Hawker Siddeley HS 748

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Hawker Siddeley HS 748
HS-748 авиакомпании Air NorthHS-748 авиакомпании Air North
Тип пассажирский самолёт
Производитель Avro Aircraft
Hawker Siddeley
Первый полёт 24 июня 1960 года
Статус эксплуатируется
Эксплуатанты Индия ВВС Индии (57)
Канада Air North (1)
Годы производства 19611988
Единиц произведено 380
Базовая модель Hawker Siddeley Andover
Варианты BAe ATP

Hawker Siddeley HS 748 (рус. Хоукер-Сиддли HS 748), был также известен как Avro 748 (рус. Авро 748) — британский ближнемагистральный турбовинтовой самолёт, разработанный компанией «Avro» в конце 1950-х годов для замены стареющего парка «Дугласов» DC-3. При его разработке компания сосредоточила свои силы на таких характеристиках, как, например, укороченный взлёт-посадка (STOL). Было построено 380 подобных самолётов.

Последующая разработка проекта 748 привела к появлению самолёта BAe ATP, нацеленного на конкуренцию с de Havilland Canada Dash 8, однако не оправдавшего возложенных надежд и выпускавшегося крайне плохо.

Разработка Avro 748 началась в 1958 году после небезызвестной записки Дункана Сэндиса 1957 года, прекратившей большую часть разработок пассажирских самолётов для нужд военных в Великобритании. Сообразно обстоятельствам компания Avro полностью переключилась и вновь вышла на гражданский рынок.

Vickers Viscount уже занял к тому времени основную часть рынка ближних авиаперевозок и Avro решила разрабатывать сравнительно небольшой лайнер для обслуживания местных авиалиний на замену стареющего DC-3. Впрочем, и здесь Avro была не одинока — Fokker F27 Friendship также разрабатывался с прицелом на замену DC-3, поэтому следующим решением Avro стало улучшение взлётно-посадочных характеристик самолёта, чтобы он мог эксплуатироваться на аэродромах с более короткой полосой.

HS 748

Avro 748 авиакомпании Aerolíneas Argentinas (Буэнос-Айрес, 1972 год)

С постройкой восемнадцати Avro 748 серии 1 для авиакомпании British Skyways Coach-Air (позднее Dan-Air) и Аргентинских авиалиний компания «Avro» потеряла свою индивидуальность внутри группы компаний «Hawker-Siddeley» и самолёт получил новое название HS 748.

Серия 2 начала производиться в 1961 году, её особенностью был увеличенный взлётный вес. Всего было выпущено 198 экземпляров, что стало рекордом для британских послевоенных самолётов

Более мощных самолётов серии 2А было выпущено ещё 71 экземпляр, серии 2B — 25 экземпляров.

Королевские ВВС Великобритании заказали специальную версию 748-го с поднятым хвостовым оперением для размещения задней загрузочной рампы и складывающегося трапа (как на самолёте Hawker Siddeley Andover C1).

Группа «Hawker-Siddeley» стала частью «British Aerospace» в середине 1970-х годов, а серия 2B тогда же стала основной в производстве.

HAL-748

Серии 1 и 2 самолёта Avro 748 производились по лицензии в Индии компанией «Hindustan Aeronautics» под индексом HAL-748. Всего HAL построила 89 самолётов — 72 ВВС Индии и 17 для авиакомпании Indian Airlines. Позднее по заказу ВВС Индии было построено ещё 20 самолётов серии 2М с увеличенным грузовым люком. Выпускались в самых разных исполнениях, включая самолёт радиолокационного обнаружения (ДРЛО, Airborne Early Warning) с характерным большим обтекателем РЛС.

ДРЛО

BAe/HS 748 AEW — самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и целеуказания, разработанный индийской фирмой HAL на базе пассажирского турбовинтового двухмоторного самолёта Хоукер Сиддли HS.748.

В разработке самолёта принимали участие британская фирма «British Aerospace» и израильская фирма «Elbit». Разработка самолёта ДРЛО началась в Индии отделением фирмы HAL «Kanpur Division» в 1985 году.

Антенна РЛС установлена во вращающемся обтекателе над верхней поверхностью фюзеляжа, так, что плоскость вращения антенны находится выше законцовки киля самолёта, что уменьшает переотражение сигнала. Техническую помощь в проектировании и постройке самолёта (в первую очередь, обтекателя антенны РЛС) индийцам оказывала германская фирма DASA.

Первый полёт, прототип с установленным обтекателем, но без РЛС, совершил в ноябре 1990 года. Опытный самолёт разбился 11 января 1999 года при выполнении захода на посадку на авиабазу ВМС Индии Араконами; 4 члена экипажа и 4 технических специалиста погибли. Предполагалось, что отработанная на самолёте РЛС будет установлена на Ил-76МД, однако после катастрофы прототипа программа разработки самолёта ДРЛО аннулирована.[1]

Другие версии самолёта

  • Другие версии модели 748 включают Coastguarder и Super 748. Coastguarder был военно-морским патрульным разведчиком.
  • Последние 748-е были построены под индексом Super 748s в 1987 году и оснащались двигателями фирмы Rolls-Royce «Dart».
  • Код самолёта по ICAO — A748.

Эксплуатанты

Гражданские

На август 2010 года в эксплуатации находятся 44 самолёта Avro 748 (все модификации).

Основные эксплуатанты[2]:

 Австралия
 Бангладеш
 Камерун

' Канада

 ДР Конго
 Коморы
 Гвинея
 Гондурас
 Индонезия
 Кения
 Непал
 ЮАР
 Шри-Ланка
 Швеция

Военные

 Аргентина
 Австралия
    • 723-я Эскадрилья ВМС Австралии
    • 851-я Эскадрилья ВМС Австралии
 Бельгия
 Бразилия
 Бруней
 Колумбия
 Эквадор
Индия Индия
 Непал
 Республика Корея
 Шри-Ланка
 Танзания
 Таиланд
 Великобритания
 Венесуэла
 Замбия

Лётно-технические характеристики

Технические характеристики

  • Экипаж: 3 человека (2 пилота + 1 стюард)
  • Пассажировместимость: 40-58 чел.
  • Длина: 20,42 м
  • Размах крыла: 31,23 м
  • Высота: 7,57 м
  • Площадь крыла: 77 м²
  • Масса пустого: 12327 кг
  • Максимальная взлётная масса: 21092 кг
  • Масса полезной нагрузки: 5136 кг
  • Двигатели: 2× турбовинтовых двигателя Роллс-Ройс «Дарт» RDa.7 Mk 536-2 по 1700 кВт каждый

Лётные характеристики

Аварии и катастрофы

По данным сайта Aviation Safety Network, по состоянию на 11 апреля 2020 года было потеряно 90 самолётов Hawker Siddeley HS-748. Самолёт пытались угнать 3 раза, при этом никто не погиб. Всего в происшествиях погибли 512 человек[3].

Дата Бортовой номер Место происшествия Жертвы Краткое описание
30.08.1962 Аргентина LV-HHB Аргентина Саладас 1/34 В полёте произошло отделение двери. Погиб бортпроводник, которого вытянуло наружу. Самолёт был отремонтирован, но потерпел катастрофу 14.04.1976.
21.03.1965 Великобритания G-ATAM Великобритания Лидс 0/44 Выкатился за пределы ВПП. Был отремонтирован и продолжил полёты.
25.03.1965 Великобритания G-ASPL Великобритания Лидс 0/45 Получил повреждения после жёсткой посадки. Был отремонтирован и продолжил полёты.
11.07.1965 Великобритания G-ARMV Великобритания Лимпн, Кент 0/52 Жёсткая посадка.
05.07.1967 Великобритания XS598 Великобритания Абингдон 0/н.д. Прерванный взлёт из-за неполадок с двигателями. Выкатился за пределы взлётной полосы.
20.07.1968 Венесуэла YV-C-AMY Венесуэла Матурин 4/7 Разбился сразу после взлёта из-за отказа двигателя.
15.07.1969 Аргентина LV-IEV Аргентина Баия-Бланка 0/39 Приземлился мимо ВПП во время тумана.
05.08.1969 Филиппины н.д. Филиппины Замбоанга 1/31 Один из пассажиров взорвал бомбу в туалете самолёта. Угонщик погиб, самолёт благополучно приземлился.
26.08.1969 Замбия AF-601 Замбия Лусака 3/4 Упал во время взлёта.
27.11.1969 Аргентина LV-HHI Аргентина Санта-Роса 0/28 Приземлился в 3 километрах от ВПП в поле и врезался в забор.
14.12.1969 Бразилия PP-VDQ Бразилия Уберландия 0/9 Приземлился в стороне от полосы.
04.02.1970 Аргентина LV-HGW Аргентина Парана 37/37 Разбился во время неблагоприятных погодных условий.
21.04.1970 Филиппины PI-C1022 Филиппины Кабанатуан 36/36 Взрыв на борту.
19.12.1970 Аргентина LV-HHH Аргентина Сармьенто 0/н.д. Обстоятельства неизвестны.
22.01.1971 Гана 9G-ABW Гана Котока 0/3 Аварийная посадка.
06.01.1972 Мексика XA-SEV Мексика Четумаль 23/23 Разбился в 40 километрах от аэропорта Четумаль.
04.03.1972 Бразилия PP-VDU Бразилия Порту-Алегри 0/н.д. Тренировочный полёт. Потерпел аварию при взлёте.
08.04.1972 Великобритания XS609 Италия Сиена 4/18 Разбился из-за отказа двигателя при взлёте.
28.11.1972 Филиппины PI-C1027 Филиппины Бислиг 0/28 Получил серьёзные повреждения при жёсткой посадке.
05.07.1973 Колумбия HK-1408 Колумбия Букараманга 3+0/44 Выкатился за пределы ВПП и врезался в дома. Погибли трое детей.
28.07.1973 Мексика XA-SAB Мексика Акапулько 0/3 Разбился при заходе на посадку в 1,5 километрах от аэропорта Акапулько.
09.01.1974 Колумбия FAC-1103 Колумбия Флоренсия 32/32 Врезался в гору.
03.02.1975 Филиппины RP-C1028 Филиппины Манила 33/33 Разбился сразу после взлёта из-за пожара в двигателе.
10.05.1975 Филиппины RP-C1029 Филиппины Манила 0/43 Совершил вынужденную посадку в рисовом поле. Пострадали 2 пассажира.
17.06.1975 Бразилия PP-VDN Бразилия Педру-Афонсу 3+1/15 Выкатился за пределы взлётной полосы и врезался в дом.
20.01.1976 Эквадор HC-AUE/683 Эквадор Лоха 34/42 Врезался в гору.
23.01.1976 Индонезия PK-IHD Индонезия Палу 0/32 Выкатился за пределы ВПП.
14.04.1976 Аргентина LV-HHB Аргентина Кутраль-Ко 34/34 Разрушился в воздухе из-за усталости металла.
09.02.1977 Индонезия PK-IHK Индонезия Южный Сулавеси 0/51 Жёсткая посадка.
18.10.1977 Филиппины PK-RHS Филиппины Манила 3+2/5 Испытательный полёт. Рухнул в жилом районе.
03.03.1978 Венесуэла YV-45C Венесуэла Пунта Мулатос 47/47 Упал в море.
07.09.1978 Флаг Шри-Ланки 4R-ACJ Флаг Шри-Ланки Коломбо 0/2 Взрыв на борту.
15.07.1979 Канада C-GPAA Канада Мусони 0/2 Пожар перед вылетом.
31.07.1979 Великобритания G-BEKF Великобритания Самборо 17/47 Упал в воду во время взлёта.
22.08.1979 Колумбия FAC-1101 Колумбия Богота 3+1/1 23-летний бывший сотрудник аэропорта угнал самолёт и разбился на нём во время взлёта. Самолёт рухнул на жилой дом.
27.04.1980 Таиланд HS-THB Таиланд Бангкок 44/53 Разбился во время посадки после попадания в грозовой фронт.
21.06.1980 Таиланд HS-THG Таиланд Чианграй 0/21 Выкатился за пределы взлётной полосы.
26.06.1981 Великобритания G-ASPL Великобритания Нейлстоун 3/3 Разрушился в воздухе.
29.12.1981 Канада C-GEPH Канада Сидни 0/18 Столкнулся со зданием аэровокзала во время руления.
11.07.1982 Филиппины RP-C1014 Филиппины Холо 1/30 Прерванный взлёт. Самолёт выкатился за пределы ВПП и врезался в стену и автомобили.
10.12.1982 Индонезия PK-IHI Индонезия Манадо 0/45 При посадке подломилась носовая стойка шасси. Самолёт выкатился за пределы ВПП.
16.04.1983 Либерия EL-AIH Судан Хартум 9+8/9 Во время набора высоты отказал двигатель. Разбился при попытке вернуться в аэропорт.
04.07.1983 Замбия 9J-ADM Замбия Касама 0/46 Прерванный взлёт. Самолёт выкатился за пределы взлётной полосы.
07.08.1983 Колумбия FAC-1104 Колумбия Пасто 0/21 Обстоятельства неизвестны.
11.10.1983 Соединённые Штаты Америки N748LL Соединённые Штаты Америки Пинквейвилл 10/10 Разбился из-за неправильных действий экипажа во время технической неисправности.
01.07.1985 Танзания JW9009 Танзания Мбея 4/н.д. Военный борт. Разбился во время взлёта.
28.04.1987 Таиланд HS-THI Таиланд Чианграй 0/43 Совершил посадку с невыпущенными шасси.
xx.05.1987 Танзания JW9008 Танзания Маньяра 0/н.д. Жёсткая посадка.
23.06.1987 Эквадор HC-BAZ Эквадор Лаго-Агрио 0/38+ Выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы.
26.06.1987 Филиппины RP-C1015 Филиппины Багио 50/50 Врезался в гору в плохих погодных условиях.
07.12.1987 Таиланд HS-THH Таиланд Удонтхани 0/н.д. Выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы.
15.09.1988 Канада C-GFFA Канада Чини 2/2 Разбился из-за технической неисправности.
03.12.1988 Канада C-GQSV Канада Васкаганиш 0/3 Жёсткая посадка.
04.01.1989 Индонезия PK-IHA Индонезия Банджармасин 0/52 Жёсткая посадка.
12.01.1989 Канада C-GDOV Соединённые Штаты Америки Дейтон 2/2 Разбился во время взлёта.
28.01.1989 Камерун TJ-CCF Камерун Яунде 3/47 Выкатился за пределы ВПП во время грозы.
25.01.1990 Индонезия PK-OBW Индонезия Ринджани 19/19 Врезался в гору в плохих метеоусловиях.
07.02.1991 Танзания JW9010 Танзания Дар-эс-Салам 0/2 Жёсткая посадка.
14.08.1991 Канада C-FKTL Канада Биг-Траут-Лейк 0/0 Сгорел во время разгрузки.
29.11.1991 Канада C-GGOO Канада Эстри 0/35 Прерванный взлёт из-за взорвавшегося двигателя.
09.01.1993 Индонезия PK-IHE Индонезия Сидоарджо 15/44 Во время взлёта загорелся двигатель. Упал в болото при попытке вернуться в аэропорт.
07.09.1993 Индонезия PK-OBV Индонезия Танахмерах 0/6 Приземлился раньше ВПП.
10.11.1993 Канада C-GQTH Канада Сэнди Лейк 7/7 Разбился из-за дезориентации пилотов, вызванной отключением некоторых приборов по неустановленной причине.
28—29.04.1995 Флаг Шри-Ланки 4R-HVB Флаг Шри-Ланки Джафна 45/45 Были сбиты.
Флаг Шри-Ланки 4R-HVA 52/52
09.08.1995 Индонезия PK-KHL Индонезия Западное Папуа 10/10 Врезался в гору.
25.04.1996 Непал 9N-ABR Непал Читван 0/31 Выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы.
11.07.1996 Индонезия PK-IHN Индонезия Амбон 0/48 Прерванный взлёт. Самолёт выкатился за пределы ВПП.
01.02.1997 Сенегал 6V-AEO Сенегал Тамбакунда 23/52 Разбился сразу после взлёта.
13.10.1997 Индонезия PK-IHO Индонезия Джокьякарта 0/10 Жёсткая посадка.
06.11.1997 Непал 9N-ACM Непал Покхара 0/48 Выкатился за пределы взлётнй полосы после отказа гидравлики.
09.02.1998 Бразилия 2509 Бразилия Навегантис 0/25 Выкатился за пределы ВПП.
31.03.1998 Великобритания G-OJEM Великобритания Лондон 0/44 Совершил жёсткую посадку и загорелся.
06.08.1998 Канада C-GTAD Канада Касабоника 0/4 Выкатился за пределы взлётной полосы.
03.12.1998 Канада C-FBNW Канада Икалуит 0/7 Не смог взлететь и выкатился за пределы ВПП.
14.02.1999 Сьерра-Леоне 9L-LBG Южный Судан Фокстрот 0/2 Выкатился за пределы взлётной полосы.
05.09.1999 Непал 9N-AEG Непал Катманду 15/15 Столкнулся с вышкой связи.
13.12.2001 Швеция SE-LEO Швеция Лидчёпинг 0/н.д. Пожар в двигателе.
16.04.2002 Южно-Африканская Республика ZS-OLE Южно-Африканская Республика Сан-Сити 0/47 Выкатился за пределы взлётной полосы после отказа гидравлики.
01.07.2002 Южно-Африканская Республика 3C-KKB Южно-Африканская Республика Джордж 3/3 Разбился в сложных метеоусловиях.
xx.03.2003 Южно-Африканская Республика 3C-KKB Южно-Африканская Республика Румбек 0/н.д. Потерпел аварию после отказа двигателя.
08.06.2004 Габон TR-LFW Габон Либревиль 19/30 Упал в воду после ряда возникших проблем.
22.11.2004 Таиланд L5-2/16 Таиланд Бангкок 0/н.д. Совершил жёсткую посадку.
xx.02.2005 Кения 9XR-AB Южный Судан Старый Фангак н.д./н.д. Списан после жёсткой посадки.
10.06.2005 Сьерра-Леоне 5Y-SFE Кения Локичогио 0/3 Совершил жёсткую посадку.
xx.06.2005 Демократическая Республика Конго 9Q-CVK Южный Судан Капоэта н.д./н.д. Разбился во время попытки вернуться в аэропорт после отказа двигателя.
17.03.2006 Кения 5Y-TCA Южный Судан Старый Фангак 0/н.д. Выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы.
xx.10.2006 Кения S2-ABE Южный Судан Аэродром Алек 0/5 Совершил жёсткую посадку.
20.12.2009 Сьерра-Леоне 5Y-YKM Южный Судан Тондж 1+0/41 Выкатился за пределы ВПП и сбил насмерть женщину, её ребёнок пропал без вести.
02.04.2012 Кения 5Y-BZR Южный Судан Доро 0/н.д. Совершил жёсткую посадку.
12.06.2012 Канада C-FTTW Канада Сэнди Лейк 0/2 Пожар на земле.
17.02.2014 Кения 5Y-HAJ Южный Судан Рубкона 1/4 Выполнял гуманитарную миссию. Совершил жёсткую посадку, врезался в машины и загорелся.
14.11.2014 Кения 5Y-BVQ Южный Судан Паньягор 2/3 При заходе на посадку врезался в здание.
10.11.2015 Организация Объединённых Наций TL-AEW Южный Судан Малакаль 0/4 Разбился вскоре после взлёта.

Примечания

  1. BAe/HS 748 AEW (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 декабря 2007. Архивировано 29 сентября 2018 года.
  2. Flight International, 21-27 октября 2007
  3. ASN Aviation Safety Database » Aircraft type index » HS-748. Дата обращения: 20 июля 2012. Архивировано 4 марта 2016 года.

Ссылки

  • Hawker Siddeley 748 Series 2 Operators’ reference drawing [1], [2]. // Flight International. — London: Iliffe Transport Publications Ltd, 26 November 1966. — No. 2907 — Vol. 86 — P. 903, 918. (подробное схематическое устройство самолёта)