Элиза (программа)
Элиза (англ. «ELIZA») — виртуальный собеседник, компьютерная программа созданная и развивавшаяся доктором Джозефом Вейценбаумом из Массачусетского технологического института в период 1964 по 1967 год.[1] Программа пародирует диалог с психотерапевтом, сатирически изображая психотехнику активного слушания. Программа была названа в честь Элизы Дулитл, героини пьесы «Пигмалион» Бернарда Шоу, которую обучали «языку Шекспира».
Алгоритм
Программа занимается простым перефразом высказываний пользователя, например (выделена неизменяемая часть): «У меня болит голова» — «Почему вы говорите, что у вас болит голова?». В предложении «Мой отец меня ненавидит» «Элиза» среагирует на ключевое слово «отец»: «Кто ещё из семьи вас ненавидит?». Этот механизм реализован операторами условного ветвления.
Алгоритм состоит в выделении (см. Синтаксический анализатор) в набранной пользователем фразе значимых слов, которые затем подставляются в шаблонную фразу ответа. «Пародия» на человека раскрывается сразу или после нескольких предложений, в зависимости от того, как пользователь будет вести беседу. Иногда могут возникать забавные ситуации, когда пользователь только через несколько минут убеждается в отсутствии у машины понимания сути вопросов. Это происходит из-за того, что человек использует каждое слово согласно его значению, а программа просто интерпретирует каждое слово как объект символьных данных для подстановки в шаблон.
Когда «Элиза» проходит весь набор условных операторов и не находит совпадений, она отвечает «I see» («Ясно») и выбирает одну из заложенных в неё тем.
История
Несмотря на то что «Элиза» впоследствии была многократно портирована и продавалась как «превосходная имитация искусственного интеллекта» и «симулятор психотерапевта», сам автор говорил в интервью, что «Элиза» представляет собой «пародию» на то, как мог бы отвечать психотерапевт при первой беседе с пациентом. Вейценбаум выбрал для своей программы психотерапию, поскольку это существенно снижало требование к диалогу, т.к. приём у психотерапевта - одна из немногих жизненных ситуаций, в которой собеседнику допускается отвечать вопросами на вопросы. Такие «вопросы» служат только для подстёгивания пациента к переходу на монолог, но при этом не несут смысловой нагрузки. Например, на фразу «Кто ваш любимый композитор?» психотерапевт может спросить: «А вас интересует эта тема?» или «А кто ваш любимый композитор?»
То что программу повсеместно выдавали за «искусственный интеллект» мотивировало Вейценбаума написать книгу «Возможности вычислительных машин и человеческий разум. От суждений к вычислениям», в которой он доступно разъясняет пределы возможностей компьютера. Хотя на момент создания «Элизы» математический аппарат нейронных сетей практически соответствовал современному[2][3], производительность вычислительной техники и, главным образом, доступность компьютерной памяти всё ещё была большой проблемой. Поэтому «Элиза» написанная на языке «MAD-SLIP», также разработанном Вейценбаумом для IBM 7094, решала проблематику ведения усечённого диалога на основе ветвления условных операторов и использования списков работавших аналогично «Лисп» чуть менее чем в 143 КБ ОЗУ[4].
На конференции ICCC 1972 года «Элиза» была объединена с программой написанной психиатром Кеннетом Колби и получившей название «Парирующий» (англ. «PARRY»). В то время как «Элиза» была создана, чтобы говорить подобно психотерапевту, «Парирующий» был предназначен для имитации пациента с диагнозом шизофрении (что также усекало возможности его ответов). Две программы сами разговаривали между собой, что выглядело нелепо, но ожидавшуюся иллюзию человеческого общения не создавало[5].
Фактически ценность программы «Элиза» состоит в том, что она стала первым в истории человечества виртуальным собеседником. Даже интерфейс текстового ввода в «Элизе» стал примером для многих подражаний, а затем и причин появления жанра текстовых адвентюр, в которых пользователю предлагается вводить команды в виде предложений на сильно упрощённом английском языке. Первая текстовая адвентюра «Colossal Cave Adventure» появляется в 1975 году для мейнфрейма PDP-10.
Эффект Элизы
Ассоциирование символов (слов, знаков) с понятиями у человека получило название «эффекта Элизы». Например, при перегрузке операций в объектно-ориентированном программировании знаку сложения, как правило, назначается подобающее действие, хотя оно может быть любым.
См. также
Примечания
- ↑ Alan Turing at 100 (англ.). Гарвардская газета (13 сентября 2012). Дата обращения: 20 сентября 2023.
- ↑ Петров А. П. О возможностях перцептрона // Известия АН СССР, Техническая кибернетика. — 1964. — № 6.
- ↑ Бонгард М. М. Проблемы узнавания. — М.: Физматгиз, 1967.
- ↑ Про компьютер IBM и детскую песенку . DTF (8 сентября 2021).
- ↑ (9 июля 2014) «When PARRY Met ELIZA: A Ridiculous Chatbot Conversation From 1972».
Ссылки
- http://fundux.ru/watch21 (рус.) — девушка Оксана
- https://web.archive.org/web/20070110032136/http://hottabych.net/kisa/ (рус.) — Российская версия — Киса. По материалам Фильма Петра Точилина — }{0TT@БЬ)Ч.
- http://www.manifestation.com/neurotoys/eliza.php3 (англ.) — Реализация с использованием JavaScript
- http://www-ai.ijs.si/eliza/eliza.html (англ.) — Ещё одна реализация
- http://nlp-addiction.com/eliza (англ.) — с использованием NLP