Farman F.220
F.220 / F.221 / F.222 NC.223 / F.224 | |
---|---|
Тип | тяжелый бомбардировщик |
Разработчик | Farman Aviation Works |
Производитель | Farman (Бийянкур, Туссус-ле-Нобле) |
Главный конструктор | Марсель Рока |
Первый полёт | 26 мая 1932 (F.220.01) |
Начало эксплуатации | 1936 |
Конец эксплуатации | 1944 |
Статус | снят с эксплуатации |
Эксплуатанты |
Armée de l'Air ВМС Франции |
Годы производства | 1935 - 1938 |
Единиц произведено | 70 |
Фарман F.220 (фр. Farman F.220) — французский тяжелый бомбардировщик и военно-транспортный самолёт Второй мировой войны. Самолёт разработан в конструкторском бюро фирмы «Фарман» под руководством М.Рока. Серийно производился на заводах «Фарман» в Бийянкуре и Туссус-ле-Нобле с 1935 по 1938 год. После проведенной в 1936 году национализации авиационной промышленности предприятия вошли в состав государственного объединения SNCAC, а F.220 получил название NC.223. Всего изготовлено 70 самолётов.
На вооружение ВВС Франции самолёт поступил в 1936 году. В боевых действиях бомбардировщики применялись во время Битвы за Францию. Использование F.220 окончательно прекратилось к 1944 году.
Применение
С началом войны 3 °F.223.4 были реквизированы у компании Air France включены в состав эскадрильи E5 ВВС флота.
Вторая мировая война
Битва за Францию
К моменту начала немецкого наступления в мае 1940 года, в частях ВВС имелся 31 самолёт Farman F.222, из них 24 в метрополии:
- G.B.I / 15 (Реймс-Курси): 11 °F.222
- G.B.II / 15 (Реймс-Курси): 9 °F.222
- 43e G.A.M. (Тиес, Сенегал): 3 °F.222
- E.B.2 / 41 (Тонг, Сонтай, Тонкин): 4 °F.221
- G.I.A.I / 601 (Авиньон-Пюжо): 4 °F.224
- 3 °F.223.4 включены в Авиатранспортную группу.
Модификации
- Farman F.220
-
- Farman F.220.01 — прототип с двигателями Hispano-Suiza 12Lbr (построен 1)
- Farman F.220B — почтовый самолёт (переделан из F.220)
- Farman F.220-0 — серийная модификация F.220B (построено 4)
- Farman F.221
- закрытые стрелковые точки, двигатели Gnome-Rhône 14Kdrs, (построено 10 и 1 прототип F.221.01).
- Farman F.222
- основная серийная модель
- Farman F.222.1 — убирающееся шасси, складывающиеся башни, двигатели Gnome-Rhône 14Kirs (построено 11)
- Farman F.222.01 прототип, переделанный из F.221.01
- Farman F.222.2 — F.222.1 с укороченным носом и ликвидированной передней стрелковой точкой, двигатели Gnome-Rhône 14N-11, (построено 24).
- Farman F.2220 — прототип авиалайнера для компании Air France Ville de Dakar, двигатели Hispano-Suiza 12Xgrs, (построен 1).
- Farman F.223
- изменённое хвостовое оперение, звездообразные 1100-сильные (820 kW) Hispano-Suiza 14AA-08 / Hispano-Suiza 14AA-09 engines
- S.N.C.A.C. NC.223.1 — прототип, достроен как почтовый самолёт Laurent Guerrero (1)
- S.N.C.A.C. NC.223.01 — прототип бомбардировщика с Hispano-Suiza 12Xirs (1 экземпляр)
- S.N.C.A.C. NC.223.2 — проект бомбардировщика с Gnome et Rhône 14N, не выпускался
- S.N.C.A.C. NC.223.3 — бомбардировщик с 910-сильными Hispano-Suiza 12Y-29 (построено 8)
- S.N.C.A.C. NC.223.4 — почтовый самолёт (построено 3: Camille Flammarion (F-AQJM), Jules Verne, и Le Verrier)
- S.N.C.A.C. NC-2230 — почтовый самолёт с двигателями Hispano-Suiza 12Xirs, 1 экземпляр;
- S.N.C.A.C. NC-2233 — бомбардировщик с Hispano-Suiza 12Y-29, (построено 15).
- S.N.C.A.C. NC-2234 — 3 авиалайнера для Air France, двигатели Hispano-Suiza 12Y-37.
- Farman F.224
- 40-местный авиалайнер с двигателями Gnome-Rhône 14N-01[1]предлагался Air France, но не принят (построено 6)[2]
- Farman F.224TT — военно-транспортный вариант F.224 для ВВС.
Тактико-технические характеристики
Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации F.222.2:
Источник данных: "Уголок неба"
- Технические характеристики
- Экипаж: 5 человек
- Длина: 21,45 м
- Размах крыла: 36,0 м
- Высота: 5,2 м
- Площадь крыла: 186,0 м²
- Масса пустого: 10 800 кг
- Максимальная взлётная масса: 18 700 кг
- Силовая установка: 4 × воздушных Gnome-Rhône 14N
- Мощность двигателей: 4 × 950 л.с.
(4 × 708 кВт)
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 360 км/ч
- Крейсерская скорость: 325 км/ч
- Практическая дальность: 2 200 км
- Практический потолок: 8 000 м
- Скороподъёмность: 7,8 м/с
- Вооружение
- Стрелково-пушечное: 3 × 7,5 мм пулемёта MAC 1934 в носовой, верхнефюзеляжной и полуубирающейся подфюзеляжной огневых точках
- Боевая нагрузка: до 3900 кг бомб
Операторы
- Air France
- Военно-воздушные силы Франции
- Авиация ВМС Франции
- ВВС Виши
- ВВС «Свободной Франции»
Аварии и катастрофы
- 27 ноября 1940 года почтовый Farman NC.223.4 (Le Verrier F-AROA) компании Air France во время перелёта Марсель-Мариньян — Бейрут-Дамаск радировал о нескольких попаданиях в него близ мыса Спартивенто и вскоре упал в воды Средиземного моря, погибли все 5 членов экипажа, включая пилотов Анри Гийоме[англ.] и Марселя Рейне[фр.] и обоих пассажиров: новоназначенного комиссара правительства Виши в Леванте Жана Кьяппа[англ.] и его помощника[3][4]
- 19 января 1941 года около полудня, Farman F.222 ВВС Франции, следовавший по маршруту Марсель-Тунис-Бейрут, по неизвестным причинам произвёл вынужденную посадку в 10 километрах от аэродрома Бейрут, все 4 члена экипажа были ранены, самолёт повреждён и позже списан[5].
Самолёт в массовой культуре
В сувенирной и игровой индустрии
Фирма Azur Air выпускает сборные модели Farman F.220 в масштабе 1:72 модификаций 223.1 (Chef pilote Laurent Guerrero F-APUZ), 223.3 (FL-AFM) и 223.4 (J.Verne, Le Verrier)[6].
В компьютерных играх
F.222.2 и N.C.223.3 введены в War Thunder вместе с французской веткой бомбардировщиков вместе с патчем 1.73 «Vive la France» (1 ноября 2017 года).
Аналоги
Примечания
- ↑ Parmentier, Bruno Aviafrance Farman 224 (фр.) ?. France: Aviafrance.com (10 января 1999). Дата обращения: 27 сентября 2011. Архивировано 10 октября 2012 года.
- ↑ «Flying Club Car Is Channel Ferry De Luxe» Popular Mechanics, May 1937 . Дата обращения: 9 декабря 2019. Архивировано 24 июня 2014 года.
- ↑ CRASH OF A FARMAN NC.223 INTO THE MEDITERRANEAN SEA: 6 KILLED . Дата обращения: 10 декабря 2019. Архивировано 10 декабря 2019 года.
- ↑ aviation-safety.net . Дата обращения: 10 декабря 2019. Архивировано 23 декабря 2021 года.
- ↑ CRASH OF A FARMAN F.222 IN BEYROUTH . Дата обращения: 10 декабря 2019. Архивировано 10 декабря 2019 года.
- ↑ plasticmodels.com.ua . Дата обращения: 10 декабря 2019. Архивировано 10 декабря 2019 года.
Источники
- Bill Gunston, Bombardieri della seconda guerra mondiale, Milano, Gruppo Editoriale Fabbri, 1981.
- J.L. Liron, Les avions Farman, Paris, Éditions Larivère, 1984.
- Enzo Angelucci et Paolo Matricardi, Les avions, t. 3 : La Seconde Guerre mondiale — France, Allemagne, Angleterre, etc…, Elsevier Sequoia, coll. " Multiguide aviation ", 1978 (ISBN 2-8003-0387-5), p. 248.
- Roland de Narbonne, " Les quadrimoteurs Farman, des avions sans mode d’emploi «, Le Fana de l’Aviation, no 462, mai 2008, p. 18-29.
- GREEN, William. War Planes of the Second World War. New York: Doubleday & Company, 1968. 191 s. ISBN 0385057830.
- KETLEY, Barry. French Aces of WWII. Oxford: Osprey Publishing, 1999. 96 s. ISBN 1855328984. S. 45.
- PELLETIER, Alain. French Bombers of World War II. Carrollton, Texas: Squadron/Signal Publications, Inc., 2003. 52 s. ISBN 0897474589. Kapitola Farman F.220 BN5 Series, s. 18-21.
- SCHMID, Jaroslav. Letadla 1939-45: Stíhací a bombardovací letadla Francie a Polska. Plzeň: Nakladatelství * * * FRAUS, 2003. 127 s. ISBN 80-7238-284-5. Kapitola 12, s. 65-70.
- TAYLOR, Michael J. H. Jane’s Encyclopedia of Aviation. London: Studio Editions, 1989. 948 s. ISBN 0517691868. S. 379.
- World Aircraft Information Files. London: Bright Star Publishing S. File 894 Sheet 16.
Ссылки
- F.221/222 „Уголок неба“
- NC.223 „Уголок неба“
- F.222 на avionslegendaires.net
- » Les derniers avions Farman « (фр.)
- » Henri Laurent DAILLIÈRE (1901—1942) " (фр.)
- Авиация во второй мировой войне. Самолёты Франции. Часть 2 (2 стр.) ФАРМАН (ЦЕНТР) NC.223 (недоступная ссылка)
- Видео YouTube: Farman F.224, Marshal Philippe Petain reviews French airmen at an airfield in France. Farman F….HD Stock Footage