Бахчисарай — Ялта (автодорога)
Автодорога | |
Бахчисарай — Ялта | |
---|---|
35К-020 | |
Основная информация | |
Страны | Россия |
Регион | Республика Крым |
Длина | 69,9 |
Начало | Бахчисарай |
Через | Ай-Петри |
Конец | Ялта |
Дорожное покрытие | асфальт |
Автодорога Бахчисарай — Ялта — автомобильная дорога регионального значения, соединяющая Бахчисарай с Ялтой[1]. Протяжённость трассы 69,9 километра[1], при этом в других источниках приводятся отличные от этого значения цифры: 77 км, 74[2], 73.3 километра[3].
Трасса начинается на 38 километре автодороги Симферополь — Севастополь и через 4 километра спускается в Бельбекскую долину[4]. Сразу за спуском перед селом Танковым вправо ответвляется шоссе Танковое — Оборонное[5]. По долине до села Аромат шоссе идёт по орфографическому правому берегу реки Бельбек[6], после Аромата пересекает по мосту Коккозку и следует по её левому берегу до начала реки[4]. У начала Коккозки (у слияния рек Аузун-Узень и Сары-Узень[7]) бывшая автобусная остановка «Большой каньон» и, соответственно, начало экскурсионного маршрута в Большой каньон Крыма[4][8]. За каньоном начинается серпантин подъёма на Ай-Петри, вначале по долине реки Аузун-Узень, затем, огибая гору Лысая, и перебирается в долину Сары-Узеня[5], точнее — одного её из притоков Алмалык-Узень (в верховье носящий название овраг Куру-Узень — «Сухой ручей»)[9]. Дорога ещё около километра идёт по днищу этого оврага, и достигает Ай-Петринской яйлы[5], преодолев перевал Ай-Петри — самую высокую точку шоссе — 1207 м[10]. 3—4 километра дорога идёт по ровному плато, от Ай-Петринской метеостанции начинается спуск в Ялту. После серпантина на южном обрыве шоссе петляет, огибая гору Могаби и достигает долины реки Учан-Су, по правому борту которой спускается до Южнобережного шоссе[5]. В снежные зимы дорогу нередко перекрывают (со стороны Соколиного и от водопада Учан-Су) из-за опасности схода лавин[11].
Отходящие дороги
- В селе Малое Садовое на юг уходит дорога 35Н-048 в Большое Садовое[1].
- В пгт Куйбышево на север уходит дорога 35Н-046 на Высокое[1].
- Сразу после Куйбышево на юг дорога 35Н-055 в Новоульяновку и далее в горы, в бывшее село Подлесное[1].
- На восточной окраине Голубинки ответвляется шоссе 35Н-067 Голубинка — Передовое[1] через перевал Бечку в соседнюю Байдарскую долину.
- В селе Аромат отделяются две дороги: 35Н-059 на Солнечноселье и 35Н-063[1] до Многоречья[5].
История
Некие горные дороги, связывающие крупное торговое село Коккозы с Ялтой и южным берегом, и примерно совпадающие с современным шоссе существовали, видимо, с древнейших времён (дорога по долине Бельбека, вероятно, ещё древнее). Шарль Монтандон в своём «Путеводителе путешественника по Крыму, украшенный картами, планами, видами и виньетами…» 1833 года писал, что из Бахчисарая, поднимаясь по Бельбеку, можно напрямую добраться в Коккоз на любом виде экипажа. Также путешественник довольно подробно описывает некую верховую дорогу из Коккоз на яйлу[12], но, судя по контексту, она могла совпадать с современным просёлком через Чайный домик[13]. Эти пути обозначены на картах 1817[14], 1842 года[15] и 1865 года[16]. Прокладка полноценного шоссе из Ялты к вершине Ай-Петри началась в 1865 году и шла в неимоверно тяжелых условиях сильно пересеченной местности, к середине 1880-х годов едва достигнув водопада Учан-Су. Участок на подъёме к Ай-Петринской метеостанции, между 17 и 22 километрами, был особенно трудным — крутизна склонов достигает 60—80 градусов. На этом этапе к работам подключилось Кавказское военно-топографическое депо под командованием генерала Евгения Жданова. Съемку будущей трассы вёл капитан Чевылинский, начальником работ был инженер Руденко[17], производителем работ — инженер путей сообщения князь Дмитрий Александрович Мещерский, работал собственно на завершающем, наиболее опасном отрезке пути сапёрно-строительный батальон под командованием инженер-полковника Ивана Степановича Шишко[18]. С тех пор профиль шоссе не менялся: дорога была лишь немного расширена в 1912—1913 годах и в послевоенное время заасфальтирована[8].
До революции мальпостного (одновременной перевозки пассажиров и почты) сообщения по дороге не было, курсировали извозчичьи экипажи «с платой 18—25 рублей»[19][20]. Уже в 1895 году у дороги, на плато Ай-Петри, появилась первая корчма с надписью «Милости прошу!» и была скромным деревянным бараком[21]. При советской власти, до ликвидации в 1930 году[22], автомобильные перевозки, по маршруту Симферополь — Бахчисарай — Ялта и обратно осуществляло акционерное общество «Крымкурсо». Работало два маршрута: № 33 и 35 (обратные номера 36 и 34) с остановками в Коккозах и на Ай-Петри[23]. В послевоенные годы был запущен маршрут автобуса Бахчисарай — Ялта через Ай-Петри, но в 1980-е годы на участке дороги в 2 километрах выше Соколиного произошёл оползень и самый живописный автобусный маршрут Крыма закрыли[8].
Достопримечательности
- За Танковым дорога проходит по грандиозному Бельбекскому каньону (или Бельбекские Ворота), памятник природы с 1969 года[5].
- У села Малое Садовое, на левом берегу Бельбека — Сюйренская крепость (VI—VIII век) и пещерный монастырь Челтер-Коба (основан около IX века)[5].
- Памятное место боя пограничников 456-го полка в ноябре 1941 года против фашистских захватчиков расположено в Бахчисарайском районе, Голубинский сельский совет, на 29/43 км шоссе Ялта - Бахчисарай. Памятник истории местного значения. Охранная зона в радиусе 5 м от центра памятника, утверждена решением Крымского облисполкома от 15.01.1980 № 16[24].
- Водолечебница «Чёрные воды» в селе Аромат, на базе минерального источника «Аджи -Су», действующая более ста лет[25]
- В Соколином — Охотничий дом Юсупова (также Юсуповский дворец) построенный в 1908—1912 годах по проекту ялтинского архитектора Николая Краснова, три исторические мечети и остатки караван-сарая[5][6].
- Через 5 километров (на 41-м км от Ялты) за Соколиным находится Большой каньон Крыма[5][6].
- Скала Шишко — смотровая площадка на высоте 1182 м с видом на южный берег на южном краю Ай-Петринской яйлы[5].
- Серебряная беседка на южном спуске, установленная на горе Пендикюль (высота 865 м над уровнем моря)[26] в честь строителей шоссе на Ай-Петри[8]
- Водопад Учан-Су на десятом километре от Ялты — самый известный и популярный из водопадов Крыма[6].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Об утверждении критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования… Республики Крым. (недоступная ссылка). Правительство Республики Крым (11.03.2015). Дата обращения: 16 декабря 2016. Архивировано 27 января 2018 года.
- ↑ Расстояние от Бахчисарая до Ялты . Каталог АЛЬЯНС. Дата обращения: 10 апреля 2018.
- ↑ Т0117 Бахчисарай - Ай-Петри - Ялта. . gpslib.ru. Хостинг GPS треков. Дата обращения: 10 апреля 2018.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Душевский В. П., Шутов Ю. И. Бахчисарай — Ай-Петри // Путеводитель Ай-Петри. — Симферополь: Таврия, 1986. — 112 с. — 50 000 экз. Архивная копия от 20 февраля 2020 на Wayback Machine
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 5,8 5,9 Шутов, Ю. И. Бахчисарай - Ай-Петри - Ялта // Крым / С. К. Сосновский. — Симферополь: Таврия, 1979. — (Путеводитель).
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Путь в Ялту из Бахчисарая через Ай-Петри . Ялта, путеводитель. Дата обращения: 13 апреля 2018. Архивировано 9 июня 2018 года.
- ↑ Белянский И.Л., Лезина И.Н., Суперанская А.В. Крым. Географические названия: Краткий словарь. — Симферополь: Таврия-Плюс, 1998. — ISBN 978-966-8174-93-3. Архивная копия от 17 октября 2020 на Wayback Machine
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 Дорога Ялта — Ай-Петри — Бахчисарай . Ялта, путеводитель. Дата обращения: 12 апреля 2018. Архивировано 30 марта 2018 года.
- ↑ Горный Крым. . ЭтоМесто.ru (2010). Дата обращения: 13 апреля 2018.
- ↑ Туристическая карта Крыма. ЮБК. . ЭтоМесто.ru (2007). Дата обращения: 13 апреля 2018.
- ↑ Дорога Ялта - Бахчисарай в Крыму перекрыта из-за схода лавины . Интерфакс. Дата обращения: 17 апреля 2018. Архивировано 12 октября 2017 года.
- ↑ Монтандон, Шарль Генри. Путеводитель путешественника по Крыму, украшенный картами, планами, видами и виньетами и предваренный введением о разных способах переезда из Одессы в Крым = Guide du voyageur en Crimée Odessa. — Киев: Стилос, 2011. — С. 96, 212. — 413 с. — ISBN 978-966-193-057-4. Архивная копия от 8 января 2021 на Wayback Machine
- ↑ Горный Крым. . ЭтоМесто.ru (2010). Дата обращения: 13 января 2021.
- ↑ Военная топографическая карта полуострова Крым, составленная Мухиным. . ЭтоМесто.ru (1817). Дата обращения: 13 апреля 2018.
- ↑ Топографическая карта полуострова Крым. Военно-топографическое депо. . ЭтоМесто.ru (1842). Дата обращения: 13 апреля 2018.
- ↑ Карта Шуберта - Крым (Таврическая губерния). Военно-топографическое депо - 3 версты . ЭтоМесто.ru (1865). Дата обращения: 13 апреля 2018.
- ↑ Анна Москвич. Дороги на Бахчисарай // Практический путеводитель по Крыму. — 2. — Ялта: Типография Н.Р. Петрова, 1889. — С. 105. — 275 с. — (путеводители). Архивная копия от 30 января 2021 на Wayback Machine
- ↑ Дорога Ялта - Бахчисарай . СВ-Астур. Дата обращения: 10 апреля 2018. Архивировано 19 апреля 2018 года.
- ↑ Григорий Москвич. Пути сообщения // Иллюстрированный практический путеводитель по Крыму. — 22. — Санкт-Петербург: редакция "Путеводителей", 1911. — С. 28. — 288 с. — (Путеводители). Архивная копия от 28 января 2021 на Wayback Machine
- ↑ История ялтинского автовокзала . Старая Ялта. Дата обращения: 18 апреля 2018. Архивировано 19 апреля 2018 года.
- ↑ Александр Безчинский. Двухдневные экскурсии. Ай-Петри. Бабуган-Яйла // Путеводитель по Крыму. — Москва: Товарищество И.Н. Кушнерев и Ко, 1905. — С. 293—297. — 416 с.
- ↑ 1886-1944: Первые попытки организации пассажирских перевозок. Общество "Крымкурсо". . Транспорт Севастополя. Дата обращения: 19 апреля 2018. Архивировано 20 апреля 2018 года.
- ↑ Крымское общество естествоиспытателей и любителей природы. Крым. Путеводитель, 3-е издание / Пузанов, И. И.. — Симферополь.: Крымгиз, 1929. — С. 18. — 614 с.
- ↑ «Памятники и памятные места в Республике Крым, связанные с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». — Симферополь, 2016. Архивная копия от 25 апреля 2021 на Wayback Machine
- ↑ О Больнице Чёрные Воды . Официальный сайт. Дата обращения: 13 апреля 2018. Архивировано 14 апреля 2018 года.
- ↑ Серебряная беседка . Ялта, путеводитель. Дата обращения: 3 апреля 2018. Архивировано 31 марта 2018 года.