Einstürzende Neubauten

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Einstürzende Neubauten
Основная информация
Жанры экспериментальная музыка
авангардная музыка
индастриал
пост-индастриал
нойз
нойз-рок
экспериментальный рок
дроун
Годы 1980 — наст. время
Страна  Германия
Лейбл звукозаписи Mute Records
Состав Бликса Баргельд
Александр Хаке
Н. У. Унру
Йохен Арбайт
Руди Мозер
www.neubauten.org

Einstürzende Neubauten («А́йнштюрценде Но́йбаутен», нем. обрушающиеся новостройки) — экспериментальная немецкая музыкальная группа, образованная в 1980 году в Западном Берлине. Музыку группы характеризуют как индастриал, нойз и экспериментальная музыка, но все эти термины не совсем применимы к Einstürzende Neubauten. Наиболее точно стиль группы можно описать термином «перкуссионный индастриал» (Percussion Industrial[1]), то есть в основе музыки группы лежит игра на самодельных перкуссионных инструментах, таких как листы железа, пластиковые бочки и канистры, тележка для покупок и др. Группа использует также традиционные музыкальные инструменты, такие как бас-гитара (играет ведущую роль в музыкальных структурах EN), электрогитара, клавишные, струнные, а также множество устройств для обработки звучания традиционных инструментов и голоса (наиболее часто используются электросмычок E-Bow[англ.], JamMan[2], Kaoss Pad).

Творчество EN можно условно разделить на три периода: период активного протеста (1980—1985); переходный период, когда в музыке группы начинают появляться более традиционные музыкальные структуры (1985—1993); полный отказ от «шоковой терапии» в пользу мелодичности (начиная с 1993 года).

Участники группы

Прочие личности

Бывшие участники группы

  • Беа́тэ Ба́ртель (нем. Beate Bartel) — бас-гитара (апрель — май 1980).
  • Гу́друн Гу́т (нем. Gudrun Gut) — клавишные (апрель — май 1980).[3]
  • Ф. М. А́йнхайт (нем. F.M. Einheit — настоящее имя: Фра́нк Ма́ртин Штра́усс, нем. Frank Martin Strauß) — перкуссия, шумы, семплеры (апрель 1981 — ноябрь 1995).
  • Марк Чунг[нем.] (нем. Mark Chung) — бас-гитара (сентябрь 1981 — ноябрь 1994).
  • Ро́ланд Во́льф (нем. Roland Wolf) — сменил Марка Чунга на бас-гитаре в феврале 1994 года, погиб в автокатастрофе в марте 1995.[4]

История

1980: начало

Группа Einstürzende Neubauten образовалась в Западном Берлине в 1980 году. 1 апреля 1980 группа дала свой первый концерт в клубе «Moon» в Берлине, и эта дата считается днём основания группы. Название «Einstürzende Neubauten» переводится как «обрушивающиеся новостройки» или «разрушающиеся новостройки». Корни Einstürzende Neubauten лежат в панке и андерграунде «новой немецкой волны». Впоследствии, группа станет частью движения «Гениальные дилетанты» (нем. Geniale Dilettanten), возглавляемого Einstürzende Neubauten, проектами бывших и будущих участников группы (Sentimentale Jugend, Mania D), и сотоварищами (Die Tödliche Doris).

1980-е и первая половина 1990-х: «золотой состав»

«Золотой состав» Einstürzende Neubauten сформировался в начале 1980-х годов. Беатэ Бартэль и Гудрун Гут покинули группу вскоре после дебютного концерта. Первым пришёл на смену, тогда ещё пятнадцатилетний, Александр фон Борзиг (он же Александр Хаке). Затем к группе присоединились Ф. М. Айнхайт (1981) и Марк Чунг[нем.] (1981 или 1982) из Гамбургской группы Abwärts. В таком составе группа продержалась больше 10 лет и записала альбомы, принёсшие группе широкую известность в узких кругах.

Ранние записи и концертные выступления группы (начало 1980-х) отличались обилием разрушения инструментов и сцены, грохота металлических предметов, шумом дрелей и прочих строительных инструментов, огня, наркотиков и алкоголя. Анархистские концерты, в которых важную роль играл Ф. М. Айнхайт, стали легендарными. В этот период существования группы Ник Кейв увидел её концерт по голландскому телевидению. Апокалиптический образ Бликсы поразил его воображение, и, впоследствии, Ник Кейв пригласил Бликсу участвовать в своих группах (сначала The Birthday Party, затем Nick Cave and the Bad Seeds). Их творческое сотрудничество продлилось до 2001 года.

В середине 1980-х группа получила культовый статус. Многие музыканты говорят о влиянии альбомов Einstürzende Neubauten этого периода на их творчество. В их числе Генри Роллинз, носящий на плече татуировку символа группы.

Особую роль в истории группы сыграл 1985 год. Einstürzende Neubauten выпустили один из своих самых удачных альбомов Halber Mensch и посетили с концертами Японию, вызвав массовую истерию у японских фэнов. Там же был снят очень показательный полуконцертный музыкальный видеофильм группы «Halber Mensch» (1986, реж. Сого Исии).

Интересно, что на всех вместе взятых альбомах группы присутствуют две кавер-версии. Обе были записаны в ранний период (80-е годы), и обе на песни Ли Хэзлвуда (Sand, Morning Dew). На альбоме Ф. М. Айнхайта с Gry «Public Recording» (2001), записанном после ухода Айнхайта из Einstürzende Neubauten, также присутствует кавер-версии на песню Ли Хэзлвуда (Summer Wine), причём вокальные партии исполнены Gry вместе с «гостем» альбома Александром Хаке.

Начиная с конца 1980-х годов музыкальные структуры в музыке становились более чёткими, шумы более организоваными. В музыке стало появляться больше мелодичности. Переломным моментом в этом отношении станет альбом Tabula Rasa (1993).

В 1991 году творчество Einstürzende Neubauten пошло в новые направления. Группа записала саундтрек к радиоспектаклю Die Hamletmaschine (автор — Heiner Müller). Сменился имидж группы. Бликса Баргельд, раньше всегда носивший панковскую и индустриальную одежду, сменил её на костюм-тройку. В таком виде и стали появляться на концертах другие участники группы.

Середина 1990-х: перемены в составе

Марк Чунг[нем.] покинул группу вскоре после записи альбома Faustmusik (1994 или 1995). Это было давно спланированным решением, так как Чунг, бывший и финансовым шефом группы, стремился сделать карьеру в музыкальной индустрии. Он стал вице-президентом Sony Europe в Лондоне и директором музыкального издательства Freibank.

Следом за ним, частично по причине творческих разногласий с Бликсой Баргельдом, группу покинул Ф. М. Айнхайт. Он продолжил свою сольную карьеру, сотрудничал со многими музыкантами, в частности с Андреасом Аммером, финской группой Pan Sonic и группой датской певицы Gry.

В 1995—1996 годах к группе присоединились Йохен Арбайт и Руди Мозэр из группы Die Haut — давних друзей Einstürzende Neubauten. Александр Хаке сменил гитару на бас. После ухода Ф. М. Айнхайта в группе укрепилось первенство Бликсы Баргельда, доминирующее и в музыке.

Последующие альбомы группы становились мягче, мелодичность и звуки пластиковой перкуссии вытесняли металлические шумы и авангардность. 13 сентября 1997 Einstürzende Neubauten впервые выступили в МосквеГорбушке) и впоследствии в Санкт-Петербурге, появившись в ряде телепередач на российском телевидении.

2000-е: поздние годы

Концерт Einstürzende Neubauten в 2000 году (N.U. Unruh с одним из его инструментов)

1 апреля 2000 года Einstürzende Neubauten отметили свой 20-летний юбилей большим ретроспективным концертом в Берлине (зал Columbiahalle) и выходом альбома Silence is sexy.

Начиная с 2002 года Einstürzende Neubauten выпускают лимитированные альбомы через свой официальный веб-сайт www.neubauten.org. Группа предлагает за определённую сумму подписаться на лимитированный альбом очередной фазы, и стать т. н. официальным саппортером (англ. supporter) группы. Для подписчиков устраиваются прямые веб-трансляции из студии и репетиционной базы Einstürzende Neubauten, чаты и т. д.

В 2004 году вышел альбом Perpetuum Mobile, на котором появились звуки воздуха, продуваемого через пластиковые трубы. Все концерты последующего тура были записаны группой и выпущены на cd-болванках без предварительной обработки записи (не считая автоматической разбивки на короткие треки) и зачастую с помехами и ошибками. Таким образом, в 2004 году группа выпустила десятки двойных полуофициальных концертных альбомов.

Следующий программный альбом Alles wieder offen вышел в октябре 2007 года.

Дискография

Альбомы

Логотип группы

Мини-альбомы

Синглы

  • 1980 Für Den Untergang
  • 1981 Kalte Sterne
  • 1982 Thirsty Animal
  • 1985 Yü-Gung
  • 1985 Das Schaben
  • 1989 Feurio!
  • 1993 Nag Nag Nag/Wüste
  • 1996 Stella Maris
  • 1996 NNNAAAMMM — Remixes By Darkus
  • 2004 Perpetuum Mobile
  • 2007 Weil Weil Weil

Компиляции

Концертные альбомы

  • 1982 — 1981/1982 Livematerial
  • 1984 — 2X4
  • 2001 — 09-15-2000, Brussels
  • 2004 — Perpetuum Mobile Tour
  • 2004 — 10-29-2004, Reggio Emilia
  • 2005 — 25th Anniversary Tour
  • 2007 — Palast Der Republik

Саппортерский проект

  • 2003 — Supporter Album No. 1
  • 2003 — Airplane Miniatures
  • 2003 — Gemini
  • 2005 — Grundstück
  • 2006 — Alles Was Irgendwie Nützt
  • 2007 — Jewels
  • 2007 — Alles Wieder Offen (Supporter Edition)

Серия Musterhaus

  • 2005 — Musterhaus # 1: Anarchitektur
  • 2005 — Musterhaus # 2: Unglaublicher Lärm
  • 2005 — Musterhaus # 3: Solo Bassfeder
  • 2006 — Musterhaus # 4: Redux Orchestra Versus Einstürzende Neubauten
  • 2006 — Musterhaus # 5: Kassetten
  • 2006 — Musterhaus # 6: Klaviermusik
  • 2006 — Musterhaus # 7: Stimmen Reste
  • 2007 — Musterhaus # 8: Weingeister

Саундтреки и спектакли

  • 1991 — Die Hamletmaschine
  • 1996 — Faustmusik
  • 2001 — Berlin Babylon

Фильмография

Творчество группы также упоминается в фильме «Человек из Подольска», в сцене, где полицейские беседуют с задержанным героем во время чаепития.

Примечания

  1. Percussion Industrial. Дата обращения: 24 июня 2009. Архивировано 11 февраля 2009 года.
  2. JamMan (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 июня 2009. Архивировано 1 июля 2009 года.
  3. Einstürzende Neubauten: Chronology (I). Дата обращения: 24 июня 2009. Архивировано 9 мая 2009 года.
  4. Einstürzende Neubauten: Chronology (II). Дата обращения: 24 июня 2009. Архивировано 20 февраля 2009 года.

Литература

  • Max Dax, Robert Defcon: Nur was nicht ist ist möglich — Die Geschichte der Einstürzenden Neubauten, Bosworth Music 2006, ISBN 978-3-86543-287-2
  • Jürgen Teipel: Verschwende Deine Jugend. Ein Doku-Roman über den deutschen Punk und New Wave. Suhrkamp, Frankfurt/Main 2001, ISBN 3-518-39771-0
  • Blixa Bargeld: Stimme frißt Feuer. Merve, Berlin 1988, ISBN 3-88396-056-X
  • Blixa Bargeld: Headcleaner. Texte für Einstürzende Neubauten. Gestalten Verlag, Berlin 1997, ISBN 978-3-931126-12-4
  • Wolfgang Müller: Geniale Dilletanten. Merve, Berlin 1982. ISBN 3-88396-021-7

Ссылки

Сайты участников группы