Fokker F28 Fellowship
Fokker F28 Fellowship | |
---|---|
Тип | пассажирский самолёт |
Разработчик | Fokker |
Производитель | Fokker |
Первый полёт | 9 мая 1967 года[1] |
Начало эксплуатации | 28 марта 1969 года (Braathens) |
Статус | эксплуатируется |
Эксплуатанты | Fly-SAX (1) |
Годы производства | 1967 — 1987 |
Единиц произведено | 241 |
Fokker F28 Fellowship — нидерландский ближнемагистральный авиалайнер. Совместная разработка нескольких европейских авиапроизводителей. Серийно выпускался с 1967 по 1987 годы в нескольких модификациях. Построен 241 самолёт.
Разработка самолёта
В разработке самолёта, начатой в 1962 году, приняло участие несколько ведущих европейских производителей авиатехники: Fokker, MBB (ФРГ), Fokker-VFW (ФРГ), и Short Brothers (Великобритания). Правительственное финансирование распределялось следующим образом: правительство Нидерландов владело 50 % от доли компании Fokker, а правительство ФРГ — 60 % от общих 35 % вклада Германии в проект.
Ближнемагистральный авиалайнер был спроектирован для перевозки 60-65 человек на дальность до 1650 км. Изначально планировалась установка британских ТРДД Bristol Siddeley BS.75, затем было решено устанавливать более лёгкие двигатели Rolls-Royce «Spey Junior», упрощённый вариант ТРДД Rolls-Royce Spey.
Новый самолет F28 по своей компоновке во многом был подобен лайнерам BAC 1-11 и DC-9. В конструкции использовалось Т-образное хвостовое оперение, элероны, смещённые к законцовкам крыла небольшой стреловидности, упрощенные закрылки. В хвостовой части самолёта находился регулируемый двухстворчатый аэродинамический тормоз.
Распределение разработки и производства частей самолёта по участникам проекта было следующим: Fokker — носовая и центральная секции фюзеляжа и внутренняя часть крыла; MBB/Fokker-VFW — передняя, задняя и хвостовая часть фюзеляжа; Shorts — внешняя часть крыла.
Окончательная сборка Fokker F28 производилась на предприятии рядом с аэропортом Амстердама (Schiphol Airport).
Модификации
Прототип F28-1000 совершил первый полёт 9 мая 1967 года. Самолёт получил сертификацию в ФРГ в феврале 1969 года. Начало регулярной эксплуатации самолёта — 28 марта 1969 года, авиакомпания Braathens. Грузовая модификация этой машины обозначалась F28-1000С.
К 1971 году была разработана новая модификация самолёта — F28-2000 с удлинённым фюзеляжем и пассажировместимостью до 79 человек (против 65 в F28-1000).
Позже была разработана модификация F28-3000 — с укороченным фюзеляжем от серии 1000, упрочнённой конструкцией и большей дальностью. Главным эксплуатантом этой серии была авиакомпания Garuda Indonesia.
Наибольшим коммерческим успехом пользовалась модификация F28-4000. Самолёты этой серии начали регулярно эксплуатироваться с октября 1976 г. авиакомпанией Linjeflyg. Самолет отличался удлинённым фюзеляжем и пассажировместимостью до 85 человек. Был увеличен размах крыльев, изменена конструкция фюзеляжа и кабины, установлены менее шумные двигатели Spey 555-15H.
Модификация F28-6000, сертифицированная в конце 1975 года, отличалась удлинённым фюзеляжем, взятым от моделей 2000/4000, увеличенным размахом крыльев и установкой предкрылков.
Всего, к завершению производства самолёта в 1987 году, была выпущена 241 машина.
К настоящему времени большая часть машин этого типа уже списаны.
Лётно-технические характеристики (F28-4000)
- Экипаж: 2-3
- Пассажировместимость: до 85
- Длина: 29.6 м
- Размах крыльев: 25.1 м
- Высота: 8.5 м
- Площадь крыла: 79.0 м²
- Вес (пустой): 17 640 кг
- Максимальный взлетный вес: 33110 кг
- Силовая установка: 2х ТРДД Rolls-Royce RB183 Spey Mk555
- Крейсерская скорость: 843 км/ч
- Дальность: до 1850 км
- Практический потолок: 10 700 м
Аварии и катастрофы
По состоянию на 10 января 2020 года в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 45 самолётов Fokker F-28 Fellowship[2]. Fokker F-28 Fellowship пытались угнать 3 раза, при этом никто не погиб. Всего в этих происшествиях погибли 775 человек[3].
Дата | Бортовой номер | Место происшествия | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
19.09.1972 | PH-FPT | Порт-Харкорт | 0/н.д. | Выкатился за пределы взлётной полосы и получил серьёзные повреждения. Списан. |
23.12.1972 | LN-SUY | Аскер | 40/45 | При заходе в посадку врезался в гору из-за ошибок экипажа. |
28.12.1972 | EC-BVC | Бильбао | 0/4 | Совершил жёсткую посадку в плохую погоду, выкатился за пределы ВПП и разломился на три части. |
01.01.1974 | I-TIDE | Турин | 38/38 | Рухнул на землю в 2 километрах от ВПП при посадке в тумане. |
26.01.1974 | TC-JAO | Измир | 66/73 | Разбился после взлёта из-за обледенения крыльев. |
30.01.1975 | TC-JAP | Стамбул | 42/42 | Упал в воду при заходе на посадку. |
09.04.1975 | I-TIDA | Бергамо | 0/31 | Потерпел аварию при взлёте. |
24.09.1975 | PK-GVC | Палембанг | 1+25/61 | Разбился во время посадки в сложных погодных условиях. |
15.11.1975 | LV-LOB | Конкордия | 0/60 | При посадке задел деревья. |
01.03.1978 | 5N-ANA | Кано | 2+16/16 | Столкнулся в воздухе с Миг-21 ВВС Нигерии. |
06.03.1979 | PK-GVP | Проболинго | 4/4 | Врезался в гору. |
11.07.1979 | PK-GVE | Сибаяк | 61/61 | При посадке врезался в гору. |
23.12.1979 | TC-JAT | Анкара | 41/45 | Врезался в склон холма при посадке. |
11.05.1981 | 9G-ACA | Аккра | 0/2 | Совершил жёсткую посадку. |
06.10.1981 | PH-CHI | Мурдейк | 17/17 | Разрушился в воздухе после попадания в смерч. |
20.03.1982 | PK-GVK | Таджункаранг | 27/27 | Во время посадки в дождь жёстко сел на поле в 700 метрах от ВПП. |
02.06.1983 | PK-GFV | Бандар-Лампунг | 3/61 | Не смог взлететь и выкатился за пределы ВПП. |
28.11.1983 | 5N-ANF | Энугу | 53/72 | Разбился при заходе на посадку. |
28.03.1985 | FAC-1140 | Флоренсия | 46/46 | Врезался в гору в тумане. |
25.10.1988 | OB-R-1020 | Хульяка | 12/69 | Разбился сразу после взлёта. |
10.03.1989 | C-FONF | Драйден | 24/69 | Рухнул в лес вскоре после взлёта из-за обледенения крыльев. |
16.08.1989 | TC-51 | Сан-Карлос-де-Барилоче | 0/65 | Потерпел аварию при взлёте. |
06.10.1989 | н.д. | Бангкок | 0/85 | Захвачен двумя студентами. После освобождения были обнаружены два взрывных устройства. Самолёт повреждений не получил. |
25.11.1989 | HL7285 | Сеул | 0/48 | Не смог взлететь из-за обледенения, выкатился за пределы ВПП и загорелся. |
30.12.1989 | TU-TIK | Ман | 0/70 | Выкатился за пределы ВПП и разломился. Пострадали 40 человек. |
06.02.1990 | LV-MZD | Вилья-Хесель | 0/90 | Заходил на посадку с повышенной скоростью. Выкатился за пределы ВПП и загорелся. |
22.03.1992 | N485US | Нью-Йорк | 27/51 | Из-за обледенения крыльев во время взлёта рухнул в залив Флашинг. |
01.07.1993 | PK-GFU | Соронг | 41/43 | При посадке из-за ошибок экипажа левым крылом и шасси зацепил склон горы, разрушился и рухнул в воду. |
01.07.1994 | 5T-CLF | Тиджикжа | 80/93 | Жёстко сел на ВПП из-за сложных погодных условий. |
12.10.1994 | EP-PAV | Натанз | 66/66 | Отказ обоих двигателей из-за загрязнения авиатоплива. |
30.11.1994 | PK-GKU | Семаранг | 0/85 | Во время сильного дождя выкатился за пределы ВПП и разломился на 3 части. |
31.05.1995 | P2-ANB | Маданг | 0/39 | Совершил жёсткую посадку. |
07.10.1997 | TN-ACP | Браззавиль | 0/0 | Попал под обстрел на стоянке в аэропорту. |
16.11.1997 | P2-ANH | Лаэ | 0/45 | Выкатился за пределы ВПП. |
22.12.1997 | S2-ACJ | Силхет | 0/89 | Приземлился до ВПП в условиях тумана. |
15.05.1998 | PK-MGT | Кендари | 0/64 | Прерванный взлёт, выкатился за пределы ВПП. |
16.05.1998 | PK-VFY | Сингапур | 0/80 | Выкатился за пределы ВПП. |
18.07.2000 | EP-PAU | Ахваз | 0/88 | Совершил жёсткую посадку. |
09.01.2003 | OB-1396 | Чачапояс | 46/46 | Врезался в гору из-за ошибок экипажа. |
17.01.2003 | HC-BMD | Кито | 0/77 | Прерванный взлёт, выкатился за пределы ВПП и загорелся. |
11.08.2003 | PK-GFT | Джакарта | 0/24 | При посадке подломилась стойка шасси. |
07.12.2003 | 5Y-NNN | Локичоджио | 0/27 | Выкатился за пределы ВПП. |
08.10.2004 | S2-ACH | Силхет | 0/83 | Выкатился за пределы ВПП. |
07.04.2005 | HC-CDA | Кока | 0/65 | Выкатился за пределы ВПП. |
22.09.2008 | HC-CDT | Кито | 0/66 | Выкатился за пределы ВПП. |
06.06.2009 | XY-ADW | Ситуэ | 0/68 | Выкатился за пределы ВПП. Пострадали 3 человека. |
Примечания
- ↑ Знаменательные даты в истории виацииАвиация и космонавтика. — М., 2017. — № 5. — С. 56. — ISSN 1682-7759. //
- ↑ Harro Ranter. Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > Type index > ASN Aviation Safety Database results . aviation-safety.net. Дата обращения: 16 марта 2019. Архивировано 17 июля 2019 года.
- ↑ Harro Ranter. Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > Aircraft type index > Fokker F-28 > Fokker F-28 Statistics . aviation-safety.net. Дата обращения: 16 марта 2019. Архивировано 13 февраля 2019 года.
Источники
- Fokker F.28 Fellowship (англ.). — лётно-технические характеристики. Дата обращения: 22 августа 2011. Архивировано 12 мая 2012 года.
- Fokker F.28 Fellowship (англ.). Дата обращения: 22 августа 2011. Архивировано 12 мая 2012 года.
Литература
- Беляев В. В. ФОККЕР F28-1000 «ФЭЛЛОУШИП», ФОККЕР F28-4000 «ФЭЛЛОУШИП» // Пассажирские самолёты мира. — М.: АСПОЛ; Аргус, 1997. — С. 42—45. — 336 с. — ISBN 5-85549-167-6.
Ссылки
- Fokker F-28 Fellowship Operators’ reference drawing [1] Архивная копия от 8 августа 2017 на Wayback Machine, [2] Архивная копия от 16 апреля 2017 на Wayback Machine. // Flight International. — London: Iliffe Transport Publications Ltd, 26 November 1966. — No. 2907 — Vol. 86 — P. 903, 917. (подробное схематическое устройство самолёта)
- F.28 Fellowship (недоступная ссылка). — описание самолета. Дата обращения: 22 августа 2011. Архивировано 14 мая 2012 года.
Для улучшения этой статьи желательно: |