HMS Activity (D94)
HMS «Активити» | |
---|---|
Служба | |
Великобритания | |
Класс и тип судна | эскортный авианосец |
Изготовитель | Caledon Shipbuilding & Engineering Company |
Строительство начато | 1 февраля 1940 |
Спущен на воду | 30 мая 1942 |
Введён в эксплуатацию | 1 января 1943 |
Выведен из состава флота | 25 марта 1946 |
Статус | переоборудован в торговое судно |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 14 480 тонн |
Длина | 156,29 м |
Ширина | 20,27 м |
Осадка | 7,6 м |
Двигатели | 2 × дизельных двигателя |
Мощность | 12 000 л.с. |
Скорость хода | 18 узлов |
Вооружение | |
Артиллерия | 2 × 102-мм корабельных пушки QF 4 inch Mk XVI |
Зенитная артиллерия | 20 × 20-мм пушек «Эрликон» |
Авиационная группа | 10 самолётов |
HMS «Activity» (D94) — эскортный авианосец Королевского военно-морского флота Соединённого Королевства во время Второй мировой войны, переоборудованный из недостроенного рефрижератора «Telemachus». В начале своей службы действовал как учебный авианосец, с 1944 года участвовал в проводке морских конвоев в Северной Африке, Арктике и Атлантике. Начиная с 1945 года использовался в качестве транспортного корабля, его главной целью была перевозка самолётов и личного состава в Индию и Шри-Ланку. После войны был продан в состав торгового флота компании «Glen Line», получил новое наименование — MV «Breconshire»; был списан в 1967 году.
История создания
Успешная переделка германского сухогруза «Ганновер» в эскортный авианосец «Одесити» повлекла за собой конверсию ещё пяти торговых судов на британских верфях. Первым из них стал «Активити»[1].
HMS «Активити» был построен на верфи «Каледон Шипбилдинг энд Инжиниринг компани»[англ.] в Данди. Заложен 1 февраля 1940 года, в качестве скоростного рефрижераторного грузового судна «Telemachus» по заказу компании Альфред Холт Лайн[англ.][2]. В феврале 1941 года корабль был реквизирован Министерством военного транспорта[англ.] и переименован в «Empire Activity». В январе 1942 года он был реквизирован уже Адмиралтейством, так как его сочли подходящим для переоборудования в эскортный авианосец. Спущен на воду 30 мая 1942 года. К августу 1942 года основные работы были закончены. Корабль был введён в эксплуатацию 29 сентября 1942 года под названием «Активити» и получил номер вымпела D94. Первым командиром был назначен кэптен Гай Уиллоуби (Guy Willoughby)[3].
Конструкция
«Активити» стал полезным приобретением Королевского флота, хотя его конструкция была и менее удачна, чем построенные в США эскортные авианосцы, которые вскоре вошли в строй[1].
По сравнению с эскортными авианосцами типа «Эвенджер» американской постройки с короткой и широкой, обшитой деревом полетной палубой 125 × 23,8 м, у «Активити» была более узкая и длинная стальная, размерами 149,4 × 20,1 м. На британском авианосце отсутствовала катапульта и был только один подъёмник грузоподъёмностью 4,5 тонны, расположенный в кормовой части полетной палубы. Он обслуживал короткий ангар размерами 87 × 59 × 21 фут. Небольшая надстройка-остров располагалась по правому борту. За ней в корме находились всего четыре троса аэрофинишёра, один страховочный трос и единственный аварийный барьер для защиты припаркованных в носу самолётов. Это было вдвое меньше, чем на американских авианосцах[3].
Запас авиабензина составлял 91 тысячу литров. Для сохранения остойчивости авианосец нёс 1600 тонн балласта, подводную часть корпуса более тщательно разделили на отсеки. Некоторые боевые посты защитили тонкой противоосколочной бронёй[4]. Из-за маленького самолётоподъёмника в состав размещавшейся на «Активити» смешанной противолодочной эскадрильи входили только 10 самолётов двух типов: «Суордфишей» и «Уайлдкэтов». Более крупные американские самолёты или любые самолёты без складывающихся крыльев просто не помещались на самолётоподъёмнике размером всего 12,8 × 7,3 метра[3][5]. Как и на всех британских переделках, у «Активити» было два вала, что давало ему лучшую маневренность, чем у одновальных американских авианосцев[3]. Они приводились во вращение двумя дизелями Burmeister & Wain суммарной мощностью 12 тысяч л. с. Это обеспечивало кораблю максимальную скорость в 18 узлов. Дальность плавания составляла 4500 миль при скорости 18 узлов[5].
Служба
Королевский военно-морской флот
С начала перестройки в мае 1942 года и до её завершения в августе того же года, «Активити» находился в шотландской деревне Ламлаш[англ.]. Затем авианосец отправился в Росайт, где в период с 9 по 14 октября на него установили специализированное оборудование. Приступив к службе 1 января 1943 года, «Активити» до октября 1943 года действовал в качестве учебного авианосца и использовался для отработки взлётов и посадок пилотами 838-й[англ.], 768-й[англ.], 819-й и 835-й[англ.] эскадрилий флота[3].
За это время произошло большое количество аварий, так например: 12 марта 1943 года. Лейтенант Э. Л. Рассел, пилотируя «Суордфиш» с бортовым номером V4311, пропустил все тросы аэрофинишёров (посадочные тросы), врезался в остров и перевалился через борт. Пилот был спасен сторожевым судном. 2 июня 1943 года «Мартлет» № AJ151 пилотируемый вторым лейтенантом Н. М. Саймоном, также пропустил все аэрофинишёры и с носа корабля упал в море, пилот был спасён[3].
Кампания 1944 года
После этого «Активити» принимал участие в проводке торговых конвоев в Северной Атлантике. 12 января 1944 года на «Активити» вновь поступили самолёты 819-й эскадрильи ВВС флота[англ.] всего 10 самолётов включая 3 торпедоносца «Суордфиш» и 7 истребителей «Уайлдкэт». Корабль начал обязанности по эскортированию 29 января в составе второй эскортной группы[англ.], куда помимо «Активити» входили шлюпы Starling, Kite, Magpie, Wild goose и Woodpecker, группой командовал капитан Уолкер. Затем «Активити» совместно с эскортным авианосцем HMS Найрана, а также эсминцем HMS «Icarus», фрегатом HMS «St Catherines» и корветом HMS «Fennel», осуществлял эскортирование конвоя OS-66 и обратного конвоя KMS-40. После проводки этих конвоев, перед авианосцами «Активити» и «Найрана» была поставлена задача: прикрыть конвои: ONS-28, вышедший 28 января из Ливерпуля в Галифакс, и ON-222, вышедший 30 января из Галифакса в Нью-Йорк. 6 февраля «Суордфиш» № LS376, второго лейтенанта А. Х. Джонсона, врезался в защитный барьер. Самолёт не подлежал ремонту и был разобран на запчасти, а его фюзеляж сбросили в море[3].
Следующей миссией «Активити» стала задача по защите конвоев SL-147 и KMS-38, которые следовали маршрутом из Фритауна в Ливерпуль и обратно. В конце февраля «Уайлдкэт» № FN234, управляемый лейтенантом Дж. Дж. Ларджем, перелетел через левый борт при посадке в плохую погоду в Бискайском заливе. Лейтенант Лардж был благополучно спасён. 5 — 6 марта два авианосца «Активити» и «Найрана» обеспечили воздушное прикрытие конвою KMS-043G во время его перехода в Гибралтар. В последующем эти два авианосца участвовали в проводке конвоя MKF-29. Единственным происшествием стала потеря «Суордфиша» № NE972 12 марта, причиной чего послужило то, что при взлёте самолёта осталась не убранной правая колодка. В результате этого самолёт свернул в сторону надстройки, а затем упал за борт. Пилоту лейтенанту Каббону удалось спастись[3].
По прибытии на базу Клайд 15 марта «Активити» был выведен из состава второй эскортной группы и переведён в Флот Метрополии, для несения службы в Арктике. Авианосец, с базировавшейся на нём 819-й эскадрильей морской авиации, вошёл в состав эскорта конвоя JW 58, направляющегося в Мурманск. В этом походе авианосец работал в паре с эскортным авианосцем «Трэкер», с борта которого действовала 846-эскадрилья морской авиации, в которую входили 12 «Эвенджеров» и 7 «Уайлдкэтов».
Конвой вышел 26 марта из Лох-Ю, 29 марта к конвою присоединились авианосцы[3][6][7]. Первое столкновение с противником произошло 30 марта, когда два «Уайлдкэта» 819-й эскадрильи № FN122 ('P') лейтенанта Дж. Дж. Ларджа и № FN135 ('З) второго лейтенанта Р. К. Юу сбили Ju-88 D-1 W.Nr.430563 «4N+CK» из 1/Aufkl.Gr.22 разведывательной эскадры Люфтваффе в районе с координатами 67°00′ с. ш. 03°09′ з. д.HGЯO[3][6]. На следующий день «Уайлдкеты» №JV522 ('R') и №JV391 ('S') 819-й эскадрильи уничтожили два Fw.200, первый из них (Fw.200C-3 W.Nr.062 «F8+BL» обер-лейтенанта Вальтера Кломпа) упал в районе 69°29′ с. ш. 00°27′ з. д.HGЯO, а второй (Fw.200C-8 W.Nr.224 «F8+OL» унтер-офицера Альфреда Гёбеля) упал в районе 70°20′ с. ш. 01°30′ з. д.HGЯO. Счёт пилотов 846 эскадрильи тоже пополнился — в этот же день был сбит Fw-200C-6 (W.Nr.220 «F8+GL» обер-лейтенанта Альфреда Вейера)[6][3]. Вечером 1 апреля радары кораблей охранения засекли одиночную воздушную цель, появившуюся в 30-40 км от конвоя. Это был Bv.138С-1 (W.Nr.311043 из 3-й эскадрильи SAGr.130, вылетевший с базы гидросамолётов Биллефьорде)[6]. С авианосца «Активити» на его перехват были подняты два «Уайлдкэта», но один из них во время взлёта рухнул в море — у «Уайлдкэта» № FN122 ('P'), на взлёте отказал двигатель, пилот лейтенант В. Г. Боулз был спасён[3]. Тогда в воздух был отправлен ещё один самолёт. Вскоре истребители догнали и сбили летающую лодку[6]. На следующий день — 2 апреля очередной победой лётчиков флота Его Величества снова стал «Юнкерс», который, как говорилось в их донесении, «после 45-минутного боя рухнул в море, охваченный пламенем». Вероятно, это был Ju.88D-1 (W.Nr.430822 «4N+LH» из 1./Aufkl.Gr.22), который в тот день во время разведывательного полёта над Норвежским морем пропал без вести вместе со своим экипажем из четырёх человек[6]. Первая подводная лодка противника бала обнаружена 3 апреля. Когда лейтенант С. Бриллиант, второй лейтенант Х. Чедвик и старшина Дж. Перри, летевшие на «Суордфише» № LS373 (‘C’), попали под огонь с U-288. К ним на помощь пришли ближайшие «Эвенджер» № FN869 («4G») и «Уайлдкэт» № JV512 из 846-й эскадрильи «Трэкера». Самолёты провели комбинированную атаку с применением глубинных бомб и неуправляемых ракет, после чего U-288 затонула в Баренцевом море, к юго-востоку от острова Медвежий (73°44′ с. ш. 13°04′ в. д.HGЯO). За эту победу С. Бриллиант и Х. Чедвик были награждены Крестом «За Выдающиеся Заслуги», а Дж. Перри получил Медаль «За выдающиеся заслуги»[3].
Всего же за период проводки конвоя, с 26 марта по 4 апреля, лётчики авианосцев заявили о шести сбитых немецких самолётах-разведчиках. При этом в результате аварий были потеряны два «Уайлдкэта»[6]. Также Самолёты с «Активити», совместно с самолётами авианосца «Трэкер» потопили U-355 и повредили U-362, U-673[англ.] и U-990[англ.][7][3][6]. Все суда конвоя JW-58 4 апреля пришли в Мурманск. За время проводки конвоя ни один корабль не был потоплен, в том числе и крейсер USS Milwaukee, который был передан в состав ВМФ СССР в счёт раздела капитулировавшего итальянского флота[7][6][3].
Обратный конвой RA-58 покинул Мурманск 7 апреля и 14 апреля без происшествий прибыл в Лох-Ю. HMS «Активити» покинул конвой 12 апреля и направился в Скапа-Флоу. За время эскортирования конвоев JW-58/RA-58 самолёты «Активити» в общей сложности налетали 67 лётных часов[3][7].
819-я эскадрилья покинула «Активити» 13 апреля когда «Суордфиши» и личный состав эскадрильи были высажены на королевской военно-морской авиабазе Хатстон. Однако 5 «Уайлдкэтов» из 819-й эскадрильи вошли в новую авиационную группу авианосца, которая также включала в себя 2 «Уайлдкэта» из 816-й эскадрильи и 3 «Суордфиша» из 836-й эскадрильи. Вся эта смешанная авиагруппа получила название 833-й эскадрилья морской авиации[3].
19 апреля «Активити» вместе с крейсером HMS «Diadem», авианосцем HMS «Fencer», и ещё 14 английскими эсминцами и 4 канадскими фрегатами, присоединились к флоту метрополии, для перехода в Кольский залив. Этот переход получил название: операция «EZ». Корабли должны были доставить советский военно-морской персонал из Мурманска на корабли, передаваемые Советскому флоту по ленд-лизу. Все военные корабли прибыли в Кольский залив 24 апреля, боевых столкновений с противником за время проведения операции «EZ» не было. Были потеряны два «Суордфиша»: первый 22 апреля сломал свой гак, пытаясь приземлиться после патрулирования. Другой упал в море 24 числа, когда пилоты обнаружили, что гак неисправен. Экипажи обоих самолётов были спасены[3][7].
«Активити» и эскортный авианосец «Fencer» в составе конвоя RA-59 отплыли назад 28 апреля. Обратный переход был насыщен событиями: 1 мая «Суордфиш» LS280 атаковал подводную лодку, а «Уайлдкэты» FN135 и JV332 атаковали и сбили немецкий разведывательный самолёт Bv.138 на позиции 72°20′ с. ш. 09°13′ в. д.HGЯO. На следующий день «Суордфиш» LS160, атаковал вторую подводную лодку. 4 мая «Активити» вместе с эсминцами «Marne», «Matchless», «Meteor», «Milne» and «Musketeer» отделились от конвоя и отправились на базу Клайд. В ходе этого боевого похода пилотам авианосцев удалось потопить глубинными бомбами подводные лодки U-277, U-674[англ.] и U-959[англ.][8][3].
С 6 мая по 11 мая 1944 года «Активити» провёл на верфи на Клайде находясь в текущем ремонте. 18 мая на «Активити» был назначен новый капитан, которым стал C. Wauchope. После этого авианосец был направлен на патрулирование в Бискайский залив, в компании с «Трэкером» и «Виндексом»[англ.]. Авианосцы должны были обеспечивать воздушное прикрытие и проводить противолодочные патрули, чтобы предотвратить вмешательство подводных лодок в подготовку к предстоящему вторжению в Нормандию (Операция «Нептун»). Для выполнения этой задачи они действовали совместно с самолётами 19-й группы Берегового командования ВВС США[3].
Затем с 22 мая по 10 июня эскадра сопровождала конвои OS-78 / KMS-52, SL-158 / MKS-49 и SL-159/ MKS-50. 1 июня произошла авария: при посадке «Уайлдкэт» № JV345 его правое шасси выкатилось за борт корабля[3]. 10 июня «Активити» прибыл на базу Клайд для пополнения запасов топлива, продовольствия и боеприпасов. 16 июня 1944 года произошла жёсткая посадка «Уайлдкэт» № JV401[3], самолёт застрял в сетях правого борта[3].
Следующим заданием для «Активити» стала проводка конвоев SL-162/ MK-53 с 20 июня по 11 июля, после чего авианосец вернулся на базу Клайд. За этот период произошло 3 аварии:
- 2 июля 1944 года. «Уайлдкэт» № JV444 выкатился за борт[3].
- 4 июля 1944 года. «Уайлдкэт» № JV522 выкатился за борт[3].
- 7 июля 1944 года. «Суордфиш» № LS452 выкатился за борт[3].
В последующем с 18 июля по 7 сентября «Активити» сопровождал свои последние конвои KMF-33/MKF-33, OS-86/KMS-60, S-167/ MKS-58. За этот время 3 самолёта были потеряны в результате неудачных посадок, сначала «Уайлдкэты» JV433 и JV533, а затем «Суордфиш» LS280[3].
На этом его деятельность в качестве эскортного авианосца была закончена, в последующем авианосец эксплуатировался только в качестве транспортного корабля[3].
Транспортное судно
10 сентября на борт «Активити» погрузили «Эвенджеры» и личный состав 854-й эскадрильи, авианосец должен был доставить эту эскадрилью на Дальний Восток, 7 октября корабль достиг Кочина, где он выгрузил 854-ю эскадрилью, а затем отправился в Тринкомали для высадки там пассажиров. Всю следующую неделю корабль готовился к обратному рейсу в Великобританию. В начале ноября «Активити» взял на борт пассажиров из Тринкомали и Кочина, в том числе личный состав 810-й и 815-й эскадрилий. Лишь 30 ноября корабль достиг Великобритании[3].
После этого корабль был передан Ост-Индскому флоту для несения службы в качестве авиатранспорта, также он получил новый номер вымпела R301[3].
29 января 1945 года, с грузом запасных частей для самолётов, «Активити» отплыл с конвоем KM-39, прибыв в Коломбо 20 февраля, затем по пути ему было поручено доставить запасные части самолётов в Сидней[3].
Находясь в Индийском океане по пути в Австралию, он участвовал в спасении группы выживших с судна «Питер Сильвестр»[англ.] (американского транспортного корабля типа «Либерти»), которое было потоплено немецкой подводной лодкой U-862 во вторник 6 февраля 1945 года в 22:15 в районе 03°19′ ю. ш. 99°37′ в. д.HGЯO, в 700 км от Фримантла. «Питер Сильвестр» стал последним судном союзников, потопленным противником в Индийском океане. 28 февраля, через двадцать два дня и в 580 милях от места затопления, 20 выживших были взяты на борт[3].
В 12 часов 10 минут в среду 28 февраля 1945 года вахтенный офицер (лейтенант Л. П. Синклер) сообщил об обнаружении объекта на расстоянии около 8 миль от «Активити». Курс был изменён, а объект был опознан как спасательная шлюпка с красными парусами. И вскоре 20 офицеров и матросов с американского корабля «Питер Сильвестр» были взяты на борт. В 13:08 спасательная шлюпка была сброшена и потоплена корабельной артиллерией, и корабль вернулся на первоначальный курс 132°[3].
Уцелевшие были высажены на берег во Фримантле 3 марта, а «Активити» продолжил путь в Сидней. После доставки своего груза «Активити» отплыл из Сиднея 24 марта в Коломбо, перевозя пассажиров. Из Коломбо он отправилась в Кочин за вторым грузом (Корсарами), который был загружен 20 апреля[3].
26 мая капитан Уошоп умер в результате болезни, и командование принял командир Э. Дж. Р. Нортон (старший офицер корабля)[3].
После окончания военных действий 15 августа 1945 года внимание было обращено на повторную оккупацию бывших британских территорий, удерживаемых японскими войсками. «Активити» вышел из Коломбо 1 сентября для участия в операции «Tiderace»[англ.], которая заключалась в повторном захвате Сингапура[3].
«Активити» вошёл в гавань Сингапура 6 сентября, неся с собой припасы и персонал портовой партии, который должен был работать на доках[3].
После разгрузки «Активити» началась погрузка на корабль бывших военнопленных, которые были достаточно здоровы, чтобы совершить путешествие на Цейлон, и он отплыл в Тринкомали 15 числа. Вернувшись на Цейлон, корабль получил приказ отплыть в Великобританию. После высадки пассажиров из Сингапура экипаж корабля приготовился к отплытию в Великобританию[3].
HMS «Активити» прибыл обратно в Клайд 20 октября 1945 года и был выведен с действующей службы. Сразу же начались работы по подготовке к отправке в резервный флот. 30 января 1946 года он был переведён в резервный статус категории В. А 25 марта 1946 года был продан компании «Glen Line» для переоборудования в торговое судно[3][9].
Торговый Флот
«Активити» был переоборудован в торговое судно и переименован в «Бреконшир», вступив в строй в сентябре 1947 года. Это был второй корабль «Глен лайн», получивший название «Бреконшир». Он перевозил грузы по маршруту Великобритания — Китай и Япония — Великобритания с заходами в порты Йокогамы, Гонконга, Шанхая, Сингапура и Пенанга. «Бреконшир» оставался в строю до апреля 1967 года, отплыв из Кобе в Михару на слом 24 апреля 1967 года[9][3].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Konstam, 2019, p. 12.
- ↑ HMS «Activity» aircraft carrier profile. Aircraft Carrier Database of the Fleet Air Arm Archive 1939-1945 (англ.) (недоступная ссылка). web.archive.org (3 марта 2016). Дата обращения: 23 июня 2020. Архивировано 3 марта 2016 года.
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 3,15 3,16 3,17 3,18 3,19 3,20 3,21 3,22 3,23 3,24 3,25 3,26 3,27 3,28 3,29 3,30 3,31 3,32 3,33 3,34 3,35 3,36 3,37 3,38 3,39 A History of H.M.S. ACTIVITY (англ.). www.royalnavyresearcharchive.org.uk. The Royal Navy Research Archive. Дата обращения: 31 июля 2020.
- ↑ Авианосцы. Эскортный авианосец "Activity" — 1 единица . wunderwafe.ru. Дата обращения: 7 июля 2020. Архивировано 30 декабря 2019 года.
- ↑ 5,0 5,1 Konstam, 2019, p. 14.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 6,8 Дёгтев, Зефиров, Баженов, 2009.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 (Шофилд 2003, С. 246—248)
- ↑ (Шофилд 2003, С. 249—250)
- ↑ 9,0 9,1 GLEN LINE FLEET (англ.) (недоступная ссылка). Red Duster. Дата обращения: 23 ноября 2008. Архивировано 3 марта 2016 года.
Литература
- Дёгтев Д. М.; Зефиров М. В.; Баженов Н. Н. Конвои 1944 г. // Тени над Заполярьем. Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев. — М.: АСТ, 2009. — 414 с. — («Неизвестные войны»). — ISBN 9785170560110.
- Шофилд Б. Б. Арктические конвои: Северные морские сражения во второй мировой войне / Редактор: Шенгелая Ю. И., Переводчик: Игоревский Л. А.. — М.: Центрполиграф, 2003. — 283 с. — ISBN 5952406726.
- Angus Konstam. British Escort Carriers 1941–45 (англ.). — Osprey Publishing, 2019. — 48 p. — (New Vanguard). — ISBN 978-1472836250.