Виртуальный собеседник
Виртуальный собеседник, программа-собеседник, чат бот (англ. chatbot) — программа, которая выясняет потребности пользователей, а затем помогает удовлетворить их. Автоматическое общение с пользователем ведется с помощью текста или голоса. Чат бот ведет коммуникацию от лица компании или бренда с целью упростить онлайн-общение (предоставить актуальную информацию в наиболее оперативные сроки), используется как альтернатива переписке с живым оператором или звонку менеджеру компании.
Одним из первых виртуальных собеседников была программа Элиза, созданная в 1966 году Джозефом Вейзенбаумом. Элиза пародировала речевое поведение психотерапевта, реализуя технику активного слушания, переспрашивая пользователя и используя фразы типа «Пожалуйста, продолжайте».
Предполагается, что идеальная программа-собеседник должна пройти тест Тьюринга. Проводятся ежегодные конкурсы программ-собеседников (в основном хороший англоязычных). Один из самых известных — конкурс Лебнера.
Назначение и развитие виртуальных собеседников
Цели конкретных диалогов между людьми различаются. Можно просто «поболтать», а можно обсудить важную проблему. В последние годы активно развивается технология самообучающихся ботов.
Программы, способные понимать отдельные высказывания пользователя, образуют класс программ с естественно-языковым интерфейсом. Например, вопросно-ответная система.
Создание виртуальных собеседников граничит с проблемой общего искусственного интеллекта, то есть единой системы (программы, машины), моделирующей интеллектуальную деятельность человека.
В 2010-е годы стала развиваться благодатная среда для использования чатботов — мессенджеры. Павел Дуров одним из первых разглядел перспективы технологии и внедрил API для создания искусственного интеллекта в Телеграмме.
Первый самообучающийся бот был создан компанией Microsoft, разместившей в Твиттере самообучающийся чат Tay в 2016 году.
Сегодня чатботы часто используются в бизнесе для консультации и предоставления информации клиентам. Для этих целей чаще всего используют чатботы в социальных сетях или приложениях.
Первым в России стал осваивать технологию в бизнесе банковский сектор, затем подключились IT- и телеком-компании, сфера обслуживания, ретейл, HR.
В начале 2022 г. инженер по разработке программного обеспечения Google Блейк Леймон обнаружил у нейросети LaMDA (предназначенной для чат-ботов) признаки наличия собственного сознания [[1]]
Принцип действия
Виртуальные собеседники работают с «живым» языком. Обработка естественного языка, особенного разговорного стиля, — острая проблема искусственного интеллекта.
Как любая интеллектуальная система, виртуальный собеседник имеет базу знаний. В простейшем случае она представляет собой наборы возможных вопросов пользователя и соответствующих им ответов. Наиболее распространённые методы выбора ответа в этом случае следующие:
- Реакция на ключевые слова: Данный метод был использован в Элизе. Например, если фраза пользователя содержала слова «отец», «мать», «сын» и другие, Элиза могла ответить: «Расскажите больше о вашей семье».
- Совпадение фразы: Имеется в виду похожесть фразы пользователя с теми, что содержатся в базе знаний. Может учитываться также порядок слов.
- Совпадение контекста: Часто в руководствах к программам-собеседникам просят не использовать фразы, насыщенные местоимениями, типа: «А что это такое?» Для корректного ответа некоторые программы могут проанализировать предыдущие фразы пользователя и выбрать подходящий ответ.
Своеобразной мини-проблемой для таких простых ботов являются идентификация форм слова и синонимов.
Так же существуют самообучающиеся боты, создаются они с использованием основанных на машинном обучении методов и определенно более эффективны, чем боты первого типа. Самообучающиеся боты бывают двух типов: поисковые и генеративные.
В поисковых ботах используются эвристические методы для выбора ответа из библиотеки предопределенных реплик. Такие чатботы используют текст сообщения и контекст диалога для выбора ответа из предопределенного списка. Контекст включает в себя текущее положение в древе диалога, все предыдущие сообщения и сохраненные ранее переменные (например, имя пользователя). Эвристика для выбора ответа может быть спроектирована по-разному: от условной логики «или-или» до машинных классификаторов.
Генеративные боты могут самостоятельно создавать ответы и не всегда отвечают одним из предопределенных вариантов. Это делает их интеллектуальными, так как такие боты изучают каждое слово в запросе и генерируют ответ.
Виды чатботов
По обучаемости
- Чатботы, использующие машинное обучение
- Необучаемые или скриптовые
По платформе внедрения
- Мессенджеры
- Онлайн-консультанты на веб-сайтах
- Мобильные приложения
- СМС
- Системы управления
- Поисковые системы
По функционалу
- Боты-консультанты
- Бот для сбора данных
- Сервис-боты
Программы — виртуальные собеседники
- Элиза (программа)
- Алиса (голосовой помощник)
- Сяоайс
- PARRY
- A.L.I.C.E.
- Женя Густман
- SnatchBot
- Чатбот в Telegram
- Чатбот в WhatsApp
- Чатбот в Viber
- Чатбот в Facebook
- Чатбот в ВКонтакте
См. также
- Бот (в чатах)
- Тест Тьюринга
- Премия Лёбнера
- Вопросно-ответная система
- Естественно-языковой интерфейс
- Интеллектуальные информационные системы
- Виртуальный ассистент
- Обработка естественного языка
Ссылки
- Computer History Museum (2006), Internet History—1970's, Exhibits, Computer History Museum Архивная копия от 21 февраля 2008 на Wayback Machine
- Güzeldere, Güven & Franchi, Stefano (1995-07-24), dialogues with colorful personalities of early ai, Constructions of the Mind, Stanford Humanities Review, SEHR (Stanford University) . — Т. 4 (2), <http://www.stanford.edu/group/SHR/4-2/text/dialogues.html>. Проверено 5 марта 2008. Архивная копия от 25 апреля 2011 на Wayback Machine
- Mauldin, Michael (1994), ChatterBots, TinyMuds, and the Turing Test: Entering the Loebner Prize Competition, Proceedings of the Eleventh National Conference on Artificial Intelligence, AAAI Press, <http://www.aaai.org/Library/AAAI/aaai94contents.php>. Проверено 5 марта 2008. (abstract)
- Network Working Group (1973), RFC 439, PARRY Encounters the DOCTOR, Internet Society, <http://tools.ietf.org/html/rfc439>. Проверено 5 марта 2008.
- Sondheim, Alan J (1997), Important Documents from the Early Internet (1972), nettime.org, <http://www.nettime.org/Lists-Archives/nettime-l-9707/msg00059.html>. Проверено 5 марта 2008. Архивная копия от 13 июня 2008 на Wayback Machine
- Searle, John (1980), Minds, Brains and Programs, Behavioral and Brain Sciences Т. 3 (3): 417–457, doi:10.1017/S0140525X00005756, <http://members.aol.com/NeoNoetics/MindsBrainsPrograms.html> Архивная копия от 23 августа 2000 на Wayback Machine
- Turing, Alan (1950), Computing Machinery and Intelligence, Mind Т. 59: 433–60
- Weizenbaum, Joseph (January 1966), ELIZA—A Computer Program For the Study of Natural Language Communication Between Man And Machine, Communications of the ACM Т. 9 (1): 36–45, DOI 10.1145/365153.365168
- В. С. Романовский, Э. Н. Соколова База данных конструкций русского языка для АСУ, Механизация и автоматизация управления, 1987, № 1, 40-43, ISSN 0543-4149
Для улучшения этой статьи желательно: |