Грушевка — Судак (автодорога)
Автодорога | |
Грушевка — Судак | |
---|---|
35К-006 | |
Основная информация | |
Страны | Россия |
Регион | Республика Крым |
Длина | 20,2 |
Начало | Грушевка |
Через | Переваловку |
Конец | Судак |
Дорожное покрытие | асфальтированное |
Автодорога Грушевка — Судак — автомобильная дорога регионального значения на юго-востоке Крыма протяжённостью 20,2 км. Имеет обозначение 35К-006[1]. По советской классификации носила номер 7 (9)А[2].
Описание
Дорога начинается от трассы Симферополь — Феодосия, проходит большей частью по горно-лесной местности, пересекая Главную гряду Крымских гор, поднимаясь по долине реки Салы, достигает перевала Тат-Кара[3] в селе Переваловка и спускается к морю долиной реки Судак[4], отличается большим числом закрытых поворотов, имеет 2 полосы для движения, по одной в каждую сторону. Асфальтовое покрытие ровное, довольно высокого качества. Заканчивается на окраине Судака, вливаясь в шоссе Алушта — Феодосия[5].
История
Первое упоминание дороги относится ко времени путешествия Екатерины II в Крым. В те годы из-за пересеченной местности и постоянных размывов дорога пользовалась дурной славой. Предполагалось, что Екатерина II посетит Судак, в 1786 году её начали благоустраивать, но это оказался столь сложным, что маршрут изменили и императрица со свитой поехала в Феодосию[6]. Описание местности встречается в труде Петра Симона Палласа «Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства в 1793—1794 годах»
Немного далее достигают деревни Эльбузлы; у ручья, там протекающего, и вблизи хороших источников, кроме татарской деревни, находятся ещё и русские поселения, устроенные с большими издержками владельцем поместья адмиралом Мордвиновым[7].
Судя по имеющимся картам, основная дорога тогда проходила иначе, а от нынешней Грушевки шёл лесной просёлок[8], но уже на карте 1842 года дорога Салы — Судак показана, как единственная[9]. В 1825 году по дороге, по пути в Судак, проезжал А. С. Грибоедов. В письме к другу он вспоминал
…горные дикие места, где дорога пересечена разными извивами… где густые леса, скалы, хаос ужасный[6].
Дорога в XIX веке имела статус почтовой, почтовые станции находились в деревне Эльбузлы и Судаке[10], однако и в 80-х годах того века, по словам В. X. Кондараки, находилась в жалком состоянии[6]. В 1880-х годах уже было запланировано строительство шоссе от Салы до Судака[11].
В современном виде шоссе проложено в начале XX века[12], в начале 1970-х годов на всем его протяжении ширина полотна была значительно увеличена, ликвидирована часть поворотов[6].
Хотя реки Судакской стороны хребта Главной гряды большую часть года маловодны, долины их при ливневых дождях могут заполняться паводковыми водами значительного уровня, причем подтоплению подвергается и шоссе Грушевка — Судак. Так в ночь с 18 на 19 августа августа 2017 года во время сильнейшего ливня паводковой волной было смыто с дороги и повреждено несколько десятков автомобилей и уложено в причудливый штабель. Дорожная пробка растянулась на 10 км. Водителям и пассажирам удалось спастись[13][14].
Примечания
- ↑ Об утверждении критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования… Республики Крым. (недоступная ссылка). Правительство Республики Крым (11.03.2015). Дата обращения: 16 декабря 2016. Архивировано 27 января 2018 года.
- ↑ Лист карты L-36-118-2.
- ↑ Август Николаевич Олиферов, Зинаида Владимировна Тимченко. Реки Южного берега Крыма. // Реки и Озёра Крыма. — Симферополь: Доля, 2005. — ISBN 966-8584-74-0. Архивная копия от 17 сентября 2020 на Wayback Machine
- ↑ Топографическая карта Крыма . ЭтоМесто.ru (1989). Дата обращения: 25 декабря 2020.
- ↑ Грушевка — Судак . Автострада. Дата обращения: 25 декабря 2020. Архивировано 11 апреля 2021 года.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Лезина, Ирина Николаевна. Грушевка — долина Суук-Су // От Белогорска до Судака (путеводитель). — Симферополь: Таврия, 1978. — С. 45. — 94 с. Архивная копия от 9 мая 2019 на Wayback Machine
- ↑ Пётр Симон Паллас. Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства в 1793—1794 годах = Bemerkungen auf einer Reise in die sudlichen Statthalterschaften des russischen Reichs in den Jahren 1793 und 1794 / Борис Венедиктович Левшин. — Российская Академия наук. — Москва: Наука, 1999. — С. 114. — 244 с. — (Научное наследство). — 500 экз. — ISBN 5-02-002440-6. Архивная копия от 4 февраля 2021 на Wayback Machine}
- ↑ Военная топографическая карта полуострова Крым, составленная Мухиным. . ЭтоМесто.ru (1817). Дата обращения: 24 декабря 2020.
- ↑ Топографическая карта полуострова Крым. Военно-топографическое депо. . ЭтоМесто.ru (1842). Дата обращения: 24 декабря 2020.}
- ↑ Сосногорова М.А., Караулов Г.Э. Дорога из Феодосии в Судак // Путеводитель по Крыму для путешественников / Сосногорова М.А.. — 1. — Одесса: Типография Л. Нитче, 1871. — С. 303. — 371 с. — (Путеводитель). Архивная копия от 3 февраля 2021 на Wayback Machine
- ↑ Анна Москвич. Судакская долина // Практический путеводитель по Крыму. — 2. — Ялта: Типография Н.Р. Петрова, 1889. — С. 99. — 275 с. — (путеводители). Архивная копия от 30 января 2021 на Wayback Machine
- ↑ Полканов, Александр Иванович. Пути-дороги в Судак // Судак: историко-краеведческий очерк. — 5. — Симферополь: Крым, 1964. — 126 с. — (Путеводители). Архивная копия от 12 июня 2021 на Wayback Machine
- ↑ Олег Мыльников. Потоп в Судаке смыл десяток автомобилей и более 40 частных домов // Комсомольская правда. — 2017. — 19 август. Архивировано 15 мая 2021 года.
- ↑ Ольга Котенева. В Судаке ввели режим ЧС из-за схода селя // Российская газета. — 2017. — 19 август. Архивировано 3 мая 2019 года.