Келтик-рок

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Келтик-рок
Направление фолк-рок
Истоки рок-музыка
фолк-рок
электрик-фолк
кельтская музыка
Время и место возникновения 1970-е
кельтские регионы
Родственные
келтик-панк
келтик-метал
См. также
Категория:Группы келтик-рока
(аудио)
(аудио)
Образец келтик-рока.
noicon
Фрагмент песни «Whisky in the Jar» в исполнении группы Thin Lizzy.
Помощь по воспроизведению

Келтик-рок (англ. Celtic rock) — поджанр фолк-рока и форма келтик-фьюжна, включающая мелодии и инструменты кельтской музыки в контекст рок-музыки. Келтик-рок был чрезвычайно плодовитым течением 1970-х гг. и сыграл важную роль в популяризации кельтской культуры[1].

Ирландия

Уже к концу 1960-х сложилась сцена ирландского рока, самой успешной участницей которой была группа Thin Lizzy. Два первых альбома Lizzy содержали элементы ирландской народной музыки, а рок-версия ирландской народной песни «Whiskey in the Jar», выпущенная в 1972 году, стала первым хитом группы.[2] С этого момента группа направилась в сторону хард-рока, однако вернулась к келтик-року на более поздних работах, как, например, альбом Jailbreak (1976).

Термин «келтик-рок» впервые употребили в отношении ирландской группы Horslips, сформированной в 1970 году.[3] Horslips считают важным представителем ирландского рока, поскольку они были первой успешной группой не покидавшей своей страны и ставшей шаблоном для многих других групп, как, например, Moving Hearts.[4] Бывшая фолк-группа Clannad стала использовать электрические инструменты и нью-эйджевый саунд в начале 1980-х гг.[5]

Шотландия

В Шотландии на волне популярности электрик-фолка возникли группы JSD Band и Spencer’s Feat, последняя из которых впоследствии превратилась, возможно, в наиболее успешную группу жанра — Five Hand Reel.[6] Две из самых успешных групп 1980-х появились из сферы шотландских кейли-бэндов. Группа Runrig приступает к выпуску альбомов, начиная с коммерчески успешного дебютного альбома Play Gaelic (1978).[7] С 1980-х группа Capercaillie комбинирует шотландскую музыку, электрические инструменты и женский вокал, достигая значительного успеха.[8] В то время как великая хайлендская волынка стала важным элементом шотландского фолка, она гораздо реже встречается у исполнителей келтик-рока, однако была успешно интегрирована в звучание группы Wolfstone с 1989 года.[9] Альбом The Crossing (1983) группы Big Country славится тем, что звучание волынки на нём имитируется гитарным электронным смычком (en:EBow).

Бретань

Ведущий бретонский арфист Алан Стивелл с 1960-х гг. смешивает элементы фолк-музыки из различных кельтских регионов.[10] С 1972 года он переходит на келтик-рок. Один из участников его группы, Габриэль Якуб, в 1973 году формирует группу Malicorne, одну из самых успешных келтик-рок-групп Франции. Другой участник, Дэн Ар Браз, поиграв в составе Fairport Convention в 1976 году, формирует группу Heritage des Celts, пробившуюся во французский мейнстрим в 1990-х гг. Безусловно, самой известной и долгоживущей французской келтик-рок-группой является Tri Yann, сформированная ещё в 1971 году и до сих пор издающая новые альбомы.[11] C 1998 по 2006 существовала бретонская панк-рок группа Tri Bleiz Die.

Прочие регионы

К исполнителям келтик-рока из прочих регионов относятся:

См. также

Примечания

  1. J. S. Sawyers, Celtic Music: A Complete Guide (Da Capo Press, 2001), pp. 1-12.
  2. A. Byrne, Thin Lizzy (SAF Publishing Ltd, 2006).
  3. J. Cleary, Outrageous Fortune: Capital and Culture in Modern Ireland, (Field Day Publications, 2007), pp. 272-3.
  4. J. S. Sawyers, Celtic Music: A Complete Guide (Da Capo Press, 2001), p. 267.
  5. M. Scanlan, Culture and Customs of Ireland (Greenwood, 2006), pp. 169—170.
  6. C. Larkin, The Guinness Encyclopedia of Popular Music (Guinness, 1992), p. 869.
  7. J. S. Sawyers, Celtic Music: A Complete Guide (Da Capo Press, 2001), p. 366.
  8. B. Sweers, Electric Folk: The Changing Face of English Traditional Music (Oxford University Press, 2005), p. 259.
  9. ’Wolfstone — Honest endeavour’ Living Tradition, 43 (May/June 2001), http://www.folkmusic.net/htmfiles/inart622.htm Архивная копия от 22 февраля 2012 на Wayback Machine, retrieved 22/01/09.
  10. M. McDonald, «’We are Not French!’: Language, Culture, and Identity in Brittany» (Routledge, 1989), p. 145.
  11. J. T. Koch, "Celtic Culture: A Historical Encyclopedia, " (ABC-CLIO, 2006), p. 280.

Литература

  • Colin Harper. Irish Folk, Trad and Blues: A Secret History (2005) covers Horslips, The Pogues, Planxty and others.
  • Tony Clayton-Lea. Irish Rock — Where It’s Comes From — Where It’s At — Where It’s Going (1992)
  • Larry Kirwan. Green Suede Shoes (2005)
  • Gerry Smyth. Noisy Island: A Short History Of Irish Popular Music
  • Sean Campbell and Gerry Smyth. Beautiful Day: 40 Years Of Irish Rock (2005)

Ссылки