Instant Karma!
Instant Karma! | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сингл Леннона/Оно совместно с Plastic Ono Band с альбома |
|||||||||||||||||||
Сторона «Б» | «Who Has Seen the Wind?[англ.]» | ||||||||||||||||||
Дата выпуска | 6 февраля 1970 | ||||||||||||||||||
Формат | 7" | ||||||||||||||||||
Дата записи | 27 января 1970 | ||||||||||||||||||
Жанр | рок | ||||||||||||||||||
Длительность | 03:18 | ||||||||||||||||||
Продюсер | Фил Спектор | ||||||||||||||||||
Лейбл | Apple Records | ||||||||||||||||||
Хронология синглов Леннона/Оно совместно с Plastic Ono Band | |||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|
«Instant Karma!» (также известна под названием «Instant Karma! (We All Shine On)»; с англ. — «Мгновенная карма!») — песня британского рок-музыканта Джона Леннона, выпущенная в качестве сингла на лейбле Apple Records в феврале 1970 года. Текст песни сосредоточен на концепции, в которой утверждается, что последствия чьих-либо действий проявляются незамедлительно. Песня попала в первую пятёрку британских и американских чартов синглов, конкурируя с песней The Beatles «Let It Be» в США, где она стала первым сольным синглом участника группы, разошедшимся миллионным тиражом.
«Instant Karma!» была задумана, написана, записана и выпущена в течение десяти дней, что сделало её одной из самых быстро выпущенных песен в истории поп-музыки. Запись была спродюсирована Филом Спектором, которому на волне успеха предложили стать продюсером альбома The Beatles Let It Be. Записанная в лондонской студии Abbey Road, «Instant Karma!» использует фирменную технику Спектора — «Стену звука». В записи приняли участие Джордж Харрисон (гитарист The Beatles), Клаус Форман, Алан Уайт и Билли Престон. Стороной «Б» сингла стала песня «Who Has Seen the Wind?[англ.]», написанная и исполненная Оно.
Песня получила положительные отзывы, и, по мнению некоторых музыкальных критиков, является одной из лучших записей в сольной карьере Леннона. Живое исполнение, записанное в августе 1972 года на его и Оно концерте «One to One», в 1986 году было включено в посмертно выпущенный альбом Live in New York City. Пол Уэллер, Duran Duran и U2 входят в число исполнителей, включивших «Instant Karma!» в свой репертуар. Припев композиции также вдохновил писателя Стивена Кинга на название романа «Сияние» 1977 года.
Предпосылки
«Все говорили о карме, особенно в шестидесятых. Но мне пришло в голову, что карма мгновенна и что она влияет на вашу прошлую жизнь или будущую жизнь. На самом деле есть реакция на то, что вы делаете сейчас… Кроме того, я очарован рекламой и продвижением как видом искусства… Идея растворимой кармы была похожа на идею растворимого кофе: представить что-то в новой форме»[1].
Джон Леннон встретил новый 1970 год вместе со своей женой Йоко Оно в Ольборге, Дания[2], установив отношения с бывшим мужем Оно, художником Тони Коксом[англ.], и навестив дочь Кокса и Оно, Киоко[3]. Визит совпал с началом того периода, который Леннон назвал «Year 1 AP (After Peace)» (с англ. — «Первый год после мира»)[4], после широко разрекламированных им с Оно ночёвок в постели и других мероприятий в рамках кампании за мир в течение 1969 года[5][6]. Мирные усилия Леннона получили признание в документальном фильме Man of the Decade (с англ. — «Человек десятилетия»), вышедшем на канале ITV, он также стал «Человеком года» по версии журнала Rolling Stone. Чтобы отметить новую эру[7], 20 января 1970 года пара остригла свои длинные, до плеч, волосы, тем самым совершив акт, который британская Daily Mirror назвала «самым сенсационным снятием скальпов» за долгое время[8]. Согласно комментарию Леннона, он собирался уйти от образа революционера с длинными волосами[9]. Леннон и Оно пообещали выставить срезанные волосы на аукцион в благотворительных целях[10]. Чуть ранее, 5 января[3], пара объявила о том, что они пожертвуют все будущие гонорары от своих записей движению за мир[11].
Находясь в Дании, Леннон, Оно, Кокс и его партнёрша, Мелинда Кендалл, обсуждали концепцию «мгновенной кармы»[12], согласно которой последствия действий человека являются немедленными, а не отзываются в течение всей жизни[13][14]. Впервые Леннон познакомился с концепцией кармы во время духовного пробуждения The Beatles в 1967 году. Индийская вера присутствует в ряде восточных религиозных верований и традиций и связана со свободной волей людей выбирать добро или зло и страдать от последствий[15]. Автор Филипп Норман[англ.] пишет о привлекательности концепции: «Идея была квинтэссенцией Леннона — вековой буддийский закон причины и следствия превратился во что-то столь же современное и синтетическое, как растворимый кофе, и одновременно в пу́гало под лестницей, которое может достать вас, если вы не будете осторожны»[16]. 27 января, через два дня после возвращения в Великобританию[8], Леннон проснулся с началом песни, вдохновлённой этими разговорами[17]. Работая дома за фортепиано, он развил идею и придумал мелодию для композиции, которую впоследствии назвал «Instant Karma!»[18][19].
Леннон написал «Instant Karma!» за час[3]. В стремлении немедленно записать песню, Джон позвонил своему коллеге по группе The Beatles Джорджу Харрисону[17] и американскому продюсеру Филу Спектору[19], который находился в Лондоне по приглашению Аллена Клейна, менеджера компании The Beatles — Apple Corps[англ.][20][21]. По воспоминаниям Леннона, в тот день он сказал Спектору: «Приходи скорее в Apple, я только что написал монстра»[19].
Композиция
В песне используется нисходящая мелодическая последовательность из трёх нот, схожая с английской детской песенкой «Three Blind Mice»[12], в том же году её мелодия прозвучала также в песне «My Mummy's Dead[англ.]»[22][23]. Вступление напоминает «Some Other Guy»[24]: похожую по звучанию последовательность аккордов Леннон применил в сингле The Beatles 1967 года «All You Need Is Love»[25]. Когда слушатель BBC Radio 1 указал Леннону на сходство «Instant Karma!» с «All You Need Is Love» вскоре после выхода сингла, Джон признал, что при написании мелодии он играл аккорды из этой песни[26]. В последующем интервью нью-йоркской радиостанции WPLJ[англ.]Леннон сказал, что он «украл вступление» у «Some Other Guy»[27].
В своей книге The Words and Music of John Lennon Бен Юриш и Кеннет Билен пишут, что в первом куплете «Instant Karma!» Леннон саркастически призывает слушателя «Возьми себя в руки / Довольно скоро ты умрёшь» (англ. Get yourself together / Pretty soon you're gonna be dead) и подчёркивает «Это зависит от тебя — да, тебя!» (англ. It's up to you — yeah, you!)[28]. Филипп Норман комментирует «коронную фразу хиппи того времени», содержащуюся в этой инструкции, — «Возьми себя в руки» — и говорит, что предупреждение о неминуемой смерти, «очевидно, не следует воспринимать буквально»[16]. Автор Марк Хертсгаард[англ.] цитирует строки «Почему, чёрт возьми, мы здесь / Наверняка, не для того, чтобы жить в боли и страхе?» (англ. Why in the world are we here / Surely not to live in pain and fear?) в качестве ещё одного примера того, как Леннон «задаётся вопросом, какой цели должна служить его жизнь на земле», ранее прозвучавшем в композиции 1966 года «Strawberry Fields Forever»[29]. Согласно Юришу и Билену, «Instant Karma!» требует признать общую ответственность за благополучие человечества и действовать в соответствии с ней; кармическая награда за такое мышление доступна всем, что подразумевается в призыве Леннона «Приди и получи свою долю» (англ. Come and get your share)[28]. Те же авторы сравнивают песню с синглом Леннона и Оно «Happy Xmas (War Is Over)» 1971 года, в котором певец «и побуждает, и бросает вызов слушателям, прежде чем вселить в них уверенность»[30].
Как и в «Give Peace a Chance» и «Power to the People[англ.]»[31] — синглах Леннона 1969 и 1971 годов, соответственно, — припев напоминает гимн; в нём музыкант поёт: «Мы все сияем, как луна, звёзды и солнце» (англ. We all shine on, like the moon and the stars and the sun)[28]. Норман описывает припев как повторение Ленноном послания о «мирной кампании и ненасильственном, оптимистичном единении»[16]. По словам биографа Леннона Джона Блейни, песня является призывом «к человечеству взять на себя ответственность за свою судьбу» и представляет «Леннона, развивающего свой собственный бренд эгалитаризма»[12].
Запись
Несмотря на то, что Леннон всё ещё официально был членом The Beatles, в сентябре 1969 года он в частном порядке объявил о своём уходе из группы[32]. Музыкант хотел немедленно выпустить сингл «Instant Karma!»[33], третий под совместным «псевдонимом» его самого и жены — Plastic Ono Band[34][ком. 1]. Запись состоялась в студии Эбби-Роуд (Studio Two[15]) на северо-западе Лондона вечером 27 января 1970 года[17]. Коллегами Леннона по сессии были Джордж Харрисон, Клаус Форман, Алан Уайт[38] и Билли Престон[39] — все они выступали на рождественском концерте Peace for Christmas[англ.] в декабре 1969 года[40][41] в составе Plastic Ono Band[42][43]. Звукорежиссёром «Instant Karma!» стал основатель британского лейбла EMI Фил Макдональд[англ.][39]. Продюсировал сессию Фил Спектор[44], опоздавший на запись[45] после того, как Харрисон нашёл его в офисе Apple и настоял на его присутствии[46].
По словам автора Брюса Спайзера[англ.], до наложений основной трек состоял из Леннона (вокал, акустическая гитара), Харрисона (электрогитара), Престона (орган), Формана (бас) и Уайта (ударные)[39][ком. 2]. Леннон позже вспоминал о записи: «Фил [Спектор] пришёл и спросил: „Что ты хочешь, чтобы это из себя представляло?“. Я ответил: „1950-е“, а он сказал „Правильно“, и БУМ!… он воспроизвёл это, и вот оно»[47][48]. В песне используется столько же эха, как и в записях лейбла Sun Records 1950-х годов[28].
«Там был один маленький парень, разгуливающий с надписью „PS“ на рубашке, и я подумал: „Кто этот парень?“… Когда он включил воспроизведение [после записи], это было просто невероятно. Во-первых, это было до смешного громко, ещё со звонами всех этих инструментов, и то, как песня была такой подвижной. Когда я впервые ощутил разницу между оригинальной записью, и звуком в диспетчерской, это было ошеломляюще. И я сразу понял, кто он такой — Фил Спектор»[49].
Музыканты записали десять дублей[16] начиная с 19:00 и заканчивая полуночью[15], для наложения был выбран последний[3]. Чтобы создать то, что биограф Спектора Марк Рибовски называет «„Стеной звука“ из четырёх человек»[50], Леннон добавил к основному треку рояль[45][51], Харрисон и Уайт — ещё одно пианино, а Форман играл на электрическом пианино[52][ком. 3]. Кроме того, дорожный менеджер The Beatles Мэл Эванс наложил перезвоны (или оркестровые колокола)[54], а Уайт добавил вторую, приглушённую партию барабана[53]. Вместо инструментального соло в третьем куплете, Леннон озвучил серию того, что Юриш и Билен называют «хрюканьем и стонами»[28]. Леннон почувствовал, что в припеве чего-то не хватает, и поэтому Престон и Эванс[17] были отправлены в ближайший ночной клуб, откуда привели группу людей для бэк-вокала[55]. Эти новички, все музыканты, а также Аллен Клейн, за около трёх часов записали три дорожки бэк-вокала к припеву[15][54], Харрисон руководил пением[39]. Барабаны Уайта взяли на себя роль ведущего инструмента[56], занимая видное место в миксе[52].
Хотя Леннон и Спектор разошлись во мнениях по поводу звучания баса[44], Леннон был в восторге от работы продюсера над «Instant Karma!»[46]. Биограф Спектора Ричард Уильямс[англ.] писал в 1972 году: «Ни одна пластинка The Beatles никогда не обладала таким уникальным звучанием; Спектор использовал эхо, чтобы барабаны отдавались реверберацией, как будто кто-то шлёпает мокрой рыбой по мраморной плите, и голоса звучали глухо и гнило»[57]. В Лос-Анджелесе Спектор хотел добавить к треку струнную секцию[англ.], но Леннон настоял на том, чтобы запись осталась без изменений[52][53].
«Instant Karma!» была первой из многих записей, связанных с The Beatles, над которыми Спектор работал в начале 1970-х годов[25][58]. Лишь недавно вернувшись к продюсированию после коммерческого провала сингла Айка и Тины Тёрнеров 1966 года «River Deep — Mountain High» в Америке[59], по словам автора книги Beatles Forever Николаса Шэффнера, Спектор «прошёл прослушивание»[57]. Леннон и Харрисон были настолько впечатлены его продюсированием песни, что попросили Спектора поработать над последним альбомом The Beatles Let It Be[60], а затем спродюсировать их сольные альбомы John Lennon/Plastic Ono Band и All Things Must Pass[57][61]. Леннон и Харрисон в 1960-х были поклонниками творчества Спектора[21] с The Ronettes и другими вокальными группами[62]. Позже Леннон сказал, что ещё до 1970 года The Beatles обсуждали приглашение Спектора в качестве альтернативы их обычному продюсеру Джорджу Мартину[63].
Релиз
«Instant Karma!» считается одной из самых быстро выпущенных песен в истории поп-музыки[64], поступив в британские магазины звукозаписи всего через десять дней после того, как она была написана[65]. Слоган Apple Records в рекламе сингла гласил: «Написано, записано, ремикшировано 27 января 1970 года»[66]. Перед прессой Леннон особенно отмечал, что он «написал это на завтрак, записал на обед, и мы выпускаем это на ужин»[64]. Apple выпустили сингл 6 февраля в Великобритании, где в качестве авторов указали Plastic Ono Band, и 20 февраля в Америке, где сторона «А» была переименована в «Instant Karma! (We All Shine On)» и приписывалась «Джону Оно Леннону»[67][ком. 4][ком. 5]. В последний час сессии 27 января было сделано четыре стереомикса, последний из которых был выпущен на британском сингле[15]. Для американского релиза Спектор сделал ремикс на «Instant Karma!» без ведома Леннона[53][70]. Продолжая подход предыдущих синглов Plastic Ono Band, «Give Peace a Chance» и «Cold Turkey», сторона «Б» представляла собой композицию Оно, в данном случае «Who Has Seen the Wind?[англ.]»[71][72].
Как и в случае с «Cold Turkey», на стандартной обложке стороны «А» сингла Apple Records была надпись «PLAY LOUD» как в Великобритании[67][73], так и в Америке[74]. Отражая нежное звучание «Who Has Seen the Wind?», на этикетке стороны «Б» было написано «PLAY QUIET»[67] (или «PLAY SOFT» в США)[73][74]. На лицевой стороне американского издания была чёрно-белая фотография Леннона вместе с благодарностью продюсеру, в то время как на оборотной стороне была аналогичная фотография Оно[74].
Продвижение
После широко разрекламированной пацифисткой кампании Леннонов пресс-секретарь Apple Дерек Тейлор[англ.] был обеспокоен тем, что они исчерпали интерес средств массовой информации к себе[75]. 4 февраля 1970 года Леннон и Оно устроили рекламный трюк в Black Centre на севере Лондона[36], где они пожертвовали большой пластиковый пакет своих волос и постером нового сингла[7] «Black power[англ.]»-активисту Майклу Икс[англ.] в обмен на пару окровавленных боксёрских трусов Мухаммеда Али[76][77]. «Окончательное доказательство» «переэкспозиции» Леннонов, по словам Тейлора, заключалось в том, что на мероприятие собралось большое количество прессы, но «никто ничего не напечатал»[10][ком. 6].
11 февраля Леннон и Оно снялись в ролике Top of the Pops на телевидении BBC в Западном Лондоне[15] для продвижения «Instant Karma!»[65] в сопровождении Уайта, Формана, Эванса и диджея Бернарда Патрика Фэллона[англ.][12]. Репетиция с камерой проходила с 15:30, а выступление вместе со студийной публикой записывалось с 19:30 до 22:00[15].
В то время как другие музыканты использовали фонограмму, Леннон спел живой вокал поверх микса инструментального трека[12], подготовленного инженером EMI Джеффом Эмериком[79]. Это было первое появление в программе кого-либо из The Beatles после 1966 года[12], а также публичное представление нового «укороченного» образа Леннонов[34][79]. Две из четырёх записанных версий «Instant Karma!»[15] — известные как «Вязание» и «Визитная карточка» — вышли в эфир 12 и 19 февраля, соответственно[80][81].
Клипы отличаются друг от друга одеждой Леннона и характером роли Оно — по описанию Роберта Родригеса, «фокусной точки на сцене, вокруг которой была организована вся деятельность»[ком. 7].В клипе «Вязание» Леннон одет в чёрный джемпер с круглым вырезом, в то время как Оно сидит у своего пианино с завязанными глазами[79] и все время вяжет[82]. В «Визитной карточке» Леннон носит рубашку с цветочным узором под джинсовой курткой, в то время как Оно сидит на табурете, держит серию открыток с загадочными словами[79] и говорит в свой микрофон. Послания на открытках включают «Улыбку», «Надежду» и «Мир». Хотя Оно, по-видимому, играет более активную роль, ей снова завязывают глаза, и слова, которые она произносит, не слышны[83]. Кроме того, для трансляции 19 февраля вокал Леннона был обработан с помощью эха[84].
Леннон и Оно также продвигали сингл, появившись на шоу Императора Роско[англ.] на BBC Radio 1 «Midday Spin» вскоре после выхода в эфир клипа «Визитная карточка». В ответ на многочисленные письма с вопросами о её роли в выступлении на Top of the Pops Оно сказала: «Повязка на глазах означает для меня, что все в мире похожи на слепых… табурет был похож на рощу… И все сидят в роще с завязанными глазами и стараются изо всех сил, вы знаете»[26]. Родригес описывал оба клипа как «потрясающе увлекательные, обеспечивающие подходящие динамичные визуальные эффекты для мощной песни». Он говорил, что «Визитная карточка» «отражает гораздо больше атмосферы, с частыми кадрами звёздной работы Уайта и студийных танцоров»[83]. По мнению медиааналитика Майкла Фронтани, неопрятная, коротко подстриженная причёска Леннона и Оно соответствовала «новой повестке» пары на 1970 год — год, в котором Леннон, всё ещё испытывающий недоверие со стороны политических левых за его отказ от их принципов в сингле The Beatles 1968 года «Revolution», стремился к «большей конфронтации с системой». Фронтани пишет о появлении Леннона в Top of the Pops: «Это была разительная картина, расходящаяся с его битловским прошлым. Для Леннона, оборванного и уродливого по сравнению с образом битла, это было средством ещё более полного разрыва со своим прошлым поп-звезды»[85].
Коммерческий успех и последствия
«Instant Karma!» стала коммерчески успешной[86], достигнув 3-го места в американском чарте Billboard Hot 100[87], 2-го места в Канаде[88] и 5-го места в чарте синглов Великобритании[89][ком. 8]. Сингл попал в десятку лучших в нескольких других европейских странах[92] и в Австралии[93]. Релиз состоялся за два месяца до того, как Пол Маккартни публично объявил о распаде The Beatles[67], чей предпоследний сингл, спродюсированный Джорджем Мартином, — «Let It Be» — конкурировал с пластинкой Леннона в чартах США[90]. «Instant Karma!» стал первым синглом соло-битла, продажи которого в США достигли одного миллиона копий[16], получив золотую сертификацию Американской ассоциации звукозаписывающих компаний 14 декабря 1970 года[94][ком. 9]. До смерти Леннона в декабре 1980 года, «Instant Karma!» оставался его единственным золотым синглом, сертифицированным Американской ассоциацей звукозаписывающих компаний[96].
Несмотря на заявленные намерения Леннона и Оно, выручка от продажи их волос с аукциона пошла центру Майкла Икс[76], а не движению за мир[7][97]; по словам автора Beatles Diary Барри Майлза[англ.], обещание пожертвовать гонорары также было «незаметно забыто»[98]. В марте 1970 года Леннон публично порвал отношения с организаторами запланированного фестиваля мира в Торонто[99], когда он и Оно начали первичную терапию[англ.] под наблюдением Артура Янова[100][101]. Джон Винн пишет, что «план состоял в том, чтобы Майкл продал волосы с аукциона, чтобы собрать деньги для Black Centre — штаб-квартиры различных „black power“-организаций; Джон и Йоко затем выставили бы трусы [Мухаммеда Али] на аукцион, чтобы собрать деньги для своего фестиваля мира»[36]. Перед тем, как отправиться в Калифорнию для интенсивной терапии[102][103], Леннон обвинил Маккартни в том, что он использовал распад The Beatles для продажи своего альбома McCartney[104], и признался, что хотел бы, чтобы он сам объявил о распаде за несколько месяцев до этого, чтобы продвинуть свой собственный сольный релиз[105][106].
Восприятие
После релиза Крис Уэлш из Melody Maker заявил: «Мгновенный хит! Джон Леннон поёт лучше, чем когда-либо. С красивым рок-н-рольным эхом на его многозначительном вокале, и превосходной игрой на барабанах, это лучшее буги-вуги от „The Plastics“ [Plastic Ono Band] на сегодняшний день»[107]. Record World поставил песню первой в три прогноза «Выбор сингла недели», сказав: «Джона Оно Леннона теперь продюсирует Фил Спектор. „Мгновенная карма“… достанет ТЕБЯ»[108]. Cashbox также предсказал успех: «„Instant Karma!“ добралась до Нью-Йорка, полная реверберация гремит, а внутренности Леннона изливаются наружу самым захватывающим и вовлекающим образом»[109]. В 1975 году Чарльз Шаар Мюррей в статье для New Musical Express написал о «вулканически отчаянном оптимизме» песни и оценил её как «классическую». Журналист добавил: «Я не могу вспомнить никого другого, кто выпустил бы двух таких абсолютных убийц подряд», имея ввиду также «Cold Turkey»[110][111].
Критик The Village Voice Роберт Кристгау назвал «Instant Karma!» «лучшей политической песней Леннона»[112], а некоторые другие рецензенты считают её лучшей записью исполнителя после The Beatles[113]. В книге 1975 года The Beatles: An Illustrated Record[англ.] Рой Карр и Тони Тайлер[англ.] представили человеческий облик «Instant Karma!» как «энергичного маленького рокера», который «обязан как искусной постановке Фила Спектора, так и жизненной силе общего исполнения», где «барабанщик Алан Уайт превосходен»[51]. Ещё одно замечание, подчёркивающее игру Уайта на барабанах среди «коллективного гения» всех музыкантов на «Instant Karma!», высказал Роберт Родригес, который также отметил, что «не так много дней в истории рок-н-ролла оказались столь же плодотворными», имея ввиду день записи — 27 января 1970 года[17]. В 1981 году критик New Musical Express Боб Уоффинден[англ.] написал о сингле: «Это было превосходно. Леннон был характерно прост и прямолинеен, но на этот раз в песне с одним из тех волшебно запоминающихся рефренов»[114].
Биограф Леннона Джон Винер восхищался «богатым, глубоким голосом» и «неотразимым» звуком записи[115]. Филипп Норман описывал песню как «похожую по темпу на „Cold Turkey“, но гораздо более расслабленную и юмористичную», добавляя, что постановка Спектора придала голосу Леннона «напряжённую выразительность, которой у него не было со времён „Norwegian Wood“»[16]. Отмечая важность сессии для карьеры Джорджа Харрисона (лирика песни затрагивает темы, которые Харрисон позднее более подробно исследовал в своём творчестве[15]), автор Саймон Ленг хвалит запись как «полную срочности и чистого волнения»[49].
В 1989 году Rolling Stone оценил «Instant Karma!» как 79-й лучший сингл за предыдущие 25 лет[116]. В NME Originals: Beatles — The Solo Years 1970—1980, Дэвид Стаббс[англ.] назвал песню второй, после «Cold Turkey», из «десяти сольных жемчужин» Леннона с комментарием: «„Instant Karma!“ воплощает парадокс Леннона, объединяя идеализм хиппи и первобытную энергию рок-н-ролла в волнующем миксе»[117]. Мэтт Мелис из Consequence of Sound в 2009 году поместил её на третье место в своём списке «Десяти лучших песен экс-битлов»[118]. Согласно сайту Acclaimed Music, «Instant Karma!» также фигурировала в нескольких списках лучших песен: The 1001 Greatest Singles Ever Made Дэйва Марша[англ.] (1989; под номером 638), 1000 Songs that Rock Your World Дэйва Томпсона[англ.] (2011; номер 56), «The 100 Best Songs of the 1970s» журнала New Musical Express (2012; номер 77) и «The 1001 Best Songs Ever» журнала Q (2003; номер 193)[119]. Зал славы рок-н-ролла включает композицию в число «500 песен, которые сформировали рок-н-ролл»[120].
Переиздания и живое исполнение
Леннон исполнил «Instant Karma!» на своём последнем полноформатном выступлении[121] — благотворительном концерте «One to One», состоявшемся в Мэдисон-сквер-гарден в Нью-Йорке 30 августа 1972 года[122]. Его бэк-бэнд состоял из группы Elephant's Memory[англ.][123], в дополнение к Оно и барабанщику Джиму Келтнеру[124]. Запись этого концерта вышла в 1986 году под названием Live in New York City[125].
Впервые «Instant Karma!», хотя и слегка отредактированный по длине, появился в сборнике Леннона 1975 года Shaved Fish[73]. Юриш и Билен отмечают, что «рекламная гипербола», присущая названию песни, благодаря включению восклицательного знака, придаёт дополнительный акцент песне на обложке этого альбома[28][ком. 10]. Песня фигурировала — часто с полным названием «Instant Karma! (We All Shine On)» — на многочисленных посмертных сборниках[127], включая The John Lennon Collection (1982), бокс-сет Lennon (1990), Lennon Legend (1997)[128], Instant Karma: All-Time Greatest Hits (2002)[129], Working Class Hero: The Definitive Lennon (2005)[130] и Power to the People: The Hits (2010)[131].
В июле 1992 года «Instant Karma!» при поддержке «Oh My Love» была переиздана в качестве сингла в Нидерландах. Первоначально его копии раздавались вместе с ранними изданиями The John Lennon Video Collection[англ.]. Когда этот сингл был выпущен во всей остальной Европе (за исключением Великобритании), переиздание получило две дополнительные стороны «Б»: «Mother» и «Bless You»[12].
Из двух выступлений на Top of the Pops 1970 года версия «Визитная карточка» появилась в октябре 1992 года в сборнике The John Lennon Video Collection[132], в то время как «Вязание» в 2003 году было ремикшировано и расширено для выпуска на DVD Lennon Legend. Версия «Вязание» также была включена в британское переиздание сингла Леннона и Оно «Happy Xmas (War Is Over)», выпущенное 8 декабря того же года[12].
Кавер-версии и культурные отсылки
Список исполнителей, которые записали кавер на «Instant Karma!», включает Toad the Wet Sprocket[англ.][133], Пола Уэллера[134], Duran Duran[135], Tater Totz с Шери Кэрри[136] и Tokio Hotel[137]. В 2007 году правозащитная организация Amnesty International выпустила сборник с несколькими исполнителями под названием Instant Karma: The Amnesty International Campaign to Save Darfur[англ.][138] — для него кавер-версию «Instant Karma!» записали U2[139][140].
Название романа ужасов Стивена Кинга «Сияние» (англ. The Shining) 1977 года взято из строчки Леннона «Мы все сияем» (англ. We all shine on). Кинг собирался назвать книгу The Shine, но понял, что «shine» использовалось как уничижительный термин для чернокожих людей[141].
В 1988 году[142] Оно разрешила компании по производству обуви и одежды Nike включить «Instant Karma!» в рекламную кампанию. Годом ранее из-за общественного резонанса она была вынуждена отозвать разрешение на использование той же компанией песни The Beatles «Revolution»[143]. Режиссёром ролика стал Дэвид Финчер, который, кроме съёмок фильмов, занимается также созданием музыкальных видео и телереклам[144]. Звукозаписывающий лейбл Instant Karma Records[англ.] был назван в честь песни[145]. The Flaming Lips записали свой трек «I Don’t Understand Karma» в 2009 году в качестве ответа на «Instant Karma!»[146].
Участники записи
Согласно Гарри Каслману и Уолтеру Дж. Подразику[54], за исключением случаев, когда отмечено:
- Джон Леннон — ведущий вокал, акустическая гитара, фортепиано[45], бэк-вокал;
- Джордж Харрисон — электрогитара, фортепиано, бэк-вокал;
- Клаус Форман — бас-гитара, электрическое пианино, бэк-вокал;
- Алан Уайт — ударные, фортепиано, бэк-вокал;
- Билли Престон — орган Хаммонда, бэк-вокал;
- Йоко Оно — бэк-вокал;
- Мэл Эванс — колокольчики, хлопки в ладоши, бэк-вокал;
- в титрах не указан — бубен[61];
- Аллен Клейн и гуляки из лондонского клуба Хэтчетт — бэк-вокал[65].
Чарты
Еженедельные чарты
Чарт (1970) | Высшая
позиция |
---|---|
Австралия (Go-Set National Top 40)[93] | 5 |
Австрия (Ö3 Austria Top 40)[147] | 4 |
Валлония (Ultratop Singles)[92] | 4 |
Канада (RPM 100)[88] | 2 |
Нидерланды (MegaChart Singles)[148] | 7 |
Ирландия (Irish Singles Chart)[149] | 3 |
Япония (Oricon Singles Chart)[150] | 58 |
Новая Зеландия (New Zealand Listener Chart)[151] | 4 |
Норвегия (VG-lista Singles)[152] | 9 |
Швеция (Kvällstoppen Chart)[153] | 4 |
Швейцария (Swiss Hitparade)[154] | 9 |
Великобритания (UK Singles Chart)[89] | 5 |
США (Billboard Hot 100)[155] | 3 |
США (Cashbox)[156] | 3 |
ФРГ (Media Control Chart)[157] | 3 |
Чарт (1992) | Высшая
позиция |
---|---|
Швейцария (Singles Top 75)[154] | 31 |
Германия (Offizielle Deutsche Charts)[154] | 82 |
Ежегодные чарты
Чарт (1970) | Высшая
позиция |
---|---|
Канада RPM 100[158] | 21 |
Нидерланды (Single Top 100)[159] | 81 |
США Billboard Year-End[160] | 34 |
США Cashbox[161] | 20 |
Сертификации
Регион | Сертификация | Продажи |
---|---|---|
США (RIAA)[162] | золотой | 1,000,000^ |
^ данные о партиях основаны только на сертификации |
Комментарии
- ↑ В то время как The Beatles были неактивны как группа в течение последующих месяцев, Джордж Харрисон, Пол Маккартни и Ринго Старр собрались вместе в последний раз в январе 1970 года, чтобы записать песню «I Me Mine» Харрисона и завершить «Let It Be» Маккартни для включения их в альбом-саундтрек к документальному фильму «Пусть будет так»[35]. Во время своего пребывания в Ольборге Леннон поддерживал связь с Харрисоном по телефону[36], но не вернулся в Лондон для этих сессий[37].
- ↑ Однако, по воспоминаниям Харрисона, Престон в этот момент не присутствовал. Он также говорит, что Леннон играл на фортепиано, а не на гитаре[33].
- ↑ Хотя такие авторы, как Ричард Уильямс[45], Мик Браун[52], Марк Льюисон[3] и Рибовски[53] утверждают, что Леннон играл на фортепиано, некоторые источники указывают на электрическое пианино в качестве его клавишного инструмента в песне[39][54].
- ↑ Леннон официально изменил своё имя[англ.] 22 апреля 1969 года, добавив «Оно» в качестве второго имени. Хотя после этого он использовал имя Джон Оно Леннон, в официальных документах он упоминался как Джон Уинстон Оно Леннон[68].
- ↑ Каталожным номером сингла стал Apple 1003 в Великобритании и Apple 1818 в Америке[69].
- ↑ Автор Джон Винер также пишет о незаинтересованности средств массовой информации в паре к концу 1969 года. Он цитирует утверждение исполнительного директора Apple Питера Брауна[англ.] о том, что новое дело Леннона «разрушило его последние остатки доверия к прессе»[78].
- ↑ Как и в случае с пресс-конференцией с Майклом Иксом, репетиции Леннонов и выступления в Tops of the Pops были одновременно сняты Тони Коксом для возможного документального фильма об этой паре[79].
- ↑ В списках США, составленных журналами Cashbox и Record World, песня достигла 3-го места[90], в то время как в британском чарте Melody Maker она остановилась на 4-м месте[91].
- ↑ Награда была вручена в тот же день, когда дебютный сингл Харрисона «My Sweet Lord» был сертифицирован Американской ассоциации звукозаписывающих компаний как золотой[91], однако релиз этой песни в США состоялся через девять месяцев после «Instant Karma!»[95]
- ↑ Обложка Apple для Shaved Fish содержала иллюстрации Майкла Брайана к каждому треку сборника. «Instant Karma!» была изображена в виде банки растворимого кофе со снятой крышкой и лежащей рядом ложкой[126].
Примечания
- ↑ Spizer, 2005, pp. 27—28.
- ↑ Miles, 2001, p. 363.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Madinger & Easter, 2000, p. 33.
- ↑ Miles, 2001, pp. 363—364.
- ↑ Doggett, 2011, pp. 89—90.
- ↑ John Lennon Bio (англ.) (недоступная ссылка). Rolling Stone. Дата обращения: 12 октября 2022. Архивировано 12 марта 2018 года.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Woffinden, 1981, p. 39.
- ↑ 8,0 8,1 Miles, 2001, p. 367.
- ↑ Frontani, 2009, pp. 168—169.
- ↑ 10,0 10,1 Doggett, 2011, p. 118.
- ↑ Miles, 2001, p. 364.
- ↑ 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 12,5 12,6 12,7 Blaney, 2005, p. 50.
- ↑ Rodriguez, 2010, pp. 8, 21.
- ↑ Urish & Bielen, 2007, pp. 15—16.
- ↑ 15,0 15,1 15,2 15,3 15,4 15,5 15,6 15,7 15,8 Instant Karma! (англ.). The Beatles Bible. Дата обращения: 23 февраля 2023.
- ↑ 16,0 16,1 16,2 16,3 16,4 16,5 Norman, 2009, p. 635.
- ↑ 17,0 17,1 17,2 17,3 17,4 Rodriguez, 2010, p. 21.
- ↑ Browne, 2011, p. 76.
- ↑ 19,0 19,1 19,2 Blake, 1981, p. 97.
- ↑ Brown, 2008, p. 240.
- ↑ 21,0 21,1 Woffinden, 1981, p. 31.
- ↑ Rogan, 1997, p. 47.
- ↑ Spizer, 2005, p. 36.
- ↑ Wiener, 1991, p. 114.
- ↑ 25,0 25,1 Edmondson, 2010, p. 133.
- ↑ 26,0 26,1 Winn, 2003, p. 370.
- ↑ Waller, Don. Independent Music Publishing — Time-Bomb Songs: They Lie Dormant, Then Blow Up Big (англ.) // Billboard : журнал. — 1997. — 13 December (vol. 109, no. 50). — P. 10. — ISSN 0006-2510. Архивировано 12 ноября 2022 года.
- ↑ 28,0 28,1 28,2 28,3 28,4 28,5 Urish & Bielen, 2007, p. 16.
- ↑ Hertsgaard, 1996, p. 203.
- ↑ Urish & Bielen, 2007, p. 34.
- ↑ Urish & Bielen, 2007, p. 25.
- ↑ Doggett, 2011, pp. 101, 103, 108.
- ↑ 33,0 33,1 Womack, 2014, p. 468.
- ↑ 34,0 34,1 Schaffner, 1978, p. 137.
- ↑ Doggett, 2011, pp. 112—113.
- ↑ 36,0 36,1 36,2 Winn, 2003, p. 367.
- ↑ Hertsgaard, 1996, p. 272.
- ↑ Ribowsky, 2006, p. 251.
- ↑ 39,0 39,1 39,2 39,3 39,4 Spizer, 2005, p. 28.
- ↑ Leng, 2006, p. 67.
- ↑ Madinger & Easter, 2000, p. 32.
- ↑ Miles, 2001, p. 362.
- ↑ Woffinden, 1981, p. 30.
- ↑ 44,0 44,1 Blaney, 2005, p. 51.
- ↑ 45,0 45,1 45,2 45,3 Williams, 2003, p. 143.
- ↑ 46,0 46,1 Doggett, 2011, p. 115.
- ↑ Blaney, 2005, pp. 50—51.
- ↑ Brown, 2008, p. 253.
- ↑ 49,0 49,1 Leng, 2006, p. 70.
- ↑ Ribowsky, 2006, pp. 251—252.
- ↑ 51,0 51,1 Carr & Tyler, 1978, p. 86.
- ↑ 52,0 52,1 52,2 52,3 Brown, 2008, p. 242.
- ↑ 53,0 53,1 53,2 53,3 Ribowsky, 2006, p. 252.
- ↑ 54,0 54,1 54,2 54,3 Castleman & Podrazik, 1976, p. 171.
- ↑ Blaney, 2005, p. 52.
- ↑ Rodriguez, 2010, pp. 21, 76.
- ↑ 57,0 57,1 57,2 Schaffner, 1978, p. 138.
- ↑ Du Noyer, 2010, p. 30.
- ↑ Williams, 2003, pp. 129—130.
- ↑ Brown, 2008, p. 243.
- ↑ 61,0 61,1 Winn, 2003, p. 365.
- ↑ Schaffner, 1978, pp. 136, 137.
- ↑ Williams, 2003, pp. 141—142.
- ↑ 64,0 64,1 John Lennon writes and records "Instant Karma" in a single day (англ.) (недоступная ссылка). History (27 января 2010). Дата обращения: 2 ноября 2022. Архивировано 29 октября 2012 года.
- ↑ 65,0 65,1 65,2 Du Noyer, 2010, p. 31.
- ↑ Winn, 2003, p. 364.
- ↑ 67,0 67,1 67,2 67,3 Blaney, 2005, p. 45.
- ↑ Coleman, 1984, p. 64.
- ↑ Castleman & Podrazik, 1976, pp. 85, 303.
- ↑ Miles, 2001, p. 370.
- ↑ Spizer, 2005, pp. 27, 343.
- ↑ Everett, 1999, p. 353.
- ↑ 73,0 73,1 73,2 John Lennon Discography (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 ноября 2022. Архивировано 28 мая 2013 года.
- ↑ 74,0 74,1 74,2 Spizer, 2005, pp. 28, 29.
- ↑ Doggett, 2011, p. 89, 118.
- ↑ 76,0 76,1 Norman, 2009, p. 636.
- ↑ Miles, 2001, p. 368.
- ↑ Wiener, 1991, pp. 114—115.
- ↑ 79,0 79,1 79,2 79,3 79,4 Madinger & Easter, 2000, p. 34.
- ↑ Rodriguez, 2013, pp. 1—2.
- ↑ Miles, 2001, pp. 369—370.
- ↑ Norman, 2009, pp. 635—636.
- ↑ 83,0 83,1 Rodriguez, 2013, p. 2.
- ↑ Rodriguez, 2013, p. 1.
- ↑ Frontani, 2009, p. 169.
- ↑ Rodriguez, 2010, pp. 2, 149.
- ↑ Everett, 1999, p. 281.
- ↑ 88,0 88,1 RPM 100 Singles, 26 December 1970 (англ.) (недоступная ссылка). Библиотека и Архив Канады. Дата обращения: 6 ноября 2022. Архивировано 13 ноября 2013 года.
- ↑ 89,0 89,1 John Lennon (англ.) (недоступная ссылка). The Official Charts Company. Дата обращения: 6 ноября 2022. Архивировано 13 марта 2013 года.
- ↑ 90,0 90,1 Spizer, 2005, p. 27.
- ↑ 91,0 91,1 Castleman & Podrazik, 1976, p. 340.
- ↑ 92,0 92,1 Lennon – Instant Karma! (англ.) (недоступная ссылка). Ultratop (6 ноября 2022). Дата обращения: 6 ноября 2022. Архивировано 3 декабря 2013 года.
- ↑ 93,0 93,1 Go-Set Australian charts – 30 May 1970 (англ.) (недоступная ссылка). Pop Archives. Дата обращения: 6 ноября 2022. Архивировано 4 сентября 2007 года.
- ↑ Castleman & Podrazik, 1976, p. 332.
- ↑ Schaffner, 1978, pp. 211, 212.
- ↑ DeRiso, Nick Why John Lennon Recorded 'Instant Karma' So Quickly (англ.). Ultimate Classic Rock (6 февраля 2016). Дата обращения: 6 ноября 2022. Архивировано 6 ноября 2022 года.
- ↑ Doggett, 2011, pp. 114, 118.
- ↑ Miles, 2001, pp. 364, 368.
- ↑ Norman, 2009, p. 637.
- ↑ Madinger & Easter, 2000, p. 35.
- ↑ Doggett, 2011, pp. 117, 119—120.
- ↑ Schaffner, 1978, p. 143.
- ↑ Woffinden, 1981, p. 40—41.
- ↑ Rodriguez, 2010, pp. 7—8.
- ↑ Madinger & Easter, 2000, p. 154.
- ↑ Spitz, 2005, pp. 853—854.
- ↑ Sutherland, 2003, p. 74.
- ↑ Picks of the Week (англ.) // Record World : журнал. — 1970. — 21 February. — P. 1.
- ↑ Cash Box Record Reviews (англ.) // Cashbox : журнал. — 1970. — 21 February. — P. 16.
- ↑ Shaar Murray, Charles. John Lennon: Shaved Fish (англ.) // New Musical Express : журнал. — 1975. — 1 November. — P. 24. Архивировано 6 сентября 2015 года. (для просмотра требуется подписка).
- ↑ Sutherland, 2003, p. 126.
- ↑ Christgau, Robert Consumer Guide: John Lennon (англ.). Дата обращения: 6 ноября 2022. Архивировано 2 декабря 2013 года.
- ↑ Lawrence, 2005, p. 6.
- ↑ Woffinden, 1981, p. 32.
- ↑ Wiener, 1991, p. 113.
- ↑ Rolling Stone lists (англ.). Дата обращения: 6 ноября 2022. Архивировано 14 июля 2021 года.
- ↑ NME Originals: Beatles – The Solo Years 1970–1980 (англ.) // New Musical Express / Hunt, Chris. — L.: IPC Ignite!, 2005. — P. 19.
- ↑ Melis, Matt List 'Em Carefully: Top Ten Songs by Ex-Beatles (англ.) (недоступная ссылка). Consequence (8 апреля 2009). Дата обращения: 6 ноября 2022. Архивировано 28 июля 2016 года.
- ↑ John Lennon 'Instant Karma (We All Shine On)' (англ.) (недоступная ссылка). Acclaimed Music. Дата обращения: 6 ноября 2022. Архивировано 27 июля 2013 года.
- ↑ Womack, 2014, pp. 469—470.
- ↑ Madinger & Easter, 2000, pp. 79—80.
- ↑ Rodriguez, 2010, pp. 56—57.
- ↑ Doggett, 2011, p. 196.
- ↑ Rodriguez, 2010, p. 57.
- ↑ Madinger & Easter, 2000, pp. 79, 81.
- ↑ Spizer, 2005, pp. 110, 111.
- ↑ Womack, 2014, p. 470.
- ↑ Madinger & Easter, 2000, pp. 580—582.
- ↑ Instant Karma: All-Time Greatest Hits (англ.). AllMusic. Дата обращения: 7 ноября 2022. Архивировано 7 ноября 2022 года.
- ↑ Erlewine, Stephen Thomas Working Class Hero: The Definitive Lennon Review (англ.). AllMusic. Дата обращения: 6 ноября 2022. Архивировано 6 ноября 2022 года.
- ↑ Diver, Mike John Lennon Power to the People: The Hits Review (англ.). BBC. Дата обращения: 6 ноября 2022. Архивировано 6 ноября 2022 года.
- ↑ Madinger & Easter, 2000, pp. 34, 147.
- ↑ Erlewine, Stephen Thomas Working Class Hero: A Tribute to John Lennon Review (англ.). AllMusic. Дата обращения: 6 ноября 2022. Архивировано 15 октября 2022 года.
- ↑ Boraman, Greg Paul Weller Fly On The Wall Review (англ.). BBC. Дата обращения: 6 ноября 2022. Архивировано 6 ноября 2022 года.
- ↑ Various Artists Make Some Noise: The Amnesty International Campaign to Save Darfur (англ.). AllMusic. Дата обращения: 6 ноября 2022. Архивировано 6 ноября 2022 года.
- ↑ Kretsch, Ron Spastic Ono Band: Redd Kross' Beatles/Yoko Freak-Out Did Not Amuse Beatlefest Attendees, 1988 (англ.). Dangerous Minds (17 мая 2017). Дата обращения: 6 ноября 2022. Архивировано 1 сентября 2018 года.
- ↑ Spahr, Wolfgang. Lennon Cover Marks Tokio Hotel's Year on Charts (англ.) // Billboard : журнал. — 2006. — 4 November. — P. 87.
- ↑ Erlewine, Stephen Thomas Various Artists Instant Karma: The Amnesty International Campaign to Save Darfur Review (англ.). AllMusic. Дата обращения: 6 ноября 2022. Архивировано 6 октября 2021 года.
- ↑ Woods, 2013, p. 115.
- ↑ Lennon covers appropriate choice for benefit (англ.). Pioneer Press (11 июня 2007). Дата обращения: 6 ноября 2022. Архивировано 11 сентября 2018 года.
- ↑ King, Underwood & Miller, 1988, pp. 125, 190.
- ↑ Southall & Perry, 2009, p. 305.
- ↑ Klein, 2010, p. 28.
- ↑ Dobbins, Amanda; Fennessey, Sean; Rya, Chris. The Everything David Fincher Ranking (англ.). The Ringer (25 сентября 2020). Дата обращения: 21 февраля 2023.
- ↑ White, Adam. Dickins' New Sony Label Takes Shape (англ.) // Billboard : журнал. — 1999. — 27 March. — P. 3, 104. Архивировано 6 ноября 2022 года.
- ↑ Summer 2009 Preview (англ.) // Billboard : журнал. — 2009. — 23 May. — P. 33. Архивировано 12 ноября 2022 года.
- ↑ Lennon — Instant Karma! (нем.). Austrian Charts. Дата обращения: 7 ноября 2022. Архивировано 7 ноября 2022 года.
- ↑ Lennon — Instant Karma! (нид.). Dutch Charts. Дата обращения: 7 ноября 2022. Архивировано 7 ноября 2022 года.
- ↑ Search by Song Title > Instant Karma (англ.). Irish Singles Chart. Дата обращения: 7 ноября 2022. Архивировано 10 июня 2011 года.
- ↑ ジョン・シングル1 (яп.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 ноября 2022. Архивировано 13 ноября 2013 года.
- ↑ NZ Listener chart statistics for Instant Karma (search by song title) (англ.). Flavour of New Zealand. Дата обращения: 7 ноября 2022. Архивировано 4 апреля 2016 года.
- ↑ Lennon — Instant Karma! (англ.). Norwegian Charts. Дата обращения: 7 ноября 2022. Архивировано 7 ноября 2022 года.
- ↑ Swedish Charts 1969–1972 / Kvällstoppen — Listresultaten vecka för vecka (швед.) p. 3. Дата обращения: 7 ноября 2022. Архивировано 20 февраля 2013 года.
- ↑ 154,0 154,1 154,2 John Lennon — Instant Karma! (нем.). Die Offizielle Schweizer Hitparade. Дата обращения: 7 ноября 2022. Архивировано 7 ноября 2022 года.
- ↑ John Lennon: Awards (англ.) (недоступная ссылка). AllMusic. Дата обращения: 7 ноября 2022. Архивировано 15 октября 2012 года.
- ↑ Cash Box Top 100 4/18/70 (англ.). Cashbox Archives. Дата обращения: 7 ноября 2022. Архивировано 17 февраля 2020 года.
- ↑ John Lennon: Instant Karma! (англ.). Offizielle Deutsche Charts. Дата обращения: 7 ноября 2022. Архивировано 7 ноября 2022 года.
- ↑ RPM's Top 100 of 1970 (англ.). Библиотека и Архив Канады. Дата обращения: 7 ноября 2022. Архивировано 28 августа 2017 года.
- ↑ Jaaroverzichten — Single 1970 (нид.). Single Top 100. Дата обращения: 7 ноября 2022. Архивировано 4 июля 2014 года.
- ↑ Top 100 Hits of 1970 / Top 100 Songs of 1970 (англ.). Дата обращения: 7 ноября 2022. Архивировано 28 июля 2018 года.
- ↑ The Cash Box Year-End Charts: 1970 (англ.). Cashbox Archives. Дата обращения: 7 ноября 2022. Архивировано 22 сентября 2012 года.
- ↑ American single certifications – Lennon, John – Instant Karma (англ.). Recording Industry Association of America. Дата обращения: 7 ноября 2022. If necessary, click Advanced, then click Format, then select Single, then click SEARCH.
Литература
- Blake, John. All You Needed Was Love: The Beatles After the Beatles. — Middlesex: Hamlyn Paperbacks, 1981. — 240 p. — ISBN 0-600-20466-9.
- Blaney, John. John Lennon: Listen to This Book. — Salt Lake City: Paper Jukerbox, 2005. — 350 p. — ISBN 978-0-9544528-1-0.
- Brown, Mick. Tearing Down the Wall of Sound: The Rise and Fall of Phil Spector. — N. Y.: Vintage, 2008. — 512 p. — ISBN 978-1-4000-7661-1.
- Browne, David. Fire and Rain: The Beatles, Simon and Garfunkel, James Taylor, CSNY, and the Bittersweet Story of 1970. — N. Y.: Da Capo Press, 2011. — 369 p. — ISBN 978-0-30682-072-4.
- Carr, Roy; Tyler, Tony. The Beatles: An Illustrated Record. — L.: Trewin Copplestone Publishing, 1978. — 128 p. — ISBN 978-0-30682-072-4.
- Castleman, Harry; Podrazik, Walter J. All Together Now: The First Complete Beatles Discography 1961—1975. — N. Y.: Ballantine Books, 1976. — 385 p. — ISBN 0-345-25680-8.
- Coleman, Ray. John Ono Lennon: Volume 2 1967–1980. — L.: Sidjwick & Jackson, 1984. — 334 p. — ISBN 978-0-283-99082-3.
- Doggett, Peter. You Never Give Me Your Money: The Beatles After the Breakup. — N. Y.: It Books, 2011. — 416 p. — ISBN 978-0-06-177418-8.
- Du Noyer, Paul. John Lennon: The Stories Behind Every Song 1970—1980. — L.: Carlton Books, 2010. — 192 p. — ISBN 978-1-84732-665-2.
- Edmondson, Jacqueline. John Lennon: A Biography. — ABC-CLIO, 2010. — 198 p. — ISBN 978-0-313-37938-3.
- Everett, Walter. The Beatles as Musicians: Revolver Through the Anthology. — N. Y.: Oxford University Press, 1999. — 416 p. — ISBN 0-19-512941-5.
- Frontani, Michael. The Solo Years // The Cambridge Companion to the Beatles / Kenneth, Womack. — N. Y.: Cambridge University Press, 2009. — 334 p. — ISBN 978-0-521-68976-2.
- Hertsgaard, Mark. A Day in the Life: The Music and Artistry of the Beatles. — L.: Pan Books, 1996. — 448 p. — ISBN 0-330-33891-9.
- King, Stephen; Underwood, Tim; Miller, Chuck. Bare Bones: Conversations on Terror with Stephen King. — N. Y.: McGraw-Hill, 1988. — 211 p. — ISBN 978-0-07065759-5.
- Klein, Bethany. As Heard on TV: Popular Music in Advertising. — Farnham, Surrey: Ashgate Publishing, 2010. — 178 p. — ISBN 978-1-4094-0764-5.
- Lawrence, Ken. John Lennon: In His Own Words. — Kansas City, MO: Andrews McMeel Publishing, 2005. — 160 p. — ISBN 978-0-7407-9312-7.
- Leng, Simon. While My Guitar Gently Weeps: The Music of George Harrison. — Milwaukee, WI: Hal Leonard, 2006. — 370 p. — ISBN 978-1-423-406099.
- Madinger, Chip; Easter, Mark. Eight Arms to Hold You: The Solo Beatles Compendium. — Chesterfield, MO: 44.1 Productions, 2000. — 720 p. — ISBN 0-615-11724-4.
- Miles, Barry. The Beatles Diary Volume 1: The Beatles Years. — L.: Omnibus Press, 2001. — 382 p. — ISBN 0-7119-8308-9.
- Norman, Philip. John Lennon: The Life. — N. Y.: HarperCollins, 2009. — 864 p. — ISBN 978-0-06-075402-0.
- Ribowsky, Mark. He's a Rebel: Phil Spector — Rock and Roll's Legendary Producer. — Cambridge, MA: Da Capo Press, 2006. — 339 p. — ISBN 978-0-306-81471-6.
- Rodriguez, Robert. Fab Four FAQ 2.0: The Beatles' Solo Years, 1970—1980. — Milwaukee, WI: Backbeat Books, 2010. — ISBN 978-1-4165-9093-4.
- Rodriguez, Robert. Solo in the 70s: John, Paul, George, Ringo: 1970—1980. — Downers Grove, IL: Parading Press, 2013. — 510 p. — ISBN 978-0-9892555-0-9.
- Rogan, Johnny. The Complete Guide to the Music of John Lennon. — L.: Omnibus Press, 1997. — 128 p. — ISBN 0-7119-5599-9.
- Schaffner, Nicholas. The Beatles Forever. — N. Y.: McGraw-Hill, 1978. — 224 p. — ISBN 0-7119-5599-9.
- Southall, Brian; Perry, Rupert. Northern Songs: The True Story of the Beatles Song Publishing Empire. — L.: Omnibus Press, 2009. — 352 p. — ISBN 978-0-85712-027-4.
- Spitz, Bob. The Beatles: The Biography. — N. Y.: Little, Brown, 2005. — 992 p. — ISBN 0-316-80352-9.
- Spizer, Bruce. The Beatles Solo on Apple Records. — New Orleans, LA: 498 Productions, 2005. — 358 p. — ISBN 0-9662649-5-9.
- NME Originals: Lennon / Sutherland, Steve. — L.: IPC Ignite!, 2003.
- Urish, Ben; Bielen, Kenneth G. The Words and Music of John Lennon. — Westport, CT: Praeger, 2007. — 208 p. — ISBN 978-0-275-99180-7.
- Wiener, Jon. Come Together: John Lennon in His Time. — Urbana, IL: University of Illinois Press, 1991. — 408 p. — ISBN 978-0-252-06131-8.
- Williams, Richard. Phil Spector: Out of His Head. — L.: Omnibus Press, 2003. — 226 p. — ISBN 978-0-7119-9864-3.
- Winn, John C. That Magic Feeling: The Beatles' Recorded Legacy, Volume Two, 1966—1970. — N. Y.: Three Rivers Press, 2003. — 416 p. — ISBN 978-0-307-45239-9.
- Woffinden, Bob. The Beatles Apart. — L.: Proteus, 1981. — 142 p. — ISBN 0-906071-89-5.
- Womack, Kenneth. The Beatles Encyclopedia: Everything Fab Four. — Santa Barbara, CA: ABC-CLIO, 2014. — 1116 p. — ISBN 978-0-313-39171-2.
- Woods, Robert H. Evangelical Christians and Popular Culture: Pop Goes the Gospel. — ABC-CLIO, 2013. — 979 p. — ISBN 978-0-313-38654-1.