ADM-160 MALD
ADM-160 MALD | |
---|---|
Тип | разведывательный БПЛА |
Разработчик | Teledyne Ryan → Northrop Grumman (ADM-160A) / Raytheon (ADM-160B/C) |
Первый полёт | 1999 |
ADM-160A MALD[1] (англ. Miniature Air Launched Decoy) — БПЛА-ложная цель, оснащенный системами РЭБ.
Первый полёт выполнил в январе 1999 года. Работы по созданию аппарата инициированы агентством передовых оборонных исследовательских проектов DARPA. Предназначен для постановки помех, имитации полёта боевого самолёта, в роли мишени или ложной цели. Оснащён системой имитации РЛС-сигнатур СВЧ, УКВ и микроволновых частот для достижения реалистичного моделирования практически любых дозвуковых самолетов, от F-117 до B-52. Система управления использует инерциальную и GPS-навигацию, пред-программированное полетное задание может содержать до 256 точек, однако может быть изменено оператором самолета-носителя до момента пуска. Запуск производится с самолёта. Одноразовый, с убирающимися крыльями, БПЛА.
Носителями являются все ударные самолеты ВВС США (F-15/-16/-18/-22/-35, B-1/-2/-52).
В конце 2002 ВВС США объявили конкурс на дальнейшее развитие программы MALD, к которому выказали интерес все ведущие аэрокосмические разработчики США. В мае 2003 конкурс выиграла Raytheon, и продолжила работы над прототипом под обозначением ZADM-160B. ZADM-160B больше (длина 2,85 м, размах крыла 1,37 м) и почти втрое тяжелее ADM-160A (около 110 кг), оснащен двигателем Sundstrand TJ-150[2] тягой 670Н.
С мая по июль 2006 ADM-160B был успешно запущен с борта F-16 в серии 9 летных тестов.
Модификации
ADM-160B
Модификация большего радиуса действия, разработанная Raytheon. Применяется ВВС США. Поставлены Украине. Были применены для отвлечения ПВО в 12 мая 2023 при нанесении удара Украиной крылатыми ракетами Storm Shadow по мирным объектам в г.Луганске (Россия) в день празднования независимости республики.
ADM-160C (MALD-J)
РЭБ-модификация ADM-160B разработки Raytheon. Этот вариант ракеты может работать и в режиме ложной цели и в режиме РЭБ. Она имеет канал связи для настройки параметров РЭБ в полёте, корректировки полётного задания и передачи ситуационной информации. РЭБ-модуль способен имитировать сигнатуры РЛС других летательных аппаратов - истребителей и крылатых ракет.
MALI
(англ. Miniature Air-Launched Interceptor) — на базе ADM-160 был разработан перехватчик, дозвуковых (стратегических) крылатых ракет оснащенный более мощным (530 Н вместо 220 Н) двигателем TJ-50M, позволяющим развивать скорость чуть более звуковой. Система наведения — радиокомандная (с борта E-3 AWACS) и ИК — на конечном участке. Программа тестирования и разработки была остановлена в декабре 2002 года, после первого сверхзвукового полета.
Закупки
Первоначально планировалось закупить около 1000 шт, в конце 2001 количество снизилось до 150, в том числе упрощенного варианта (самодвижущийся контейнер РЭБ). Однако в 2008 году были озвучены планы о закупке 1500 ADM-160. Флот и КМП не заинтересовались MALD, отдавая предпочтение развитию проверенного ADM-141C[3] ITALD (Improved Tactical Air-Launched Decoy).
Лётно-технические характеристики
Модификация | Northrop Grumman ADM-160A | Raytheon ADM-160B |
---|---|---|
Длина, м | 2,38 | 2,84 |
Размах крыла, м | 0,65 | 1,71 |
Диаметр, см | 15,2 | нет данных |
Масса, кг | 45 | 115 |
Скорость, М | 0,8 | 0,91 |
Потолок, м | 9000 | 12 000 |
Дальность, км | 460 | 920 |
Длительность полёта, мин | 20 | 45 |
Двигатель | турбореактивный Hamilton Sundstrand TJ-50 | |
Тяга двигателя, Н | 220 | |
Стоимость, USD | 30 000 | 322 000 |
Носители
- Текущие:
- F-16 Fighting Falcon
- B-52 Stratofortress
- Предполагаемые:
- МиГ-29
- Су-24
- Потенциальные:
- F/A-18 Super Hornet
- C-130 Hercules
- C-17 Globemaster III
- V-22 Osprey
- AV-8B Harrier II
- Eurofighter Typhoon
- A-10C Warthog
- MQ-1 Predator
- MQ-1C Gray Eagle
- MQ-9 Reaper
- Gripen E
Примечания
- ↑ ADM-160 MALD (англ.).
- ↑ TJ-150 Turbojet (англ.), Pratt & Whitney (2015). Архивировано 1 июля 2016 года. Дата обращения 30 декабря 2016.
- ↑ ADM-141 TALD (англ.) // Wikipedia. — 2016-07-16.
Ссылки
- http://www.designation-systems.net/dusrm/m-160.html Архивная копия от 24 октября 2019 на Wayback Machine