, что это снова весело, но и потому что мы избавились от всех личных измышлений, когда-то бывших частью группы“.»[45]Оригинальный текст (англ.)
- ↑ «Единственная вещь, которую Конецко не считает необходимой — воссоединение с прежними участниками группы; особенно это касается Эн Эша и Тима Шёльда. „Не думаю, что воссоединение с Эн Эшем когда-нибудь случится, — говорит он. — Мы уже слишком сильно разошлись, к тому же с Эшем сложно работать. Мне же удобнее работать с тем, что есть сейчас — с Лючией мы превосходная команда. Я — не любитель всяких воссоединений.“»[28]Оригинальный текст (англ.)
- ↑ «— (Саша Конецко) <...> Прежде было два человека, которые придумывали песню — я и Джулз [Ходжсон]. На этой записи я сказал Энди [Сэлвею] и Стиву [Уайту]: „Почему бы вам, парням, не придумать что-нибудь?“»[67]Оригинальный текст (англ.)
- ↑ «Боязнь потерять каталог обусловило необходимость переиздания, которое, помимо ремастеринга звука, включает в себя обширный комментарий Конецко. „Альбомы были записаны и впервые выпущены на Wax Trax!, [впоследствии] проданном TVT. Затем обанкротился TVT, что заморозило каталог, — говорит Конецко. — Теперь, после трёхлетнего разбирательства, я смог заполучить его обратно. Согласно прежним договорённостям, права на каталог вернулись бы ко мне в 2008-м, но TVT и Rykodisc думали выпустить сборник, что затянуло бы дело, чего я не хотел.“»[56]Оригинальный текст (англ.)
- ↑ «После расстрела в „Колумбайн“ больше всего я опасался, что найдутся подражатели, которые захотят сотворить что-то подобное в будущем. К сожалению, я был прав.»[72]Оригинальный текст (англ.)Оригинальный текст (норв.)
- ↑ «Мы попробовали привлечь к делу гитаристов... Мы пытались быть настоящей группой, особенно в творческом плане.»[25]Оригинальный текст (англ.)
- ↑ «…Было просто интересно попользоваться этим как своего рода подкреплением уайт-нойза в нашей музыке. Внезапно хэви-метал освободился от всех этих изменений темпа и скучных положений, которые всегда в нём были. То, что я всегда больше всего ненавидел в хэви-метале — это когда хорошие риффы использовались лишь однажды и более нигде не повторялись. Поэтому главным для нас было взять лучший рифф, сделать из него луп, и проигрывать его снова и снова.»[95]Оригинальный текст (англ.)
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 KMFDM History (англ.). KMFDM Inc. Дата обращения: 27 августа 2017. Архивировано 8 апреля 1997 года.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 Wiederhorn, Jon. KMFDM make industrial music the old-fashioned way. They trash their hardware : [англ.] // Rolling Stone. — Wenner Media, 1996. — No. 740 (8 August). — P. 24. (Дата обращения: 28 августа 2017)
- ↑ Примечания к What Do You Know, Deutschland? от KMFDM, p. 2. Philadelphia, Pennsylvania: Metropolis Records, 2006 (MET439).
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Prato, Greg. KMFDM Biography . AllMusic. All Media Network. Дата обращения: 28 августа 2017.
- ↑ Iwasaki, Scott. No Political Rage, Just 'Life, Normal Stuff' for KMFDM : [англ.] // Deseret News. — Jim M. Wall, 1995. — 5 May. — P. 1. (Дата обращения: 28 августа 2017)
- ↑ Kennedy, Helen. Outcast Clique Proud of Role : [англ.] // New York Daily News. — Mortimer Zuckerman, 1999. — 21 April. (Дата обращения: 28 августа 2017)
- ↑ Перейти обратно: 7,0 7,1 7,2 Top Stories: KMFDM Calls It Quits : [англ.] / Wendy Mitchel, ed. // CMJ New Music Report. — CMJ Network, Inc, 1999. — Vol. 57, no. 604 (8 February). — P. 4. (Дата обращения: 28 августа 2017)
- ↑ Перейти обратно: 8,0 8,1 Curry, Chris. MK Magazine Interviews: KMFDM (англ.). MK Magazine. MK Magazine (1 ноября 2003). Дата обращения: 27 августа 2017. Архивировано 26 августа 2007 года.
- ↑ Перейти обратно: 9,0 9,1 9,2 Cardenas, Georgina. KMFDM Blows Your Top : [англ.] // Miami New Times. — Miami New Times, LLC, 1995. — 26 October. — P. 2. (Дата обращения: 28 августа 2017)
- ↑ Перейти обратно: 10,0 10,1 Huey, Steve. Missing Foundation Biography (англ.). AllMusic. All Media Network. Дата обращения: 28 августа 2017.
- ↑ Перейти обратно: 11,0 11,1 Hinds, Andy. Don't Blow Your Top - KMFDM (англ.). Allmusic. All Media Network. Дата обращения: 28 августа 2017.
- ↑ Raymond Watts Interview : [арх. 27 февраля 2012] // Convulsion Magazine. — AK Distribution, 1992. (Дата обращения: 28 августа 2017)
- ↑ Перейти обратно: 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 13,5 Thompson, Dave. Alternative Rock : [англ.]. — Hal Leonard Corporation, 2000. — P. 70–71. — ISBN 978-0-87930-607-6. (Дата обращения: 28 августа 2017)
- ↑ A Completely Different Chicken: KMFDM's Sascha K. . Tastes Like Chicken. Tastes Like Chicken, LLC (10 ноября 2007). Дата обращения: 6 марта 2010. Архивировано 16 июля 2011 года.
- ↑ Перейти обратно: 15,0 15,1 15,2 15,3 15,4 15,5 15,6 Freedland, Israel; Schneider, Justin. KMFDM Reloads with: Attak . Hybrid Magazine. [noun] digital media. Дата обращения: 9 мая 2012. Архивировано 10 августа 2002 года.
- ↑ Перейти обратно: 16,0 16,1 16,2 16,3 KMFDM Dance/Club Play Songs . Billboard. Prometheus Global Media. Дата обращения: 6 марта 2010. Архивировано 19 октября 2019 года.
- ↑ Перейти обратно: 17,0 17,1 17,2 KMFDM History on December 10, 2002 from archive.org . KMFDM Inc. Дата обращения: 1 февраля 2011. Архивировано 10 декабря 2002 года.
- ↑ Eddy, Chuck. Essentials (англ.) // Spin : magazine. — Spin Media LLC, 2010. — April. — P. 91. Архивировано 21 апреля 2020 года.
- ↑ Hinds, Andy. Naïve/Hell To Go Review . AllMusic. All Media Network. Дата обращения: 22 июля 2012. Архивировано 15 июня 2012 года.
- ↑ Перейти обратно: 20,0 20,1 Rosenblum, Trudi Miller. Jim Nash Dies at 47; Founder of Wax Trax! (неопр.). — Nielsen Company, 1995. — 21 октября. — С. 10. Архивировано 21 апреля 2020 года.
- ↑ Excessive Force (англ.) на сайте AllMusic
- ↑ Перейти обратно: 22,0 22,1 Примечания к Money от KMFDM, pp. 2–3. Philadelphia, Pennsylvania: Metropolis Records, 2006.
- ↑ Band News (неопр.) // KMFDM/Excessive Force Newsletter. — KMFDM Inc., 1991. — № 1. — С. 3.
- ↑ Перейти обратно: 24,0 24,1 Kot, Greg. The Morrissey The Merrier, Chicago Tribune, Tribune Company (11 марта 1994), С. 2. Архивировано 22 июля 2013 года. Дата обращения 10 мая 2012.
- ↑ Перейти обратно: 25,0 25,1 25,2 Sutton, Jeneveve. Laff Mich Glucklich Seim (англ.) // Magnet[англ.] : magazine. — Magnet Magazine Inc., 1994. — January. Архивировано 26 декабря 2010 года.
- ↑ Mr. Anderson's Balls Episode (недоступная ссылка). CBS. Дата обращения: 28 февраля 2010. Архивировано 16 сентября 2011 года.
- ↑ Black Box – Wax Trax! Records: The First 13 Years (англ.) на сайте AllMusic
- ↑ Перейти обратно: 28,0 28,1 28,2 28,3 Kroll, Katy KMFDM Reflect on 3-Decade Career & Hating Their Biggest Hit . Billboard (12 сентября 2016). Дата обращения: 26 ноября 2016. Архивировано 2 октября 2017 года.
- ↑ Borzillo, Carrie. Wax Trax!/TVT's KMFDM Rides Industrial Revolution with 8th Set (англ.) // Billboard : magazine. — Nielsen Business Media, Inc., 1996. — 22 June. Архивировано 15 июня 2014 года.
- ↑ Raymond Watts Interview . Unhip #1 (1999). Дата обращения: 26 ноября 2016. Архивировано 11 октября 2016 года.
- ↑ Перейти обратно: 31,0 31,1 31,2 McDonald, Sam. Moral Minority: German-born Industrial Rock Group Kmfdm Has 'No Pity For The Majority', Daily Press, Digby Solomon (20 октября 1995). Архивировано 26 июня 2015 года. Дата обращения 14 июля 2012.
- ↑ Перейти обратно: 32,0 32,1 32,2 Angst (англ.) на сайте AllMusic
- ↑ Перейти обратно: 33,0 33,1 33,2 33,3 MacDonald, Heidi. Reviews : [англ.] // CMJ New Music Monthly. — CMJ Network, Inc, 1996. — September. — P. 40.
- ↑ KMFDM Billboard 200 . Billboard. Prometheus Global Media. Дата обращения: 28 февраля 2010. Архивировано 7 октября 2017 года.
- ↑ Перейти обратно: 35,0 35,1 Olsen, Eric. KMFDM Profile . Blogcritics 3. Eric Olsen (5 октября 2003). Дата обращения: 28 февраля 2010. Архивировано 5 июня 2011 года.
- ↑ Примечания к Xtort от KMFDM. Philadelphia, Pennsylvania: Metropolis Records, 2007.
- ↑ Symbols Credits . KMFDM Inc. Дата обращения: 28 февраля 2010. Архивировано 8 марта 2010 года.
- ↑ Artists: Skold . Metropolis Records. Дата обращения: 22 июля 2012. Архивировано 5 июля 2012 года.
- ↑ Перейти обратно: 39,0 39,1 39,2 39,3 39,4 McCormick, Moira. Kmfdm Is Back With 'attak' On Metropolis (англ.) // Billboard : magazine. — Nielsen Company, 2002. — 6 April (vol. 114). — P. 14. Архивировано 21 апреля 2020 года.
- ↑ Bendersky, Ari. Mortal Kombat Getting Ready To Annihilate America (англ.) // Rolling Stone : magazine. — Jann S. Wenner, 1997. — 15 October. Архивировано 15 августа 2017 года.
- ↑ Boldman, Gina. Retro Review . AllMusic. All Media Network. Дата обращения: 23 июля 2012. Архивировано 8 августа 2012 года.
- ↑ Agogo (англ.) на сайте AllMusic
- ↑ Sciaretto, Amy. Wax Trax!-TXT Offers KMFDM's Final Statement With 'Adios' (англ.) // CMJ[англ.] : journal. — CMJ Network, Inc, 1999. — 5 April (no. 612). — P. 14. Архивировано 21 апреля 2020 года.
- ↑ Перейти обратно: 44,0 44,1 44,2 44,3 44,4 Jarman, David. Reviews: KMFDM-Adios (англ.) // CMJ[англ.]. — CMJ Network, Inc, 1999. — July (no. 71). — P. 51. Архивировано 21 апреля 2020 года.
- ↑ Перейти обратно: 45,0 45,1 45,2 Iwasaki, Scott. KMFDM back together after strife, Deseret News, Jim M. Wall (28 июня 2002), С. 1. Архивировано 28 апреля 2014 года. Дата обращения 19 июля 2012.
- ↑ Перейти обратно: 46,0 46,1 Mona Mur & En Esch Interview . Deutschmusikland.com. Radio Nietzsche (март 2009). Дата обращения: 29 апреля 2010. Архивировано 8 августа 2016 года.
- ↑ Перейти обратно: 47,0 47,1 Boldman, Gina. Adios Review . AllMusic. All Media Network. Дата обращения: 21 июля 2012. Архивировано 8 сентября 2017 года.
- ↑ Music Linked To Killings?, Philadelphia Daily News, Knight Ridder (22 апреля 1999). Архивировано 23 мая 2013 года. Дата обращения 31 января 2011.
- ↑ Wilson, 2008, p. 138—139.
- ↑ Finn, Timothy. Record Industry Lets the Beat Go on Because Sex, Angst and Violence Sell, Knight Ridder/Tribune News Service (26 апреля 1999). Архивировано 25 марта 2016 года. Дата обращения 30 августа 2013. – с помощью HighBeam Research (требуется подписка)
- ↑ KMFDM.net on April 27, 1999 from archive.org . KMFDM Inc (27 апреля 1999). Дата обращения: 21 апреля 2010. Архивировано 27 апреля 1999 года.
- ↑ Boehlert, Eric. An Old Debate Emerges in Wake of School Shooting, Jann S. Wenner (23 апреля 1999). Архивировано 14 июля 2014 года. Дата обращения 31 марта 2010.
- ↑ Yücel, Ilker. Reviews: Slick Idiot – Sucksess . ReGen Magazine. ReGen Media (22 октября 2009). Дата обращения: 7 марта 2012. Архивировано 11 января 2010 года.
- ↑ MDFMK (англ.) на сайте AllMusic
- ↑ Rebirth of KMFDM, Release Magazine (19 апреля 2001). Архивировано 27 января 2021 года. Дата обращения 12 декабря 2016.
- ↑ Перейти обратно: 56,0 56,1 Iwasaki, Scott. KMFDM playing until fun stops, Deseret News, Jim M. Wall (22 сентября 2006). Архивировано 20 октября 2012 года. Дата обращения 12 августа 2012.
- ↑ Перейти обратно: 57,0 57,1 57,2 KMFDM Independent Albums Chart . Billboard. Prometheus Global Media. Дата обращения: 21 июля 2012. Архивировано 19 октября 2019 года.
- ↑ Discography: Opium . KMFDM Inc. Дата обращения: 24 мая 2012. Архивировано 2 апреля 2010 года.
- ↑ Twiggy Ramirez Exits Marilyn Manson (англ.). Billboard. Nielsen Business Media, Inc (30 мая 2002). Дата обращения: 8 мая 2012. Архивировано 9 мая 2013 года.
- ↑ Перейти обратно: 60,0 60,1 60,2 Profile – Jules Hodgson . Дата обращения: 17 декабря 2011. Архивировано 4 сентября 2012 года.
- ↑ Перейти обратно: 61,0 61,1 Profile – Andy Selway . Дата обращения: 17 декабря 2011. Архивировано 4 февраля 2012 года.
- ↑ Перейти обратно: 62,0 62,1 Profile – Steve White . Дата обращения: 17 декабря 2011. Архивировано 4 августа 2012 года.
- ↑ Intro Lyrics . KMFDM Inc. Дата обращения: 19 июля 2012. Архивировано 10 июля 2012 года.
- ↑ Перейти обратно: 64,0 64,1 64,2 64,3 64,4 64,5 KMFDM Top Dance/Electronic Albums Chart . Billboard. Prometheus Global Media. Дата обращения: 17 декабря 2019. Архивировано 30 октября 2019 года.
- ↑ Discohraphy: Web/MP3s . KMFDM Inc. Дата обращения: 22 июля 2012. Архивировано 2 июля 2012 года.
- ↑ Artist Spotlight: KMFDM . Future Retro. Jered Flickinger. Архивировано 11 марта 2012 года.
- ↑ Перейти обратно: 67,0 67,1 Sascha Konietzko of KMFDM: 'I Actually Am Not A Musician' . Ultimate Guitar (10 ноября 2007). Дата обращения: 16 декабря 2016. Архивировано 5 марта 2016 года.
- ↑ News . KMFDM Records. KMFDM Inc. Дата обращения: 9 февраля 2011. Архивировано 13 июля 2011 года.
- ↑ Горячий финский мизантроп . Lenta.ru (8 ноября 2007). Дата обращения: 7 января 0017. Архивировано 7 января 2017 года.
- ↑ Black, Phil Finland in mourning after fatal school shooting . CNN. Turner Broadcasting System, Inc (8 ноября 2007). Дата обращения: 13 октября 2008. Архивировано 19 февраля 2008 года.
- ↑ Gunman kills 10 in Finnish school, TVNZ, Reuters (24 сентября 2008). Архивировано 22 января 2022 года. Дата обращения 7 января 2017.
- ↑ Don't Shoot Up the School, NRK – Norsk Rikskringkasting (30 сентября 2008). Архивировано 20 марта 2012 года. Дата обращения 7 апреля 2010.
- ↑ Skold vs. KMFDM . Antimusic. Iconoclast Entertainment Group (10 февраля 2009). Дата обращения: 22 июля 2012. Архивировано 28 июля 2014 года.
- ↑ Terrorizer: Dominion (неопр.). — Dark Arts Ltd, 2010. — Август (№ 5). — С. 11.
- ↑ Burkart, Gregory. KMFDM: 'KRIEG' - CD Review . FearNet (31 марта 2010). Дата обращения: 22 июня 2012.
- ↑ Перейти обратно: 76,0 76,1 76,2 76,3 76,4 Artists: KMFDM . Metropolis Records. Дата обращения: 7 мая 2012. Архивировано 3 мая 2012 года.
- ↑ ALL SYSTEMS HAVE BEEN RIPPED. THE INTERNET HAS BEEN SHUT DOWN. . KMFDM.net. Дата обращения: 10 января 2017. Архивировано 24 марта 2016 года.
- ↑ KMFDM Wikileaks tribute song gets over 75.000 streams in 48 hours . SideLine News. SideLine (23 декабря 2010). Дата обращения: 10 января 2017. Архивировано 6 сентября 2011 года.
- ↑ Перейти обратно: 79,0 79,1 KMFDM News . KMFDM Inc. Дата обращения: 10 января 2017. Архивировано 12 февраля 2012 года.
- ↑ Ilker, Yücel. Done with the Past . ReGen Magazine. ReGen Media (11 декабря 2011). Дата обращения: 13 января 2017. Архивировано 10 сентября 2016 года.
- ↑ Wax Trax! 'Retrospectacle': Front 242, Thrill Kill Kult, members of KMFDM, RevCo . Slicing Up Eyeballs. in this world, among all others (16 февраля 2011). Дата обращения: 13 января 2017. Архивировано 5 апреля 2017 года.
- ↑ Bodine-Fischer, Diamond. Wax Trax! Retrospectacle: 33 1/3 Anniversary with Front 242, Thrill Kill Kult, members of KMFDM, Revolting Cocks and more (англ.) // LA Weekly[англ.] : newspaper. — LA Weekly, LP, 2011. — 18 April. — P. 2. Архивировано 20 августа 2011 года.
- ↑ Conner, Thomas. Where's Al Jourgensen?, Chicago Sun-Times, Sun-Times Media, LLC (14 апреля 2011). Архивировано 15 апреля 2011 года. Дата обращения 13 января 2017.
- ↑ KMFDM – WTF?! (CD – Dependent/KMFDM Records) . SideLine News. SideLine (20 июня 2011). Дата обращения: 13 января 2017. Архивировано 2 мая 2013 года.
- ↑ Konietzko, Sascha. Käpt'n's Korner . KMFDM Inc (31 января 2012). Дата обращения: 8 мая 2012. Архивировано 25 апреля 2012 года.
- ↑ Barkan, Jonathan. KMFDM Announces New Album, Release Date, AND Reveal NSFW Album Cover . Bloody Disgusting (5 ноября 2012). Дата обращения: 13 января 2017. Архивировано 11 августа 2017 года.
- ↑ Перейти обратно: 87,0 87,1 87,2 KMFDM Tour Dates . KMFDM Inc. Архивировано 24 марта 2013 года.
- ↑ KMFDM Reissue 'Opium' and 'WWIII,' Announce North American Tour . Exclaim! (19 августа 2013). Дата обращения: 13 января 2017.
- ↑ Konietzko, Sascha KMFDM Facebook Post May 24, 2014 beginning "Käpt'n here...." . Facebook (24 мая 2014). Дата обращения: 22 января 2017. Архивировано 12 ноября 2020 года.
- ↑ Eine bessere Zukunft mit KMFDM: Details zum und Snippets vom neuen Album . Sonic Seducer (29 сентября 2014). Дата обращения: 22 января 2017. Архивировано 21 августа 2017 года.
- ↑ Yvette Arambula. Tour Information: KMFDM Salvation Tour 2015 . COMA Music Magazine (18 июня 2015). Дата обращения: 22 января 2017. Архивировано 6 июня 2016 года.
- ↑ Ilker Yücel. KMFDM signs to earMusic, announces new album . ReGen Magazine (22 июня 2016). Дата обращения: 22 января 2017. Архивировано 10 ноября 2016 года.
- ↑ KMFDM Return With New EP, Album and U.S. Tour . AntiMusic (25 апреля 2017). Дата обращения: 25 апреля 2017. Архивировано 26 апреля 2017 года.
- ↑ A Completely Different Chicken: KMFDM's Sascha K. . Tastes Like Chicken. Tastes Like Chicken, LLC (10 ноября 2007). Дата обращения: 6 марта 2010. Архивировано 16 июля 2011 года.
- ↑ Перейти обратно: 95,0 95,1 Alan Di Perna. Jackhammer of the Gods // Guitar World. — Hal Leonard Corporation, 1995. — Т. 15, № 6. — С. 54—59; 61—62; 67; 69; 71.
- ↑ Перейти обратно: 96,0 96,1 96,2 Fletcher, 1991, p. 369
- ↑ Strauss, 1997, p. 398.
- ↑ Fortunato, John. KMFDM Ready to 'Xtort', The Aquarian Weekly, Arts Weekly, Inc.. Архивировано 7 июля 2011 года. Дата обращения 23 апреля 2010.
- ↑ Hinds, Andy. Nihil Review . AllMusic. All Media Network. Дата обращения: 15 июля 2012. Архивировано 25 июня 2012 года.
- ↑ Перейти обратно: 100,0 100,1 100,2 Erlewine, 2002, p. 627
- ↑ Hinds, Andy Angst - KMFDM . AllMusic. Дата обращения: 17 мая 2017. Архивировано 7 июня 2017 года.
- ↑ Atwood, Brett. CMT Spots a 'Turn On'; KMFDM Cries Censorship (англ.) // Billboard : magazine. — Nielsen Company, 1995. — 21 October (vol. 107, no. 42). — P. 93. Архивировано 21 апреля 2020 года.
- ↑ Brennan, Frances. KMFDM (недоступная ссылка). The Dunedin Free Press. Dunedin Free Press/Brennan Ink (2009). Дата обращения: 29 декабря 2009. Архивировано 15 августа 2011 года.
- ↑ Lyrics: Terror . KMFDM Inc. Дата обращения: 22 июля 2012. Архивировано 4 июля 2012 года.
- ↑ Lyrics: Glory . KMFDM Inc. Дата обращения: 22 июля 2012. Архивировано 14 апреля 2012 года.
- ↑ Zahora, George. Reviews KMFDM: WWIII . Splendid Magazine. Splendid WebMedia (15 октября 2003). Дата обращения: 8 июня 2012. Архивировано 15 декабря 2006 года.
- ↑ Kunst — KMFDM (англ.) на сайте AllMusic
- ↑ Перейти обратно: 108,0 108,1 MacDonald, Heidi. Best New Music: KMFDM Nihil (англ.) // CMJ[англ.] : журнал. — CMJ Network, Inc, 1995. — May. — P. 15. Архивировано 21 апреля 2020 года.
- ↑ Borzillo, Carrie. Wax Trax!/TVT's KMFDM Rides Industrial Revolution with 8th Set (англ.) // Billboard : magazine. — Nielsen Company, 1996. — 22 June (vol. 108). — P. 9, 97. Архивировано 15 июня 2014 года.
- ↑ Van Isacker, Bernard. World Tour 2003 KMFDM sees DVD/CD release in June and July . SideLine News. SideLine (10 июня 2004). Дата обращения: 8 мая 2012. Архивировано 30 декабря 2011 года.
- ↑ Перейти обратно: 111,0 111,1 Fankam . KMFDM Inc. Дата обращения: 30 декабря 2016. Архивировано 1 апреля 2016 года.
- ↑ Cooper, Christina. KMFDM's Sascha Konietzko Part 1 . Revenant Media. Revenant Media (28 августа 2007). Дата обращения: 2 марта 2010. Архивировано 15 июля 2011 года.
- ↑ Staple, Arthur. KMFDM Mixes Uplifting Tones into Its Dark Lyrics, The Records (23 мая 1995). Архивировано 29 марта 2015 года. Дата обращения 29 ноября 2012. – с помощью HighBeam Research (требуется подписка)
- ↑ Iwasaki, Scott. KMFDM and Dink Lay Alternative Music to Rest, Deseret News (10 мая 1995). Архивировано 23 сентября 2015 года. Дата обращения 4 августа 2015.
- ↑ Yucel, Ilker. KMFDM 20th Anniversary World Tour . ReGen Magazine. ReGen Media (29 марта 2006). Дата обращения: 7 марта 2012. Архивировано 11 мая 2008 года.
- ↑ Перейти обратно: 116,0 116,1 KMFDM announces North American, European tours in support of new album 'WTF?!' . Slicing Up Eyeballs. in this world, among all others (28 июня 2011). Дата обращения: 7 мая 2012. Архивировано 29 декабря 2014 года.
- ↑ KMFDM Tour Info . KMFDM Inc. Дата обращения: 7 мая 2012. Архивировано 24 марта 2013 года.
- ↑ KMFDM Tour Info . KMFDM Inc. Дата обращения: 13 апреля 2015. Архивировано 24 марта 2013 года.
- ↑ KMFDM - Bandsintown | Facebook . Bandsintown Inc.. Дата обращения: 13 апреля 2015.
- ↑ Перейти обратно: 120,0 120,1 120,2 Drozdowski, 1997, p. 130.
- ↑ Перейти обратно: 121,0 121,1 Jeffries, Vincent. KMFDM: What Do You Know Deutschland? . AllMusic. All Media Network. Дата обращения: 18 июля 2012. Архивировано 23 сентября 2015 года.
- ↑ Перейти обратно: 122,0 122,1 Sherwin, Brian. Art Space Talk: Aidan Hughes (31 декабря 2008). Дата обращения: 4 августа 2012. Архивировано 2 ноября 2012 года.
- ↑ Larkin, 2006, p. 886.
- ↑ Hughes, Aiden. About the Man . Aiden Hughes. Дата обращения: 8 мая 2012. Архивировано 9 августа 2011 года.
- ↑ Gopalan, Nisha. KMFDM delves deeper into metal-industrial, Daily Bruin, The Daily Bruin (3 мая 1995). Дата обращения 11 июля 2012.
- ↑ KMFDM Return with New Album . Revolver. Future US Inc (12 июля 2007). Дата обращения: 24 июля 2012. Архивировано 7 мая 2014 года.
- ↑ Hinds, Andy. UAIOE Review . AllMusic. All Media Network. Дата обращения: 19 июля 2012. Архивировано 28 августа 2012 года.
- ↑ Raggett, Ned. KMFDM Naïve Review . AllMusic. All Media Network. Дата обращения: 12 марта 2010. Архивировано 15 июня 2012 года.
- ↑ Hinds, Andy. Angst Review . AllMusic. All Media Network. Дата обращения: 21 июля 2012. Архивировано 16 июня 2012 года.
- ↑ Eddy, Chuck. KMFDM Money Review, Spin Magazine, Bob Guccioni Jr. (июль 1992), С. 71. Архивировано 9 мая 2013 года. Дата обращения 12 марта 2010.
- ↑ Erlewine, Stephen Thomas. Xtort Review . AllMusic. All Media Network. Дата обращения: 21 июля 2012. Архивировано 25 июня 2012 года.
- ↑ Hinds, Andy. Symbols Review . AllMusic. All Media Network. Дата обращения: 21 июля 2012. Архивировано 8 сентября 2017 года.
- ↑ Saunders, Michael. KMFDM turns up the noise, Boston Globe, Christopher M. Mayer (23 мая 1995). Архивировано 9 апреля 2016 года.
- ↑ Rule, Greg. 4: KMFDM // Electro Shock!: Groundbreakers of Synth Music (англ.). — Hal Leonard Corporation[англ.], 1999. — P. 211. — ISBN 0-87930-582-7. Архивная копия от 10 мая 2013 на Wayback Machine
- ↑ Prato, Greg. Hau Ruck Review . AllMusic. All Media Network. Дата обращения: 21 июля 2012. Архивировано 7 марта 2013 года.
- ↑ Yücel, Ilker. Reviews: KMFDM Tohuvabohu . ReGen Magazine. ReGen Media (24 августа 2007). Дата обращения: 21 июля 2012. Архивировано 22 октября 2007 года.
- ↑ Spencer, Trey. KMFDM – Blitz (staff review) . Sputnukmusic. Sputnikmusic.com (25 марта 2009). Дата обращения: 4 августа 2012.
- ↑ Jeffries, David. WTF?! Review . AllMusic. All Media Network. Дата обращения: 21 июля 2012. Архивировано 14 июня 2012 года.
- ↑ Перейти обратно: 139,0 139,1 139,2 KMFDM Biography . Apple, Inc.. Дата обращения: 17 декабря 2011. Архивировано 6 ноября 2012 года.
- ↑ Profile – Lucia Cifarelli . Дата обращения: 17 декабря 2011. Архивировано 25 ноября 2005 года.
- ↑ Raymond Watts Interview . Convulsion Magazine (1992). Дата обращения: 17 декабря 2011. Архивировано 27 февраля 2012 года.
- ↑ Nihil (англ.) на сайте AllMusic (проверено 30 ноября 2016).
- ↑ Symbols (англ.) на сайте AllMusic
- ↑ Caroline Saffer. KMFDM Celebrates 20th Anniversary (28 апреля 2004). Дата обращения: 17 декабря 2011. Архивировано 29 марта 2012 года.
- ↑ KMFDM:United in Dissent . Rock Star Journalism. Дата обращения: 5 апреля 2011. Архивировано 24 июля 2011 года.
- ↑ Перейти обратно: 146,0 146,1 Memory Lane: KMFDM . Дата обращения: 17 декабря 2011. Архивировано 26 апреля 2012 года.
- ↑ Morgan Y. Evans. SKOLD vs. KMFDM (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 декабря 2011. Архивировано 26 апреля 2012 года.
Библиография
- Brennan C. KMFDM : industrial music band / Carol Brennan // Contemporary Musicians : [англ.] : profiles of the people in music / Sean Pollock, ed.. — Detroit, MI : Gale, 1997. — Vol. 18. — P. 125–127. — X, 293 p. — ISBN 0-7876-0099-7 (vol. 18). — ISSN 1044-2197. — OCLC 956662081.
- Drozdowski, Ted. The Best Music Cd Art + Design (англ.). — Rockport Pub, 1997. — P. 130. — ISBN 978-1-56496-367-3.
- Erlewine, Stephen Thomas. All Music Guide to Rock: The Definitive Guide to Rock, Pop, and Soul (англ.). — Rovi Corporation[англ.], 2002. — P. 627. — ISBN 978-0-87930-653-3.
- Fletcher T. KMFDM / [tf] // The Trouser Press Record Guide : [англ.] : The Ultimate Guide to Alternative Music / Ira A. Robbins, ed.. — New York : Collier Books, 1991. — P. 369. — xvi, 763 p. — ISBN 0-02-036361-3. — . — OCLC 298055609.
- Larkin C. KMFDM // Encyclopedia of Popular Music : [англ.] : in 10 vol. / edited by Colin Larkin. — 4th ed. — London : Muze ; Oxford, New York : Oxford University Press, 2006. — Vol. 4 : Grenfell, Joyce — Koller, Hans. — P. 886–887. — 904 p. — ISBN 0-19-531373-9. — . — OCLC 70062973.
- Reed S. A. Assimilate : A Critical History of Industrial Music : [англ.] / S. Alexander Reed. — New York : Oxford University Press, 2013. — XIV, 361 p. : ill. — ISBN 978-0-19-983260-6. — . — OCLC 1147729910.
- Strauss N. KMFDM / [ns] // The Trouser Press guide to '90s Rock : [англ.] : The All-New Fifth Edition of The Trouser Press Record Guide / Ira A. Robbins, editor; David Sprague, deputy editor. — Simon & Schuster, 1997. — P. 398–399. — 846 p. — ISBN 0-684-81437-4. — . — OCLC 301045732.
- Wilson, Scott. Columbine // Great Satan's Rage (неопр.). — Manchester University Press, 2008. — С. 138—139. — ISBN 978-0-7190-7463-9.
Ссылки
- kmfdm.net — официальный сайт KMFDM
- Валерий Калина. KMFDM. Культ с сексом на флаге // Музыкальная газета. — Минск : ИД «Нестор», 1999. — № 4. (Дата обращения: 13 октября 2018)
- Музыкальные коллективы по алфавиту
- KMFDM
- Индастриал-группы Германии
- Индастриал-метал-группы США
- Индастриал-метал-группы Германии
- Электронные музыкальные коллективы Германии
- Музыкальные коллективы, появившиеся в 1984 году
- Музыкальные коллективы, распавшиеся в 1999 году
- Исполнители Wax Trax! Records
- Исполнители TVT Records
- Исполнители Metropolis Records