Мазерель, Франс

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Франс Мазерель
Жанр книжная иллюстрация
Учёба Гентская Академия художеств
Стиль экспрессионизм

Франс Мазере́ль (или Мазереель; нидерл. Frans Masereel) — бельгийский художник, представитель левого экспрессионизма, мастер больших графических циклов-«романов».

Биография

Мозаика Франса Мазереля

Родился в Бланкенберге (Западная Фландрия) 30 июля 1889. Учился в гентской Академии художеств (19071908). С 1909 жил в Англии, Германии, Швейцарии, но преимущественно во Франции. Трижды (в 19351937 и 1958) посетил СССР. В годы Первой мировой войны сблизился в Женеве с Роменом Ролланом, присоединившись к группе писателей-антимилитаристов. Помещал свои рисунки в их журнале «Лист» («La Feuille») и других периодических изданиях левого толка, выработав свой графический язык, основанный на сильных чёрно-белых контрастах и столь же броской и риторичной «чёрно-белой» символике социального добра и зла.

Основной эстампной техникой, которую использовал художник довольно рано, стала ксилография. Ф. Мазерель прославился большими ксилографскими сериями, чаще всего, составлявшими объединённые одной темой «романы в картинках». Первой его работой стал цикл «25 образов страстей человеческих» (1918). Одним из наиболее известных ксилографированных сборников художника является «Город» (Die Stadt; 1925, впоследствии несколько раз переиздавался). Выступал Мазерель и в роли художника-иллюстратора литературных произведений своих современников, в частности, романов Барбюса, Цвейга и др.; известнейшая его работа в этой области — эпико-лирические иллюстрации к «Жану-Кристофу» Ромена Роллана (1925—1927).

Мастер широкого профиля, активно работал как станковист (живопись маслом, акварели, штучные гравюры), художник театра и кино, живописец-монументалист, создавал эскизы для керамики, но во всех этих областях (в отличие от своих «романов» и лучших иллюстраций) не поднялся над средним уровнем умеренного модернизма, сначала «ангажированного», затем всё более лирически-созерцательного.

Умер Мазерель в Авиньоне 3 января 1972.

Память

В 1972 году был изображён на бельгийской почтовой марке.

Циклы работ

Музейные коллекции

Литература

  • Раздольская В., Мазерель, Л. — М., 1965;
  • Кантор А. М., Творчество Франса Мазереля, в сборнике: Современное изобразительное искусство капиталистических стран, М., 1961;
  • Сапего И., Образный строй графики Мазереля, «Искусство», 1961, № 8;

Примечания

Ссылки