HMS Faulknor (1934)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Фолкнор»
HMS Faulknor
HMS FaulknorHMS Faulknor
Служба
 Великобритания
Класс и тип судна Лидер эскадренных миноносцев типа F
Организация Королевский флот
Изготовитель Yarrow Shipbuilders
Строительство начато 31 июля 1933
Спущен на воду 12 июня 1934
Введён в эксплуатацию 24 мая 1935
Статус Продан на слом в январе 1946
Основные характеристики
Водоизмещение 1460 дл. т (фактически)
2144 дл. т полное
Длина 104,5 м
Ширина 10,3 м
Осадка 3,8 м
Двигатели три Адмиралтейских котла, две турбины Парсонса с зубчатой передачей
Мощность 38 000 л. с. (28,3 МВт)
Движитель 2 винта
Скорость хода 36 узлов (67 км/ч) проектная
36,527 узла на испытаниях
Дальность плавания 6350 миль на 15 узлах
Экипаж 175 человек
Вооружение
Артиллерия 5 × 1 — 120-мм
Зенитная артиллерия 2 × 4 — 12,7-мм пулемёта
4 × 1 — 7,7-мм пулемётов «Льюис»
1 × 1 — 7,7-мм пулемёт «Виккерс»
Противолодочное вооружение «Асдик», 20 глубинных бомб, два бомбомёта, бомбосбрасыватель
Минно-торпедное вооружение 2 × 4 — 533-мм ТА[1]

HMS Faulknor (H62) (Корабль Его Величества «Фолкнор») — британский лидер эскадренных миноносцев типа F. Построен для Королевского флота в 1935 году. До войны служил лидером 8-й флотилии эсминцев флота Метрополии. «Фолкнор» 14 сентября 1939 года потопил U 39, которая стала первой немецкой подводной лодкой, погибшей во Второй мировой войне.

Конструкция

Лидер программы 1932 года повторял проект «Эксмута» без каких-либо изменений. Заказ на постройку был выдан фирме Ярроу в ноябре 1932 года. За счёт более высокой культуры производства «Фолкнор», в отличие от построенного на казенной верфи «Эксмута», превысил контрактную скорость на узел. Стандартное водоизмещение «Фолкнера» было меньше спецификационного на 44 т[2].

Архитектурный облик

Архитектурный облик повторял «Эксмут» без каких-либо изменений.

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка

Три Адмиралтейских котла. Три турбины (турбины высокого и низкого давления, турбина крейсерского хода) и редуктор составляли турбозубчатый агрегат. Размещение ГЭУ — линейное. Котлы размещались в изолированных отсеках, турбины — в общем машинном отделении, при этом были отделены от турбин водонепроницаемой переборкой.

Рабочее давление пара — 21 кгс/см² (20,3 атм.), температура — 327 °C[2].

Дальность плавания и скорость хода

Проектная мощность составляла 38 000 л. с., что должно было обеспечить скорость хода (при полной нагрузке) в 32 узла[3]. Максимальная проектная скорость 36[3] узлов.

На мерной миле «Фолкнор» превысил контрактную скорость на узел.

Запас топлива хранился в топливных танках, вмещавших 471[1] дл. т (490 т[4]) мазута, что обеспечивало дальность плавания 6350 миль 15-узловым ходом[1][4] или 1500 миль полным ходом[2].

Вооружение

На лидер установили пять 120-мм орудий Mark IX* с длиной ствола 45 калибров на установках CP XVII. Максимальный угол возвышения 40°, снижения 10°. Масса снаряда 22,7 кг, начальная скорость 807 м/с. Орудия обладали скорострельностью 10 — 12 выстрелов в минуту. Система управления артогнём состояла из трёхметровый дальномер MS.20 и ПУАО — «директор для эсминцев» (DCT) Mk.I[2].

Зенитное вооружение

Зенитное вооружение составляли пара счетверённых 12,7-мм пулемёта, Vickers .50[2].

Торпедное вооружение

Торпедное вооружение включало в себя два 533-мм четырёхтрубных торпедных аппарата Q.R.Mk.VIII[2].

Противолодочное вооружение

Противолодочное вооружение состояло из гидролокатора, бомбосбрасывателя, двух бомбомётов, двадцати глубинных бомб[2].

Модернизации

В январе 1941 года с корабля сняли кормовой торпедный аппарат, на его месте установили 76-мм зенитное орудие, уменьшили высоту грот-мачты и переместили радиоантенну. Также с эсминца была демонтирована оптическая система управления огнём, вместо неё установили антенну радиолокационной станции типа 286. Радиоэлектронное вооружение дополнил радиопеленгатор HF/DF. В январе 1943 года демонтировали орудие «X», на его место перенесли 76-мм зенитное орудие, а кормовой торпедный аппарат вернули на своё место. Малокалиберную зенитную артиллерию усилили 6 20-мм автоматами «Эрликон». Заменили радиолокационную станцию тип 286 на более современную тип 291. В начале 1945 года с «Faulknor» было демонтировано 3 орудие («Q» в середине корпуса), вместо него установили счетверённый 40-мм «Пом-пом». Находившиеся на крыльях мостика 20-мм автоматы заменили 20-мм спаренными установками[5].

Служба

В июле 1940 «Фолкнор» приняли участие в нападении на французский флот в Мерс-эль-Кебир, а затем сопровождал конвои с войсками и запасами к острову Мальта[5].

С конце 1941 года во флота Метрополии. С января по март охранял арктические конвоев. В 1943 году участвовал в высадке десанта на Сицилию. В сентябре 1943 года был в числе кораблей, принявших капитуляцию итальянского флота. Участвовал в высадке у Салерно. В октябре-ноябре принимал участие в неудачной операции у Додеканезских островов (Эгейское море). В начале 1944 года вернулся в Британию и в июне участвовал в операции «Оверлорд». До конца войны находился в водах Метрополии. Выведен из состава флота в 1946 году[5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Conway's, 1922—1946. — P. 39.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Грановский, 1997, с. 18.
  3. 3,0 3,1 Ivanhoe, 1993, p. 61.
  4. 4,0 4,1 Рубанов, 2004, с. 40.
  5. 5,0 5,1 5,2 Mason, Geoffrey B. HMS Faulknor, destroyer. Service Histories of Royal Navy Warships in World War II (2010). Дата обращения: 5 февраля 2011. Архивировано 29 августа 2013 года.

Использованная литература и источники

  • О. А. Рубанов. Эскадренные миноносцы Англии во второй мировой войне. — СПб., 2004. — 72 с. — (БОЕВЫЕ КОРАБЛИ МИРА).
  • Грановский Е., Дашьян А., Морозов М. Британские эсминцы в бою. Часть 2 / под ред. М. Э. Морозова. — М.: ЧеРо, 1997. — 48 с илл. с. — (Ретроспектива войны на море). — 1000 экз. — ISBN 5-88711-052-X.
  • Дашьян А. В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Великобритании. Часть 2. — М.: Моделист-Конструктор, 2003. — (Морская Коллекция № 5).
  • Conway's All The Worlds Fighting Ships, 1922—1946 / Gray, Randal (ed.). — London: Conway Maritime Press, 1980. — 456 p. — ISBN 0-85177-1467.
  • John English. Amazon to Ivanhoe: British Standard Destroyers of the 1930s. — Kendal, England: World Ship Society, 1993. — 144 p. — ISBN 0-905617-64-9.

Ссылки