Экспериментальный рок

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Experimental rock»)
Экспериментальный рок
Модифицированные гитары мунландер и мудсвинджер Юрия ЛандманаМодифицированные гитары мунландер и мудсвинджер Юрия Ландмана
Направление Рок
Истоки Рок-музыка[1], авангардная музыка[2], экспериментальная музыка
Время и место возникновения 1960-е, США
Поджанры
Производные
Арт-рок[8], нео-психоделия[9]
См. также
Авангард-панк, авангард-метал, авангард-прог, экспериментальный поп, индустриальная музыка, мат-рок, постпанк, прогрессивный рок, психоделический рок

Эксперимента́льный рок (англ. Experimental rock или авангáрд-рок[10], англ. avant-rock) — поджанр рок-музыки[1], который раздвигает границы общей композиции и техники исполнения[11] либо экспериментирует с основными элементами жанра[12]. Исполнители стремятся к освобождению и инновациям, причем некоторые из отличительных черт жанра — это импровизационные выступления, влияние авангарда, «странная» инструментовка (присутствие нестандартных для рока инструментов), сложные тексты песен (или вообще их отсутствие), неортодоксальные структуры и ритмы, а также скрытый отказ от коммерческих стремлений[2].

С самого начала рок-музыка была экспериментальной, но только в конце 1960-х годов рок-исполнители начали создавать расширенные и сложные композиции с помощью достижений в области многодорожечной записи. В 1967 году этот жанр был столь же коммерчески жизнеспособен, как и поп-музыка, но к 1970 году большинство его ведущих исполнителей были «выведены из строя» в той или иной форме. В Германии поджанр краут-рок объединил элементы импровизации и психоделического рока с авангардными и современными классическими произведениями. Позднее, в 1970-х годах, значительное музыкальное скрещивание произошло в тандеме с развитием панка и нью-вейва, экспериментирования с DIY-эстетикой и электронной музыки. Фанк, джаз-рок и фьюжн-ритмы также стали интегрироваться в экспериментальную рок-музыку.

Первая волна экспериментальных рок-групп 1980-х годов имела мало прямых прецедентов для своего звучания. Позже в этом десятилетии авангардный рок преследовал психоделическую эстетику, которая отличалась от самосознания и бдительности более раннего пост-панка. В течение 1990-х годов свободное движение, известное как пост-рок, стало доминирующей формой экспериментального рока. С 2010-х годов термин «экспериментальный рок» стал широко использоваться, и многие современные рок-группы были классифицированы по таким префиксам, как «пост-», «краут-», «психоделический», «арт-», «прогрессивный», «авангардный» и «нойз-».

История

1960-е — 1970-е гг.

В конце 1960-х и начале 1970-х годов, как выразился Лу Рид, были те, кто пытался стать гораздо лучшими музыкантами или, во всяком случае, гораздо лучше играть на своих инструментах, и те, кто пытался забыть то немногое, что они уже знали. В последнем случае презумпция состояла в том, что технический навык становится на пути к значению либо заменяет его.

— Цитата из книги «Avant Rock» за авторством Билла Мартина (2002)[13]

Хотя экспериментирование всегда существовало в рок-музыке, только в конце 1960-х годов появились новые открытия, связанные с эстетическим пересечением с социальным[14]. В 1966 году границы между поп-музыкой и авангардом начали размываться, поскольку рок-альбомы были задуманы и исполнены как отдельные, расширенные выражения[15]. Рок-музыканты-самоучки в середине и конце 1960-х годов черпали вдохновение из произведений таких композиторов, как Джон Кейдж, Карлхайнц Штокхаузен и Лучано Берио. Академик Билл Мартин пишет: «в случае артистов-подражателей то, что получилось, почти всегда было просто производным, тогда как в случае рок-музыки результат мог быть вполне оригинальным, потому что ассимиляция, синтез и подражание — неотъемлемые части языка рока»[16].

The Beatles работают в студии вместе со своим продюсером Джорджем Мартином, 1965 год

Мартин говорит, что передовые технологии многодорожечной записи и микшерных пультов были более влиятельны для экспериментального рока, чем электронные инструменты, такие как синтезатор, что позволило The Beatles и The Beach Boys стать первой культурой неклассически подготовленных музыкантов, которые создают протяжённые и сложные композиций[17]. Опираясь на влияние Джорджа Мартина, продюсера The Beatles и Брайана Уилсона из The Beach Boys, музыкальные продюсеры после середины 1960-х годов начали рассматривать студию звукозаписи как инструмент, используемый для облегчения процесса сочинения[18][комм. 1]. Когда альбом Pet Sounds (1966 г.) группы The Beach Boys был выпущен и продержался в британских чартах в топ-10 четыре месяца, многие британские группы отреагировали на альбом как на более экспериментальный релиз с использованием методов звукозаписывающей студии[20][комм. 2].

Фрэнк Заппа и Капитан Бифхарт, сидящий слева, во время концерта 1975 года

В конце 1960-х годов такие группы, как The Mothers of Invention, The Velvet Underground, The Fugs, The Beatles и The Jimi Hendrix Experience, начали включать в свою работу элементы авангардной музыки, звукового коллажа и поэзии[23]. Историк Дэвид Симонелли пишет, что, в дополнение к композиции «Tomorrow Never Knows» группы The Beatles (Revolver, 1966), в феврале 1967 года был выпущен двойной сингл, объединяющий песни «Strawberry Fields Forever» и «Penny Lane», который «установил группу как самых авангардных рок-композиторов послевоенной эпохи»[24]. Помимо The Beatles, писатель Дойл Грин называет Фрэнка Заппу, группу The Velvet Underground, Plastic Ono Band, Капитана Бифхарта, Pink Floyd, The Soft Machine и Нико «пионерами авангардного рока»[25][комм. 3]. Кроме того, Бен Грэм из Quietus назвал дуэты Silver Apples и Suicide предшественниками авангардного рока[27].

По мнению Стюарта Розенберга, первой «примечательной» экспериментальной рок-группой стали The Mothers of Invention, возглавляемая композитором Фрэнком Заппой[1]. Дойл Грин признал дебютный альбом группы, Freak Out!, как ознаменование «появления авангард-рокового студийного альбома», в то время, как презентацию Уорхола для концертов The Velvet Underground переосмыслением параметров рок-концерта[28]. По словам автора Келли Фишер Лоу, Заппа «задал тон» экспериментальному року тем, как он включил «контртекстурные аспекты… обращающие внимание на саму записанность альбома»[29]. Это отразилось в современных экспериментальных рок-пластинках, например, Pet Sounds и Smile группы The Beach Boys, The Who Sell Out (1967 г.) и Tommy (1969 г.) группы The Who, а также Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band (1967 г.) группы The Beatles. The Velvet Underground были «новаторской группой в экспериментальном роке», по словам Розенберга, «ещё более отстающей от популярной культуры, чем ранние записи The Mothers of Invention»[30]. Группа играла экспериментальный рок в 1965 году, прежде чем появились другие значительные контркультурные рок-сцены[31], первопроходцы авангард-рока, благодаря их интегрированию минималистского рока и авангардных идей[32][комм. 4].

Альбом Sgt, Peppers… группы The Beatles вдохновил на новое рассмотрение экспериментального рока как на коммерчески жизнеспособную музыку[34]. Как только группа выпустила свой фильм «Волшебное таинственное путешествие» в декабре 1967 года, писатель Барри Фолк написал следующее: «поп-музыка и экспериментальный рок были [вкратце] синонимами, и The Beatles стояли на вершине прогрессивного движения в музыкальном капитализме»[35]. По мере развития прогрессивного рока, экспериментальный рок приобрёл известность наряду с таким жанром как арт-рок[1][комм. 5]. К 1970 году большинство музыкантов, находившихся на переднем краю экспериментального рока, сами себя «вывели из строя»[37]. С тех пор идеи и работы британского музыканта и бывшего члена группы Roxy Music Брайана Ино, который предложил, чтобы идеи из мира искусства, включая идеи экспериментальной музыки и авангарда, развёрнутые в контексте экспериментального рока, были ключевыми инновациями на протяжении всего десятилетия[38].

Краут-рок

В конце 1960-х и начале 1970-х годов немецкая «краут-рок» сцена (также называемая kosmische или elektronische musik) увидела, как разные группы развивают форму экспериментального рока[3][39], опирающаяся на рок-музыку как первоисточник, такие как The Velvet Underground и Фрэнк Заппа, а также более широкие влияния авангарда[23]. Такие группы, как Can, Faust, Neu!, Amon Düül II, Ash Ra Tempel, Kraftwerk, Tangerine Dream и Popol Vuh объединили элементы психоделического рока с электронной музыкой, фанковыми ритмами, джазовой импровизацией, авангардными и современными классическими композициями[39][40], а также новыми электронными инструментами[23]. Идеи минимализма и таких композиторов, как Штокхаузен, оказались особенно влиятельными[23]. Это направление частично родилось из студенческих движений 1968 года, поскольку немецкая молодёжь стремилась к уникальной контркультурной идентичности[39][23] и хотела развивать форму немецкой музыки, отличную от основной музыки того периода[3].

Конец 1970-х — наши дни

В конце 1970-х годов пост-панк-движение было задумано как разрыв с рок-традицией, исследование новых возможностей, охватывающих электронику, нойз, джаз и классический авангард, а также производственные методы с такими жанрами, как даб и диско[41]. В эту эпоху фанк, джаз-рок и фьюжн-ритмы стали интегрироваться в экспериментальную рок-музыку[42]. Некоторые группы, которые были отнесены к категории «пост-панк», считали себя частью экспериментальной рок-траектории, причём группа This Heat была одним из выдающихся исполнителей в данном стиле[43]. В конце 1970-х годов ноу-вейв-сцена состояла из нью-йоркских экспериментальных рок-групп, которые стремились порвать с нью-вейв, и которые, по словам редактора из Village Voice Стива Андерсона, преследовали грубый редукционизм, который бы «подрывал силу и мистику рок-авангарда, лишая его традиции „реагировать против“»[44]. Андерсон утверждает, что ноу-вейв-сцена представляла собой «последнее стилистически сплочённое авангард-рок-движение Нью-Йорка»[44].

Выступление группы Sonic Youth в Швеции, 2005 год

По словам музыкального электронного журнала Pitchfork, в начале 1980-х годов авангардный рок значительно развивался после панк-рока и нью-вейва, экспериментов с DIY-эстетикой, электронной музыки и скрещивания с музыкой прошлого десятилетия[45]. Доминик Леоне из Pitchfork утверждает, что первая волна экспериментальных рок-групп 1980-х годов, включающая таких исполнителей, как Material, The Work, This Heat, группа Орнетта Коулмана Prime Time, Джеймс «Blood» Алмер, Last Exit и Massacre, имела мало прямых прецедентов для их звучания[45]. Стив Редхэд отметил возрождение нью-йоркской авангардной рок-сцены, благодаря таких исполнителей, как Sonic Youth и Джон Зорн, в 1980-х годах[46]. По словам журналиста Дэвида Стаббса, «ни одна другая крупная рок-группа не сделала так много, чтобы попытаться преодолеть разрыв между роком и авангардом», как Sonic Youth, которые опирались на импровизацию и нойз, а также на The Velvet Underground[47].

В конце 1980-х годов авангардный рок преследовал «измотанную, психоделически окрашенную, „блаженную“» эстетику, которая отличалась от самосознания и бдительности более раннего пост-панка[48]. Британская шугейз-сцена рассматривалась некоторыми как продолжение традиции экспериментальной рок-музыки[49]. В Pitchfork описывали таких современных групп как My Bloody Valentine, Spacemen 3 и The Jesus and Mary Chain как «икон авангардного рока»[50]. По словам музыкальных критиков Пола Хегарти и Мартина Холливелла, некоторые авангардные рок-исполнители 1980-х и начала 1990-х годов, такие как британские музыканты Дэвид Сильвиан и группа Talk Talk, вернулись к идеям прогрессивного рока, который они называют «пост-прогрессивным»[51]. В течение 1990-х годов свободное движение, известное как пост-рок, стало доминирующей формой экспериментального рока[6]. В ответ на традиционную формулу рок-музыки, пост-рок-исполнители объединили стандартную рок-инструментовку с электроникой и влиянием таких стилей, как эмбиент, IDM, краут-рок, минимализм и джаз[6]. В 2015 году редактор из Quietus Брайан Брасси отметил неопределённость связанную с термином «экспериментальный рок», и что «похоже, что каждая рок-группа сегодня имеет какой-то префикс для обозначения своего направления, например „пост-“, „краут-“, „психоделический“ или „нойз-“»[52].

Комментарии

  1. В популярной музыке начала 1960-х годов для продюсеров, авторов песен и инженеров было обычным делом свободно экспериментировать с музыкальной формой, аранжировками, неестественной реверберацией и другими звуковыми эффектами. Некоторые из наиболее известных примеров — это производственная формула «стена звука» Фила Спектора и использование Джо Миком самодельной электроники для таких групп, как The Tornados[19].
  2. The Beach Boys, вслед за альбомом Pet Sounds, выпустили несколькими месяцами спустя сингл «Good Vibrations» (1966), который считается важной вехой в развитии рок-музыки[21], а также вместе с альбомом Revolver группы The Beatles, главным сторонником революционизации рок-музыки от живых концертных выступлений до студийных постановок, которые могли существовать только на записи[22].
  3. Писатель Барри Майлз так прокомментировал группу Pink Floyd: «они были первыми людьми, которых я когда-либо слышал, которые сочетали какой-то интеллектуальный эксперимент с рок-н-роллом». Фотограф Джон Хопкинс вспоминает: «группа не играла музыку, они играли звуки. Волны и стены звука, совершенно непохожие на все, что кто-либо в рок-н-ролле играл раньше. Это было похоже на людей в серьезной, непопулярной музыке»[26].
  4. По словам журнала Clash Music, дебютный альбом группы, выпущенный в марте 1967 года The Velvet Underground & Nico стал первой записью в стиле арт-рок[33].
  5. Билл Мартин считает, что «почти всё интересное и творческое в рок-музыке, что появилось примерно после 1970 года, так или иначе находится под влиянием прогрессивного рока»[36]. Особое влияние на рок-музыкантов оказали: улучшение музыкального мастерства, широкая эклектика, утопизм, романтизм и стремление к экспериментам[36].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Rosenberg, 2009, p. 179.
  2. 2,0 2,1 Experimental Rock. AllMusic. Дата обращения: 16 февраля 2016.
  3. 3,0 3,1 3,2 Savage, Jon Elektronische musik: a guide to krautrock. The Guardian. Дата обращения: 14 июня 2016.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Osborn, Brad. Understanding Through-Composition in Post-Rock, Math-Metal, and other Post-Millennial Rock Genres* (англ.) // Music Theory Online[англ.] : journal. — 2011. — October (vol. 17, no. 3).
  5. Lawrence, 2009, p. 344.
  6. 6,0 6,1 6,2 Post-Rock. AllMusic.
  7. The Editors of Encyclopædia Britannica. Post-rock. Encyclopædia Britannica.
  8. Pop/Rock » Art-Rock/Experimental » Prog-Rock. AllMusic.
  9. Morse, 2009, p. 144.
  10. EXPERIMENTAL ROCK (AVANT-ROCK). The Independent. Дата обращения: 16 февраля 2016.
  11. Bogdanov, 2001, p. 10.
  12. Martin, 1998, p. 93.
  13. Martin, 2015, p. 4.
  14. Martin, 2015, p. 3.
  15. Greene, 2016, p. 22.
  16. Martin, 2015, p. 5.
  17. Martin, 2015, p. 75.
  18. Edmondson, 2013, p. 890.
  19. Blake, 2009, p. 45.
  20. Gillett, 1984, p. 329.
  21. Stuessy, Lipscomb, 2009, p. 71.
  22. Ashby, 2004, p. 282.
  23. 23,0 23,1 23,2 23,3 23,4 Unterberger, p. 174.
  24. Simonelli, 2013, p. 106.
  25. Greene, 2016, p. 182.
  26. Schaffner, 1992, p. 10.
  27. Graham, Ben Repetition, Repetition, Repetition: Moon Duo Interview. The Quietus. Дата обращения: 17 сентября 2016.
  28. Greene, 2016, p. 23.
  29. Lowe, 2007, pp. 38, 219.
  30. Rosenberg, 2009, p. 180.
  31. John, Mike. Review of the Velvet Underground at Max's Kansas City, The New York Times (4 июля 1970). Дата обращения 19 сентября 2016.
  32. Greene, 2016, p. 143.
  33. Classic Albums: The Velvet Underground - The Velvet Underground & Nico (11 декабря 2009). Дата обращения 28 марта 2015.
  34. Smith, 2006, p. 35.
  35. Faulk, 2016, p. 73.
  36. 36,0 36,1 Martin, 2015, p. 69.
  37. Faulk, 2016, p. 63.
  38. Albiez, Sean. Brian Eno: Oblique Music. — Bloomsbury Publishing, 2016. — С. 168.
  39. 39,0 39,1 39,2 Sanford, John. Encyclopedia of Contemporary German Culture (англ.). — Routledge Press, 2013. — P. 353.
  40. Reynolds, Simon. Krautrock (англ.) // Melody Maker : magazine. — 1996. — July.
  41. Reynolds, 2005.
  42. Smith, 2006, p. 2.
  43. Stubbs, 2009, p. 86.
  44. 44,0 44,1 Foege, Alec. Confusion Is Next: The Sonic Youth Story. — Macmillan, 1994. — С. 68—9.
  45. 45,0 45,1 Leone, Dominique Massacre: Killing Time - Album Review. Pitchfork Media. Дата обращения: 17 сентября 2016.
  46. Redhead, Steve. The End of the Century Party: Youth and Pop Towards 2000 (англ.). — Manchester University Press, 1990. — P. 66.
  47. Stubbs, 2009, p. 91.
  48. Stubbs, 2009, p. 92.
  49. Rodgers, Jude. Diamond Gazers: Shoegaze, The Guardian (2007). Дата обращения 18 сентября 2016.
  50. Berman, Stuart The Horrors - Primary Colours. Pitchfork Media. Дата обращения: 17 сентября 2016.
  51. Hegarty, Halliwell, 2011, p. 225.
  52. Brussee, Bryan LIVE REPORT: GZA. The Quietus (8 июля 2015).

Литература

Ссылки