Элиза (программа)

Эта статья была переведена из источника, распространяемого под свободной лицензией, и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «ELIZA»)
Диалог с «Элизой» на IBM 7094

Элиза (англ. «ELIZA») — виртуальный собеседник, компьютерная программа созданная и развивавшаяся доктором Джозефом Вейценбаумом из Массачусетского технологического института в период 1964 по 1967 год.[1] Программа пародирует диалог с психотерапевтом, сатирически изображая психотехнику активного слушания. Программа была названа в честь Элизы Дулитл, героини пьесы «Пигмалион» Бернарда Шоу, которую обучали «языку Шекспира».

Алгоритм

Программа занимается простым перефразом высказываний пользователя, например (выделена неизменяемая часть): «У меня болит голова» — «Почему вы говорите, что у вас болит голова?». В предложении «Мой отец меня ненавидит» «Элиза» среагирует на ключевое слово «отец»: «Кто ещё из семьи вас ненавидит?». Этот механизм реализован операторами условного ветвления.

Алгоритм состоит в выделении (см. Синтаксический анализатор) в набранной пользователем фразе значимых слов, которые затем подставляются в шаблонную фразу ответа. «Пародия» на человека раскрывается сразу или после нескольких предложений, в зависимости от того, как пользователь будет вести беседу. Иногда могут возникать забавные ситуации, когда пользователь только через несколько минут убеждается в отсутствии у машины понимания сути вопросов. Это происходит из-за того, что человек использует каждое слово согласно его значению, а программа просто интерпретирует каждое слово как объект символьных данных для подстановки в шаблон.

Когда «Элиза» проходит весь набор условных операторов и не находит совпадений, она отвечает «I see» («Ясно») и выбирает одну из заложенных в неё тем.

История

«Элиза» выдавалась за искусственный интеллект уже на TRS-80 в 1978 году

Несмотря на то что «Элиза» впоследствии была многократно портирована и продавалась как «превосходная имитация искусственного интеллекта» и «симулятор психотерапевта», сам автор говорил в интервью, что «Элиза» представляет собой «пародию» на то, как мог бы отвечать психотерапевт при первой беседе с пациентом. Вейценбаум выбрал для своей программы психотерапию, поскольку это существенно снижало требование к диалогу, т.к. приём у психотерапевта - одна из немногих жизненных ситуаций, в которой собеседнику допускается отвечать вопросами на вопросы. Такие «вопросы» служат только для подстёгивания пациента к переходу на монолог, но при этом не несут смысловой нагрузки. Например, на фразу «Кто ваш любимый композитор?» психотерапевт может спросить: «А вас интересует эта тема?» или «А кто ваш любимый композитор?»

То что программу повсеместно выдавали за «искусственный интеллект» мотивировало Вейценбаума написать книгу «Возможности вычислительных машин и человеческий разум. От суждений к вычислениям», в которой он доступно разъясняет пределы возможностей компьютера. Хотя на момент создания «Элизы» математический аппарат нейронных сетей практически соответствовал современному[2][3], производительность вычислительной техники и, главным образом, доступность компьютерной памяти всё ещё была большой проблемой. Поэтому «Элиза» написанная на языке «MAD-SLIP», также разработанном Вейценбаумом для IBM 7094, решала проблематику ведения усечённого диалога на основе ветвления условных операторов и использования списков работавших аналогично «Лисп» чуть менее чем в 143 КБ ОЗУ[4].

На конференции ICCC 1972 года «Элиза» была объединена с программой написанной психиатром Кеннетом Колби и получившей название «Парирующий» (англ. «PARRY»). В то время как «Элиза» была создана, чтобы говорить подобно психотерапевту, «Парирующий» был предназначен для имитации пациента с диагнозом шизофрении (что также усекало возможности его ответов). Две программы сами разговаривали между собой, что выглядело нелепо, но ожидавшуюся иллюзию человеческого общения не создавало[5].

Фактически ценность программы «Элиза» состоит в том, что она стала первым в истории человечества виртуальным собеседником. Даже интерфейс текстового ввода в «Элизе» стал примером для многих подражаний, а затем и причин появления жанра текстовых адвентюр, в которых пользователю предлагается вводить команды в виде предложений на сильно упрощённом английском языке. Первая текстовая адвентюра «Colossal Cave Adventure» появляется в 1975 году для мейнфрейма PDP-10.

Эффект Элизы

Ассоциирование символов (слов, знаков) с понятиями у человека получило название «эффекта Элизы». Например, при перегрузке операций в объектно-ориентированном программировании знаку сложения, как правило, назначается подобающее действие, хотя оно может быть любым.

См. также

Примечания

  1. Alan Turing at 100 (англ.). Гарвардская газета (13 сентября 2012). Дата обращения: 20 сентября 2023.
  2. Петров А. П.  О возможностях перцептрона // Известия АН СССР, Техническая кибернетика. — 1964. — № 6.
  3. Бонгард М. М.  Проблемы узнавания. — М.: Физматгиз, 1967.
  4. Про компьютер IBM и детскую песенку. DTF (8 сентября 2021).
  5. (9 июля 2014) «When PARRY Met ELIZA: A Ridiculous Chatbot Conversation From 1972».

Ссылки