35А-002 (автодорога)
Автодорога | |
35А-002 | |
---|---|
35А-002 | |
Основная информация | |
Страны | Россия |
Регион | Крым |
Статус | региональная |
Длина | 197,7 |
Через | Джанкой, Симферополь, Алушта |
Конец | Ялта |
Дорожное покрытие | асфальтобетон |
Автомобильная дорога 35А-002 — автомобильная дорога регионального значения Чонгарский мост — Джанкой — Симферополь — Алушта — Ялта[1] Совпадает с частью европейского маршрута E 105. Протяжённость трассы 197,7 км[1].
Автодорога начинается от Чонгарского моста, общим направлением на юго-юго-запад. Примерно через 45 км[2] в Джанкое пересекается с трассой 35А-001 Армянск — Керчь (совпадающей с участком европейского маршрута E 97 Херсон — Ашкале). Симферополь находится, примерно, на 135-м километре трассы.[3] Изначально в городе продолжением шоссе были Киевская улица и проспект Вернадского, в настоящее время движение осуществляется по Восточному обходу города 35К-023 (12,1 километра),[1] на котором трасса пересекается с автодорогой 35К-003 Симферополь — Феодосия.[1] Также в городе сходится большинство крымских трасс: 35К-001 на Красноперекопск, 35К-004 на Евпаторию, 35Р-001 — в Севастополь и несколько шоссе местного значения[4].
За Симферополем дорога следует на юго-восток, по долине реки Салгир, с постепенным подъёмом, от города по трассе осуществляется троллейбусное движение до Ялты — действует самая длинная в мире троллейбусная линия.[5] За селом Перевальное начинается более крутой сплошной подъём на главную гряду Крымских гор и на 35-м километре[6] от города шоссе достигает Ангарского перевала на высоте 752 м.[7] От перевала начинается 12-километровый спуск в Алушту[6]. После Алушты трасса поворачивает на юго-запад, вдоль морского берега, поднимается из долины реки Улу-Узень на Кастельский перевал[8], преодолевает седловину горы Аю-Даг и, постепенно спускаясь, достигает Ялты.
История
В конце XVIII — начале XIX веков все пути в Крым проходили через Перекоп, а дорог на Южный берег, в европейском понимании, просто не было — туда не смогла попасть даже Екатерина II во время своего путешествия в Крым[9]. «Северный» участок трассы, как Большая Чонгарская просёлочная дорога в Симферополь, впервые упоминается в «Списке населённых мест Таврической губернии по сведениям 1864 года»[10] — примерно в таком виде, учитывая последующие реконструкции, дорога дожила до наших дней — но это был другой путь, проходящий западнее железнодорожной линии[11] (сейчас — региональное шоссе 35Н-171 Джанкой — Гвардейское.
-
План из «Дела об исправлении объездной дороги Симферополь — Таушан-Базар.» 1865 год,
-
Шоссе Алушта — Ялта, начало XX века.
-
Шоссе Алушта — Ялта, начало XX века.
-
Шоссе Алушта — Ялта, начало XX века.
-
Шоссе Алушта — Ялта, начало XX века.
Первая почтовая дорога на Южный берег была начата строительством по указу императора Александра I в 1824 году. «Движущей силой» строительства был Новороссийский генерал-губернатор, Михаил Семёнович Воронцов (граф строил дворец в Алупке и был лично заинтересован в сообщении со внешним миром)[12]. Непосредственно строительством руководил подполковник Корпуса инженеров путей сообщения Пётр Васильевич Шипилов, работы велись солдатами вторых батальонов Козловского и Нашенбургского пехотных полков[13] . Участок шоссе до Алушты закончили в 1826 году, до Ялты дорога дошла в 1837 году[14]. Почтовые станции располагались в Мамут-Султане, Таушан-Базаре, Алуште, Биюк-Ламбате и Ай-Даниле[15]. В дальнейшем некоторые работы по улучшению дороги были проведены к 1860 году; в 1928—1933 годах, по инициативе и под руководством инженера В. В. Зинюхина на дороге были проведены первые в Советском Союзе работы по гудронированию. В 1935—1940 годах спрямлены несколько резких поворотов, устранены некоторые оползни.
В советское время автодорога Москва — Харьков — Симферополь носила номер 4. Дорога была полностью реконструирована в 1946—1950 годы[16] — проложена по современному маршруту (восточнее железной дороги[17]), на ней было уложено асфальтобетонное покрытие[18]. 27 октября 1958 года было принято Постановление Совета Министров УССР № 1340-Р «О строительстве троллейбусной линии Симферополь-Алушта-Ялта» и в том же году работы по строительству горной троллейбусной трассы были начаты, на многих участках дорога пролегла по новым направлениям. 15 июня 1959 года по новой трассе пошли первые автомашины, а 7 ноября 1959 года из Симферополя в Алушту прошёл первый троллейбус. Полностью трасса до Ялты была окончена 25 июня 1961 года[12].
В 1963 году за селом Перевальным, на 27-м километре шоссе слева от дороги, вблизиместа, где её пересекала партизанская тропа, был установлен памятник крымским партизанам «Партизанская шапка» - каменная глыба, очертаниями напоминающая папаху. Наискось её пересекает полоса красного полированного, мрамора. Слева от стоящей на небольшом возвышении конусообразной глыбы установлена плита с надписью, справа - стела с рельефными изображениями партизан. Идея создания мемориала принадлежала комиссару Северного соединения Н. Д. Луговому. Авторы проекта - художники Э. М. Грабовецкий (в годы войны участник партизанского движения в Крыму) и И. С. Петров, архитектор Л. П. Фруслов. Скульптор-исполнитель - Б. Ю. Усачёв[19]. Памятник является объектом культурного наследия регионального значения. ОКН
В искусстве
Дорога неоднократно упоминалась как у мемуаристов, так и в художественной литературе. Кроме живописных видов, почти все отмечают её извилистый профиль[20].
Партизан и писатель И. З. Вергасов так описывает своё первое знакомство с ней[21]: "Я летал, бывал на крутых виражах, привык к воздушным ямам, но дорога из Симферополя в Ялту и для меня оказалась твердым орешком. Нас кружило, бросало из стороны в сторону; какая-то горбатая гора оказывалась то впереди, то позади, а потом снова забегала вперед, и было впечатление такое, что мы ее, проклятую, так никогда и не объедем. Не унывал лишь шофер-лихач, черноглазый татарин, всю дорогу картаво мурлыкающий монотонную песню. Пять часов мук, и наконец говорят: Ялта."
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Об утверждении критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования… Республики Крым. (недоступная ссылка). Правительство Республики Крым (11 марта 2015). Дата обращения: 16 декабря 2016. Архивировано 27 января 2018 года.
- ↑ Маршрут Чонгар — Джанкой . Довезуха РФ. Дата обращения: 16 декабря 2016. (недоступная ссылка)
- ↑ Маршрут Чонгар — Симферополь . Довезуха РФ. Дата обращения: 16 декабря 2016. (недоступная ссылка)
- ↑ Симферополь . Автопутешествия по Крыму. Дата обращения: 19 декабря 2016. Архивировано 8 декабря 2016 года.
- ↑ Троллейбусы. 10 интересных фактов . «Аргументы и Факты». Дата обращения: 6 января 2017. Архивировано 1 декабря 2016 года.
- ↑ 6,0 6,1 Дороги Крыма. . Остров Крым. Дата обращения: 18 декабря 2016. Архивировано 24 марта 2017 года.
- ↑ Крым. Туристские маршруты. Симферополь - Алушта - Заповедник - Ялта . Зов гор. Дата обращения: 26 декабря 2016. Архивировано 29 сентября 2020 года.
- ↑ Крымское общество естествоиспытателей и любителей природы. Крым. Путеводитель / Пузанов, И. И.. — 3-е издание. — Симферополь: Крымгиз, 1929. — С. 38. — 614 с. Архивная копия от 10 апреля 2017 на Wayback Machine
- ↑ Елена Бондарюк. Долгая дорога к морю (недоступная ссылка). «Крымский ТелеграфЪ» № 379 от 20 мая 2016 года. Дата обращения: 17 декабря 2016. Архивировано 4 октября 2017 года.
- ↑ Таврическая губерния. Список населённых мест по сведениям 1864 г / М. Раевский (составитель). — Санкт-Петербург: Типография Карла Вульфа, 1865. — Т. XLI. — С. 74. — (Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел).
- ↑ Крым на двухкилометровке РККА. . ЭтоМесто.ru (1942). Дата обращения: 20 июля 2018.
- ↑ 12,0 12,1 Иван Коваленко. Горная трасса . Крымовед. Дата обращения: 16 декабря 2016. Архивировано 24 ноября 2016 года.
- ↑ История строительства дорог на ЮБК . Сто тысяч дорог позади.... Дата обращения: 5 января 2017. Архивировано 1 января 2017 года.
- ↑ Сосногорова М.А., Караулов Г.Э. Южнобережное шоссе // Путеводитель по Крыму для путешественников / Сосногорова М.А.. — 1. — Одесса: Типография Л. Нитче, 1871. — С. 85. — 371 с. — (Путеводитель). Архивная копия от 3 февраля 2021 на Wayback Machine
- ↑ Анна Москвич. Симферополь — Алушта — Ялта. // Практический путеводитель по Крыму. — 2. — Ялта: Типография Н.Р. Петрова, 1889. — С. 125. — 275 с. — (путеводители). Архивная копия от 30 января 2021 на Wayback Machine
- ↑ Маслов, Евгений Петрович. Транспорт // Крым : Экономико-географическая характеристика / Погорельский П. В.. — М.: Географгиз, 1954. — 174 с.
- ↑ Крым на двухкилометровке РККА. . ЭтоМесто.ru (1942). Дата обращения: 20 июля 2018.
- ↑ Большая Советская Энциклопедия, 3-е изд. Статья «Автомобильная дорога»
- ↑ Шаповалова С. Н., Барбух В. Н.,Вьюницкая Л. Н., Ляхович А. А., Щербак С. М. Крым, памятники славы и бессмертия. — Симферополь: Издательство "Таврия", 1985. — 238 с.
- ↑ До реконструции
- ↑ Вергасов И. З. Крымские тетради // Вергасов И. З. Избранное. — М.: Советский писатель, 1982. — 648 с.
Литература
- В. Г. Ена. Сиваш — Джанкой — Симферополь // Крым. Путеводитель. — Симферополь: Издательство «Таврия», 1979. Архивная копия от 16 января 2019 на Wayback Machine
- Шаповалова С. Н., Барбух В. Н.,Вьюницкая Л. Н., Ляхович А. А., Щербак С. М. Крым, памятники славы и бессмертия. — Симферополь: Издательство "Таврия", 1985. — 238 с.