24 часа Ле-Мана 2012
24 часа Ле-Мана 2012 | |
---|---|
фр. 24 heures du Mans | |
Дата | 16—17 июня 2012 года |
Место | Ле-Ман, Франция |
Трек | Сарте |
13,629 км | |
Погода | Отчёт |
Общий заезд | |
Круги | 378 (5159,7 км) |
Поул-позиция | |
Пилот | Андре Лоттерер (Audi Sport Team Joest) |
Время | 3:23.787[1] |
Быстрейший круг | |
Пилот | Лоик Дюваль (Audi Sport Team Joest) |
Круг | 107 |
Время | 3:24.189[2] |
Подиум в общем зачёте | |
Первый | Андре Лоттерер (Audi Sport Team Joest) |
Марсель Фесслер | |
Бенуа Трелуйе | |
Второй | Алан Макниш (Audi Sport Team Joest) |
Ринальдо Капелло | |
Том Кристенсен | |
Третий | Оливер Джарвис[англ.] (Audi Sport North America) |
Марко Бонаноми | |
Майк Роккенфеллер | |
Победители по классам | |
Класс LMP1 |
1. Андре Лоттерер (Audi Sport Team Joest) |
2. Марсель Фесслер | |
3. Бенуа Трелуйе | |
Класс LMP2 |
1. Энцо Потоликкьо[англ.] (Starworks Motorsport) |
2. Райан Дил[англ.] | |
3. Том Кимбер-Смит[англ.] | |
Класс LMGTE Pro |
1. Джанкарло Физикелла (AF Corse) |
2. Джанмария Бруни | |
3. Тони Виландер | |
Класс LMGTE Am |
1. Патрик Борнхаузер[англ.] (Larbre Compétition) |
2. Жульен Каналь[англ.] | |
3. Педру Лами |
24 часа Ле-Мана 2012 (фр. 24 Heures du Mans 2012) — 80-я по счёту автомобильная гонка на выносливость, организованная Западным автомобильным клубом, которая состоялась 16—17 июня 2012 года на трассе «Сарт» в окрестностях Ле-Мана во Франции, являвшаяся также третьим этапом дебютного сезона возрождённого чемпионата мира по автогонкам на выносливость[англ.][3]. В гонке полную победу одержала команда Audi, занявшая 4 из 5 первых мест, включая весь подиум. Основной соперник Audi, команда Toyota выбыла из борьбы ещё до наступления темноты после столкновений с круговыми, в одном из которых серьёзную травму получил Энтони Дэвидсон[4][5].
В гонке второй год поряд победу одержали Андре Лоттерер, Марсель Фесслер и Бенуа Трелуйе[6]. Для Audi эта победа стала третьей подряд и 11-й за все время участия в гонке. Audi R18 e-tron quattro стал первым гибридным и первым полноприводным автомобилем, на которым была одержана победа в гонке[7][8].
Гонку посетило 240 тыс. зрителей[9].
Расписание
Даты проведения тестов и гонок были выбраны с учётом календаря Формулы-1, чтобы избежать пересечений[10].
Расписание[11] | ||
---|---|---|
Дата | Время (CEST) | Событие |
Тесты | ||
1 июня | 09:00 — 18:00 | Технические и административные проверки |
2 июня | 09:00 — 15:00 | Технические и административные проверки |
3 июня | 09:00 — 13:00 | Тестовые заезды |
14:00 — 18:00 | ||
Гонка | ||
10 июня | 14:30 — 19:00 | Технические и административные проверки |
11 июня | 10:00 — 18:00 | Технические и административные проверки |
13 июня | 16:00 — 20:00 | Свободна практика |
22:00 — 24:00 | Квалификация | |
14 июня | 19:00 — 21:00 | |
22:00 — 24:00 | ||
15 июня | 17:30 — 19:30 | 18-й парад гонщиков в центре Ле-Мана |
16 июня | 09:00 — 09:45 |
Разминка |
15:00 | Старт гонки | |
17 июня | 15:00 | Финиш гонки |
Заявки
Из поданных заявок Западный автомобильный клуб выбрал 55 участников в четырёх категориях: LMP1 (Le Mans Prototype 1), and LMP2 (Le Mans Prototype 2), LMGTE Pro (Le Mans GT Endurance—Professional), and LMGTE Am (Le Mans GT Endurance—Amateur), а также 1 участника в рамках проекта «Гараж 56».
Автоматические заявки
Автоматические приглашения получили победители предыдущего года в своих классах, а также победители и некоторые команды, занявшие второе место, в Американской серии Ле-Ман, Серии Ле-Ман, Petit Le Mans[англ.], зачёте Michelin Green X Challenge и Формуле Ле-Ман[англ.][12].
Команда, принявшая автоматическое приглашение, может выступать на другой технике, но не в другом классе. Исключение сделано для команд, приглашённых в оба класса LMGTE, которые могут переходить между этими двумя классами в зависимости от состава гонщиков.
Reason Entered | LMP1 | LMP2 | LM GTE Pro | LM GTE Am |
---|---|---|---|---|
1-й в гонке 24 часа Ле-Мана | Audi Sport Team Joest | Greaves Motorsport[англ.] | Corvette Racing[англ.] | Larbre Compétition[англ.] |
1-й в Серии Ле-Ман | Rebellion Racing | Greaves Motorsport[англ.] | AF Corse[англ.] | IMSA Performance[англ.] Matmut |
2-й в Серии Ле-Ман | Pescarolo Team[англ.] | Strakka Racing[англ.] | JMW Motorsport | AF Corse[англ.] |
1-й в Американской серии Ле-Ман | Dyson Racing Team[англ.] | — | BMW Team RLL[англ.][К 1] | |
2-й в Американской серии Ле-Ман | Muscle Milk[англ.] Aston Martin Racing[англ.] | — | Corvette Racing[англ.][К 1] | |
1-й в Petit Le Mans | Peugeot Sport Total | Level 5 Motorsports[англ.] | AF Corse[англ.] | Krohn Racing[англ.] |
1-й в LMS Michelin Green X Challenge | Pescarolo Team[англ.] | AF Corse[англ.] | ||
1-й в ALMS Michelin Green X Challenge | Dyson Racing Team[англ.] | BMW Team RLL[англ.] | ||
1-й в Серии Ле-Ман в категории FLM | Pegasus Racing |
Гараж 56
56-ю заявку Западный автомобильный клуб зарезервировал для команд, использующих инновационные технологии, в частности в производительности и защите окружающей среды. Приглашение получила американская группа Project 56, разработавшая DeltaWing, первоначально предназначавшийся для IndyCar Series и отличавшийся очень малым весом и оригинальный внешним видом. Проект проводился при поддержке Highcroft Racing, All American Racers и Panoz Group[13]. Две другие заявки — GreenGT LMP-H2 с водородным топливным элементом и электромеханической трансмиссией[14] и электромобиль Courage 0.12[15] — были приняты в качестве запасных.
Список участников
2 февраля 2012 года Западный автомобильный клуб огласил список 56 участников гонки и 9 запасных[16][17]. 16 апреля Dyson Racing отозвала свою заявки и её место заняли Status Grand Prix и Murphy Prototypes. Jetalliance, Hope Racing, Lotus Cars и Aston Martin Racing также отозвали свои заявки и были исключены из списка запасных.
9 запасных были разделены на две группы по классам: LMP и GT. В случае отказа от участия выбывший автомобиль заменялся запасным только из той же группы. К началу тестов в списке запасных было три участника: второй экипаж Lotus (LMP), IMSA Matmut Porsche и Proton Competition Porsche (GT).
Квалификация
Квалификация состояла из трёх сессий продолжительностью 2 часа каждая. Во время первой сессии в среду ночью лидерство захватило трио Audi во главе с № 1 с результатом 3:25.453. Toyota отстала от лидеров на 1,7 с. Thiriet by TDS Racing возглавил категорию LMP2, опередив на две десятые секунды Murphy Prototypes. Corvette Racing № 74 в классе LMGTE Pro с результатом 3:55.910 опередил Ferrari команды Luxury Racing и № 73. Лидером в классе LMGTE Am была Flying Lizard Motorsports, от неё на полсекуды отстала Prospeed Competition Porsche.
Вторая квалификационная сессия состоялась в четверг в начале вечера. Большинство команд улучшили свои результаты, а промежуточный поул с результатом 3:24.078 завоевал экипаж Audi № 3. В классе LMP2 OAK Racing № 24 опередил Signatech. Luxury Racing и Aston Martin улучшили результат Corvette в классе LMGTE Pro. Flying Lizard Motorsports не улучшила результат, но и не потеряла лидерство в классе LMGTE Am.
Третья квалификационная сессия началась через час после завершения второй и продлилась до полуночи. Андре Лоттерер на Audi № 1 ещё в начале сессии установил лучшее время 3:23.787, что позволило ему впервые на автомобиле с гибридной силовой установкой занять поул-позицию по результатам все трёх сессий. На втором месте расположился Audi № 3 с отставанием почти три десятых секунды, на третьем — Toyota № 8 с отставанием более, чем секунду. В классе LMP2 ADR-Delta почти на полсекунды улучшила результат OAK Racing, показанный во второй сессии. Luxury Racing и Flying Lizard Motorsports сохранили лидирующие позиции в классах LMGTE Pro и LMGTE Am соответственно. DeltaWing по результатам квалификации занял 29-е место.
Результаты квалификации
Поул-позиция выделена полужирным начертанием, лучшее время для каждого экипажа выделено серым фоном.
Позиция | Номер | Команда | Автомобиль | Класс | Сессия 1[18] | Сессия 2[19] | Сессия 3[20] | Отставание от лидера |
Позиция на стартовой решётке[21] |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | Audi Sport Team Joest | Audi R18 e-tron quattro | LMP1 | 3:25.453 | 3:24.997 | 3:23.787 | 1 | |
2 | 3 | Audi Sport Team Joest | Audi R18 ultra | LMP1 | 3:26.694 | 3:24.078 | 3:27.578 | +0.291 | 2 |
3 | 8 | Toyota Racing | Toyota TS030 Hybrid | LMP1 | 3:28.295 | 3:26.151 | 3:24.842 | +1.055 | 3 |
4 | 2 | Audi Sport Team Joest | Audi R18 e-tron quattro | LMP1 | 3:26.536 | 3:26.038 | 3:25.433 | +1.646 | 4 |
5 | 7 | Toyota Racing | Toyota TS030 Hybrid | LMP1 | 3:27.191 | 3:26.502 | 3:25.488 | +1.701 | 5 |
6 | 4 | Audi Sport North America | Audi R18 ultra | LMP1 | 3:27.554 | 3:26.420 | 3:26.600 | +2.633 | 6 |
7 | 21 | Strakka Racing | HPD ARX-03a-Honda | LMP1 | 3:32.750 | 3:29.622 | 3:37.253 | +5.835 | 7 |
8 | 12 | Rebellion Racing | Lola B12/60-Toyota | LMP1 | 3:33.211 | 3:29.837 | 3:34.476 | +6.050 | 8 |
9 | 13 | Rebellion Racing | Lola B12/60-Toyota | LMP1 | 3:33.140 | 3:31.866 | 3:41.533 | +8.079 | 9 |
10 | 17 | Pescarolo Team | Dome S102.5-Judd | LMP1 | 3:34.716 | 3:34.925 | 3:33.066 | +9.279 | 10 |
11 | 22 | JRM | HPD ARX-03a-Honda | LMP1 | 3:37.088 | без времени | 3:35.421 | +11.634 | 11 |
12 | 15 | OAK Racing | OAK Pescarolo 01-Judd | LMP1 | 3:38.414 | 3:37.367 | 3:35.584 | +11.797 | 12 |
13 | 16 | Pescarolo Team | Pescarolo 03-Judd | LMP1 | без времени | 3:37.485 | 3:48.716 | +13.698 | —[К 2] |
14 | 25 | ADR-Delta | Oreca 03-Nissan | LMP2 | 3:41.791 | 3:40.174 | 3:38.181 | +14.394 | 13 |
15 | 24 | OAK Racing | Morgan LMP2-Judd | LMP2 | 3:40.902 | 3:38.598 | 3:40.310 | +14.811 | 14 |
16 | 26 | Signatech-Nissan | Oreca 03-Nissan | LMP2 | 3:42.157 | 3:39.152 | 3:44.622 | +15.365 | 15 |
17 | 46 | Thiriet by TDS Racing | Oreca 03-Nissan | LMP2 | 3:39.252 | 3:41.975 | 3:41.990 | +15.465 | 16 |
18 | 49 | Pecom Racing | Oreca 03-Nissan | LMP2 | 3:41.916 | 3:39.711 | 3:40.292 | +15.924 | 17 |
19 | 48 | Murphy Prototypes | Oreca 03-Nissan | LMP2 | 3:39.877 | 3:40.652 | 3:42.057 | +16.090 | 18 |
20 | 35 | OAK Racing | Morgan LMP2-Nissan | LMP2 | 3:41.721 | 3:39.899 | 3:41.707 | +16.112 | 19 |
21 | 30 | Status Grand Prix | Lola B12/80-Judd | LMP2 | 3:41.451 | 3:42.518 | 3:40.280 | +16.493 | 20 |
22 | 44 | Starworks Motorsport | HPD ARX-03b-Honda | LMP2 | 3:40.639 | 3:41.863 | 3:40.471 | +16.684 | 21 |
23 | 45 | Boutsen Ginion Racing | Oreca 03-Nissan | LMP2 | 3:40.727 | 3:43.763 | 3:42.949 | +16.940 | 22 |
24 | 42 | Greaves Motorsport | Zytek Z11SN-Nissan | LMP2 | 3:42.125 | 3:40.738 | 3:43.230 | +16.951 | 23 |
25 | 38 | Jota | Zytek Z11SN-Nissan | LMP2 | 3:41.287 | 3:41.428 | без времени | +17.500 | 24 |
26 | 23 | Signatech-Nissan | Oreca 03-Nissan | LMP2 | 3:44.495 | 3:42.581 | 3:41.982 | +18.195 | 25 |
27 | 33 | Level 5 Motorsports | HPD ARX-03b-Honda | LMP2 | 3:42.224 | без времени | 3:42.696 | +18.437 | 26 |
28 | 41 | Greaves Motorsport | Zytek Z11SN-Nissan | LMP2 | 3:47.408 | 3:43.406 | 3:42.292 | +18.505 | 27 |
29 | 0 | Highcroft Racing | DeltaWing-Nissan | 3:42.612 | 3:48.142 | 3:50.903 | +18.825 | 28 | |
30 | 40 | Race Performance | Oreca 03-Judd | LMP2 | 3:48.124 | 3:43.619 | 3:46.200 | +19.832 | 29 |
31 | 31 | Lotus | Lola B12/80-Lotus | LMP2 | 3:48.067 | без времени | 3:45.664 | +21.877 | 30 |
32 | 28 | Gulf Racing Middle East | Lola B12/80-Nissan | LMP2 | 3:50.526 | 3:47.244 | 4:15.649 | +23.457 | 31 |
33 | 43 | Extrême Limite ARIC | Norma MP200P-Judd | LMP2 | 3:51.012 | 3:53.560 | 3:48.025 | +24.238 | 32 |
34 | 59 | Luxury Racing | Ferrari 458 Italia GT2 | LMGTE Pro | 3:56.076 | 3:55.393 | 3:58.647 | +31.606 | 33 |
35 | 97 | Aston Martin Racing | Aston Martin Vantage GTE | LMGTE Pro | 3:57.466 | 3:55.870 | 3:56.036 | +32.083 | 34 |
36 | 74 | Corvette Racing | Chevrolet Corvette C6.R | LMGTE Pro | 3:55.910 | 3:58.214 | 3:57.981 | +32.123 | 35 |
37 | 71 | AF Corse | Ferrari 458 Italia GT2 | LMGTE Pro | 3:57.509 | 3:58.960 | 3:56.484 | +32.697 | 36 |
38 | 73 | Corvette Racing | Chevrolet Corvette C6.R | LMGTE Pro | 3:57.181 | 3:59.433 | 3:59.471 | +33.394 | 37 |
39 | 79 | Flying Lizard Motorsports | Porsche 997 GT3-RSR | LMGTE Am | 3:57.594 | 4:09.762 | 4:03.420 | +33.807 | 38 |
40 | 77 | Team Felbermayr-Proton | Porsche 997 GT3-RSR | LMGTE Pro | 3:57.648 | 3:57.606 | 4:19.147 | +33.819 | 39 |
41 | 75 | Prospeed Competition | Porsche 997 GT3-RSR | LMGTE Am | 3:58.035 | 9:51.593 | 3:59.739 | +34.248 | 40 |
42 | 80 | Flying Lizard Motorsports | Porsche 997 GT3-RSR | LMGTE Pro | 3:58.717 | 4:00.011 | 3:59.372 | +34.930 | 41 |
43 | 99 | Aston Martin Racing | Aston Martin Vantage GTE | LMGTE Am | 3:58.725 | 4:00.958 | без времени | +34.938 | 42 |
44 | 58 | Luxury Racing | Ferrari 458 Italia GT2 | LMGTE Am | 4:00.849 | 3:58.800 | без времени | +35.013 | 43 |
45 | 29 | Gulf Racing Middle East | Lola B12/80-Nissan | LMP2 | 4:14.086 | без времени | 3:58.895 | +35.108 | 44 |
46 | 88 | Team Felbermayr-Proton | Porsche 997 GT3-RSR | LMGTE Am | 3:59.529 | 3:59.181 | 3:59.971 | +35.394 | 45 |
47 | 50 | Larbre Compétition | Chevrolet Corvette C6.R | LMGTE Am | 3:59.192 | 4:05.426 | 4:13.459 | +35.405 | 46 |
48 | 66 | JMW Motorsport | Ferrari 458 Italia GT2 | LMGTE Pro | 4:00.883 | 3:59.638 | 4:10.192 | +35.851 | 47 |
49 | 51 | AF Corse | Ferrari 458 Italia GT2 | LMGTE Pro | без времени | без времени | 4:00.025 | +36.238 | 48 |
50 | 81 | AF Corse | Ferrari 458 Italia GT2 | LMGTE Am | 4:04.493 | 4:00.288 | 4:00.924 | +36.501 | 49 |
51 | 67 | IMSA Performance Matmut | Porsche 997 GT3-RSR | LMGTE Am | 4:00.332 | 4:00.829 | 4:07.180 | +36.545 | 50 |
52 | 61 | AF Corse-Waltrip | Ferrari 458 Italia GT2 | LMGTE Am | 4:04.861 | 4:00.691 | 4:08.217 | +36.904 | 51 |
53 | 57 | Krohn Racing | Ferrari 458 Italia GT2 | LMGTE Am | 4:04.698 | 4:04.075 | 4:02.323 | +38.536 | 52 |
54 | 83 | JMB Racing | Ferrari 458 Italia GT2 | LMGTE Am | 4:04.416 | 4:02.461 | 4:20.082 | +38.674 | 53 |
55 | 70 | Larbre Compétition | Chevrolet Corvette C6.R | LMGTE Am | 4:03.021 | 4:02.969 | 4:09.709 | +39.182 | 54 |
56 | 55 | JWA-Avila | Porsche 997 GT3-RSR | LMGTE Am | 4:08.170 | 4:03.661 | 4:03.705 | +39.874 | 55 |
Гонка
Заезд стартовал в 15.00 по центральноевропейскому времени. К концу первого часа Audi № 1 сохранил лидерство в то время, как на второе место вышел Audi № 2, опередивший Toyota № 8, а Audi № 3 выбыл из первой десятки после длительного посещения боксов. В классах LMP2 и LMGTE Pro лидерство захватили OAK Racing и AF Corse соответственно, в LMGTE Am по-прежнему лидировал Flying Lizard Motorsports № 79. DeltaWing всё так же занимал 29-ю позицию[22].
В начале 6-го часа Toyota № 7 под управлением Николя Лапьера опередила на трассе Audi № 1 под управлением Бенуа Трелуйе, а Ромен Дюма ошибся при обгоне кругового в 1-й шикане на прямой Мюльсан и врезался в ограждение, но смог добраться до боксов. Однако вскоре Toyota № 8 при обгоне в повороте Мюльсан столкнулась с круговым из класса LMGTE Am, взмыла в воздух, сделала полный оборот, ударилась об асфальт и врезалась в барьер из покрышек. Круговая Ferrari также врезалась в барьер из покрышек и перевернулась. Энтони Дэвидсону, управлявшему Toyota, потребовалась медицинская помощь[23][24]. Для обеспечения его эвакуации в медицинский центр и ремонта ограждения на трассу выехали автомобили безопасности, в это время Audi смогла вернуть лидерство[25][23]. Уже в госпитале у Дэвидсона был диагностирован компрессионный перелом двух позвонков[26][К 3].
Вскоре после рестарта гонки Кадзуки Накадзима, сменивший Лапьера за рулём Toyota № 7, допустил столкновение с DeltaWing, которое для обоих автомобилей стало фатальным: DeltaWing сошёл с дистанции сразу же после того, как ударился об бетонное ограждение трассы, а Toyota — после нескольких продолжительных посещений боксов. Поэтому через восемь часов после старта Audi прочно заняли первые три места в общей классификации[28][29].
В начале 18-го часа Марсель Фесслер после контакта с Corvette № 74 ударился об барьер, что стоило ему внепланового посещения боксов и потери лидерства[30].
На 22-м часу гонки сначала Марк Жене врезался в ограждение в 1-й шикане, а вскоре лидировавший в гонке Алан Макниш столкнулся сначала с круговой Ferrari, а затем — с ограждением. Повреждения оказались не такими серьёзными, как во время предыдущей гонки, но тем не менее, Макнишу пришлось заехать в боксы на внеплановый ремонт, а трасса была усыпана обломками, что привело к выезду на трассу автомобилей безопасности[31].
После аварии лидерство перешло к экипажу Audi № 1, который и финишировал первым, несмотря на проблемы в работе системы рекуперации энергии, возникшие ближе к концу гонки[32]. Победа досталась Андре Лоттереру, Марселю Фесслеру и Бенуа Трелуйе, победившим 2-й раз подряд. Кроме них места на подиуме заняли Audi № 2 (Ринальдо Капелло, Том Кристисен, Алан Макниш) и Audi № 4 (Оливер Джарвис, Марко Бонаноми, Майк Роккенфеллер). Лучшим частным экипажем в классе LMP1 стал Rebellion № 12 (Николя Прост, Нил Яни, Ник Хайдфельд). В классе LMP2 подиум заняли Starworks Motorsports № 44 (Энцо Потоликкьо, Райан Дил, Том Ким-Смит), Thiriet By TDS Racing № 46 (Пьер Тирье, Матиас Беш, Кристоф Тинсо) и Pecom Racing № 49 (Луис Перес Компанк, Соэй Аяри, Пьер Каффер); в классе LMGTE Pro — AF Corse № 51 (Джанкарло Физикелла, Джанмария Бруни, Тони Виландер), Luxury Racing № 59 (Фредерик Маковецки, Жайми Мело, Донминик Фарнбахер) и Aston Martin Racing № 97 (Адриан Фернандес, Штефан Мюкке, Даррен Тернер); в классе LMGTE Am — Larbre Competition № 50 (Патрик Борнхаузер, Жюльен Каналь, Педру Лами), IMSA Performance Matmut № 67 (Николя Арминдо, Раймон Наррак, Антони Пон) и Krohn Racing № 57 (Трейси Крон, Никлас Йонсон, Микеле Руголо).
Результаты гонки
Победители в классах выделены полужирным начертанием, участники чемпионата мира по автогонкам на выносливость выделены жёлтым цветом. Автомобили, не преодолевшие 70 % дистанции победителя (264 круга), не классифицированы[33].
Комментарии
- ↑ 1,0 1,1 Направлено только одно приглашение, так как в ALMS класс LMGTE не делился на подклассы Pro и Am.
- ↑ Стартовал с пит-лейн.
- ↑ Уже в госпитале Дэвидсон рассказал, что, подъезжая к круговому, предположил, что автомобиль относится к профессиональному классу GT, как и два автомобиля, которые он незадолго до этого обогнал. И лишь поравнявшись, Дэвидсон заметил, что круговой относится к любительскому классу GT. Он также рассчитывал, что во время обгона круговой останется слева, но в начале торможения произошло столкновение[27]. В свою очередь Пьерджузеппе Пераццини, управлявший круговой Ferrari, в интервью в прямом эфире телеканала «Евроспорт», взятом вскоре после аварии, заявил, что находился на своей траектории и не менял её.
- ↑ Жан-Кристоф Буйон отказался от участия в гонке из-за травмы, полученной в среду[34]
Примечания
- ↑ 07_FastestLapByDriverAfter_Qualifying Practice Session 3_ByClass.PDF (англ.) (PDF) (недоступная ссылка). FIA/ACO (15 июня 2012). Дата обращения: 13 октября 2016. Архивировано 13 октября 2016 года.
- ↑ 07_FastestLapByDriver_Race.PDF (англ.) (PDF) (недоступная ссылка). FIA/FCO (17 июня 2012). Дата обращения: 13 октября 2016. Архивировано 13 октября 2016 года.
- ↑ John Dagys. LE MANS: 2012 WEC Schedule Released (англ.) (недоступная ссылка). SPEED.com (12 ноября 2011). Дата обращения: 19 октября 2016. Архивировано 23 декабря 2012 года.
- ↑ Владимир Клапан. Гонка «24 часа Ле Мана»: команда Audi боролась сама с собой (недоступная ссылка). Autocentre.ua (19 июня 2012). Дата обращения: 18 октября 2016. Архивировано 15 октября 2016 года.
- ↑ Василий Костин. Почему Тойоте за 30 лет не покорился главный марафон планеты? (недоступная ссылка). Авторевю (1 августа 2016). Дата обращения: 4 января 2017. Архивировано 6 декабря 2016 года.
- ↑ Sarah Holt. Audi triumphant again at Le Mans (англ.) (недоступная ссылка). Reuters (17 июня 2012). Дата обращения: 19 октября 2016. Архивировано 20 февраля 2016 года.
- ↑ John Dagys. LE MANS: Audi Sweeps LM24, Claims First Hybrid Victory. Early race mishaps from Toyota give Audi clear sailing to score its 11th overall victory at Le Mans... (англ.) (недоступная ссылка). speedtv.com (17 июня 2016). Дата обращения: 19 октября 2016. Архивировано 18 июня 2012 года.
- ↑ Auto News - 24 Heures du Mans 2012 - The 80th 24 hours of Le Mans in numbers (англ.) (недоступная ссылка). LeMans.org (17 июня 2012). Дата обращения: 19 октября 2016. Архивировано 19 июня 2012 года.
- ↑ Гонка "24 часа Ле-Мана" в 2012 году собрала 240 тысяч зрителей (недоступная ссылка). Чемпионат (17 июня 2012). Дата обращения: 4 января 2017. Архивировано 4 января 2017 года.
- ↑ Matt Beer. Le Mans 24 Hours to avoid clash with Formula 1 next year - WEC (англ.) (недоступная ссылка). Autosport.com (29 августа 2011). Дата обращения: 22 октября 2016. Архивировано 3 марта 2016 года.
- ↑ Auto News - 24 Heures du Mans 2012 - Stars, premieres, innovations! A rush to tackle the Le Mans circuit! - (англ.) (недоступная ссылка). LeMans.org. ACO (16 апреля 2012). Дата обращения: 23 октября 2016. Архивировано 25 июня 2012 года.
- ↑ ANNEXE / APPENDIX VIII - selectionnees_office_2012.pdf (PDF) (недоступная ссылка). lemans.org (англ., фр.). ACO (19 декабря 2011). Дата обращения: 30 октября 2016. Архивировано 8 августа 2016 года.
- ↑ LE MANS: DeltaWing To Build LMP1 Car For 2012 LM24 Race (англ.) (недоступная ссылка). speedtv.com (9 июня 2011). Дата обращения: 5 ноября 2016. Архивировано 26 марта 2012 года.
- ↑ GreenGT LMP H2 invited as experimental prototype by the ACO to race at the 24 Hours of Le Mans in 2012 (англ.) (PDF) (недоступная ссылка). lemans.org. ACO (9 июня 2011). Дата обращения: 6 ноября 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ COURAGE Ø.12 : OBJECTIF LE MANS ! (фр.) (PDF) (недоступная ссылка). lemans.org. ACO (8 июня 2011). Дата обращения: 6 ноября 2016. Архивировано 27 марта 2016 года.
- ↑ Auto News - 24 Heures du Mans 2012 - 2012 Le Mans 24 Hours and the FIA World Endurance Championship: A superb field (англ.) (недоступная ссылка). The official website of 24 Heures du Mans. ACO (2 февраля 2012). Дата обращения: 12 ноября 2016. Архивировано 15 апреля 2013 года.
- ↑ 24 HEURES DU MANS 2012 - entry list 24 heures du mans 2012 (PDF) (недоступная ссылка). lemans.org (англ., фр.). ACO (2 февраля 2012). Дата обращения: 12 ноября 2016. Архивировано 6 февраля 2012 года.
- ↑ 03_Classification_Qualifying Practice Session 1.PDF (англ.) (PDF) (недоступная ссылка). FIA/ACO (14 июня 2012). Дата обращения: 30 ноября 2016. Архивировано 30 ноября 2016 года.
- ↑ 03_Classification_Qualifying Practice Session 2.PDF (англ.) (PDF) (недоступная ссылка). FIA/ACO (15 июня 2012). Дата обращения: 30 ноября 2016. Архивировано 30 ноября 2016 года.
- ↑ 03_Classification_Qualifying Practice Session 3.PDF (англ.) (PDF) (недоступная ссылка). FIA/ACO (15 июня 2012). Дата обращения: 30 ноября 2016. Архивировано 30 ноября 2016 года.
- ↑ 01_Grid_Race.PDF (англ.) (PDF) (недоступная ссылка). FIA/ACO (16 июня 2012). Дата обращения: 30 ноября 2016. Архивировано 30 ноября 2016 года.
- ↑ Ле-Ман: Audi лидирует после старта (недоступная ссылка). F1News (16 июня 2012). Дата обращения: 13 декабря 2016. Архивировано 13 декабря 2016 года.
- ↑ 23,0 23,1 Ле-Ман: бешеные полчаса - две смены лидера и два разбитых заводских прототипа. АВТО / МОТО - Автоспорт (недоступная ссылка). Спорт-Экспресс (16 июня 2012). Дата обращения: 4 января 2017. Архивировано 4 января 2017 года.
- ↑ Андрей Лось. Ле-Ман: Дэвидсон попал в аварию, но Toyota едет быстро (недоступная ссылка). f1news.ru (16 июня 2012). Дата обращения: 14 декабря 2016. Архивировано 15 декабря 2016 года.
- ↑ Андрей Лось. Ле-Ман: Дэвидсон будет отправлен в госпиталь (недоступная ссылка). f1news.ru (16 июня 2012). Дата обращения: 15 декабря 2016. Архивировано 15 декабря 2016 года.
- ↑ Дэвидсон попал в серьёзную аварию и сломал два позвонка, 24 часа Ле-Мана - Авто/мото - (недоступная ссылка). Sports.ru (17 июня 2012). Дата обращения: 4 января 2017. Архивировано 4 января 2017 года.
- ↑ Дмитрий Бухаров. Энтони Дэвидсон комментирует аварию в Ле-Мане… (недоступная ссылка). F1News.Ru (17 июня 2012). Дата обращения: 24 декабря 2016. Архивировано 24 декабря 2016 года.
- ↑ Ле-Ман: Накаджима испортил песню “Тойоте”, сыграв в камикадзе. АВТО / МОТО - Автоспорт (недоступная ссылка). Спорт-Экспресс (17 июня 2012). Дата обращения: 4 января 2017. Архивировано 4 января 2017 года.
- ↑ Дмитрий Бухаров. Ле-Ман: Положение после восьми часов гонки (недоступная ссылка). f1news.ru (17 июня 2012). Дата обращения: 15 декабря 2016. Архивировано 15 декабря 2016 года.
- ↑ Дмитрий Бухаров. Ле-Ман: Шесть часов до финиша (недоступная ссылка). F1News.Ru (17 июня 2012). Дата обращения: 17 декабря 2016. Архивировано 17 декабря 2016 года.
- ↑ Дмитрий Бухаров. Ле-Ман: Два часа до финиша (недоступная ссылка). F1News.Ru (17 июня 2012). Дата обращения: 19 декабря 2016. Архивировано 19 декабря 2016 года.
- ↑ Ле-Ман: "Ауди" опровергает слухи, что от гибрида к финишу осталось одно название. АВТО / МОТО - Автоспорт (недоступная ссылка). Спорт-Экспресс (29 июня 2012). Дата обращения: 4 января 2017. Архивировано 4 января 2017 года.
- ↑ 24-heures-du-mans-2012-classifcation-after-24h.pdf (англ.) (PDF) (недоступная ссылка). lemans.org. FIA/ACO (17 июня 2012). Дата обращения: 5 января 2017. Архивировано 13 мая 2016 года.
- ↑ Auto News - 24 Heures du Mans 2012 - Only two drivers will race for the No.16 Pescarolo (англ.) (недоступная ссылка). LeMans.org (15 июня 2012). Дата обращения: 7 января 2017. Архивировано 18 июня 2012 года.