11-я смешанная авиационная дивизия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
11-я смешанная авиационная дивизия
Вооружённые силы Союз Советских Социалистических Республик ВС СССР
Вид вооружённых сил Союз Советских Социалистических Республик ВВС
Формирование август 1940 года
Расформирование (преобразование) 13 февраля 1942 года
Районы боевых действий
Великая Отечественная война 1941: Белоруссия, Орловская область, Смоленская область, Тульская область
Преемственность
Преемник Управление ВВС 3-й армии

11-я смешанная авиационная дивизия — воинское соединение вооружённых Вооружённых Сил СССР в Великой Отечественной войне.

История

Дивизия сформирована в августе 1940 года в Западном Особом ВО. На 22 июня 1941 года управление дивизии базировалось в Лиде, полки базировались на аэродромах Желудок, Черлена, Скидель, Лесище, Щучин[1]. В дивизии насчитывалось 208 самолётов типов Пе-2, И-16, И-15, И-15 бис, И-153, СБ, из них 19 неисправных.

В составе действующей армии с 22 июня 1941 по 13 февраля 1942 года.

На 22 июня 1941 года все полки дивизии были передислоцированы на полевые аэродромы:

  • 16-й бомбардировочный полк в Черлену (неподалёку от Мостов),
  • 122-й истребительный в Новый Двор, в 15 километрах от границы, несколько западнее Гродно,
  • 127-й истребительный полк в район Лесище восточнее Скидели.[2].

С началом войны все полки дивизии подверглись бомбардировкам на аэродромах и понесли значительные потери в материальной части. Тем не менее, дивизия сумела совершить несколько боевых вылетов, отчиталась о 17 сбитых Bf-109, 11 Bf-110 и 7 Ju-88[3].

Из политдонесения дивизии о боях утра 22.06.1941

22.6.41 с 4.15 до 5.50 четыре бомбардировщики противника совершили налёт на г. Лиду. Разбит поезд Белосток-Ленинград… 5.05 противник сделал налёт на аэродром Новый Двор. Сгорело 2 самолёта. Количество выбывших самолётов не установлено. 10 самолётов И-16 перебазированы в г. Лиду.
9.50 до… 37 самолётов «Ю-88» совершили налёт на аэродром Черлена. Самолёты СБ ярко горят. Подробности и потери неизвестны.
127 иап, с 3.30 до 12.00 совершили 8 боевых вылетов в районе Черлена-Гродно… Сбито два До-215. Потери — один ст. политрук.
6.20-11.00, 2 аэ (ав. эскадр.) 127 иап — 15 самолёто-вылетов. 10.45 вели воздушный бой в районе Черлена-Гродно с 27-30 самолётами До-215. Сбитых нет…
05.20 до 10.50, 3 аэ 127 иап — 8 вылетов. До 10.30 воздушный бой с До-215 в районе Черлены… /потерь/ нет.
06.45 до 10.50, 4-я аэ 127 иап — 11 самолёто-вылетов. 10.20 до 10-30 воздушный бой с группой… районе Черлены. Сбит один До-215. Потерь нет. 12-30."

За первый день войны дивизия потеряла 127 самолётов, из них в воздухе только около 20. За второй день войны дивизия полностью утратила материальную часть[4] и 23 июня 1941 года управление дивизии с оставшимся личным составом было отведено в тыл[4].

В июле 1941 года дивизия вернулась на фронт, имея в составе уже другие полки, в состав ВВС 21-й армии, участвовала в Смоленском сражении, в частности, в отражении форсирования Днепра немецкой 2-й танковой группой Г. Гудериана в районе Могилёва.

К августу 1941 года дивизия базировалась в Хотимске, входя в состав ВВС 13-й армии. На 5 августа 1941 года имела в составе:

  • 4-й штурмовой авиационный полк (4 Ил-2),
  • 184-й истребительный авиаполк (6 И-16, из них два неисправных),
  • 32-й «А» истребительный авиаполк (7 И-16, из них пять неисправных)[5].

Действовала в районах Рославль, Орёл, Брянск, впоследствии принимала участие в отражении наступления 2-й танковой группы в ходе операции «Тайфун».

В конце ноября 1941 года дивизия послужила основой для формирования в Ряжске авиационной группы генерала Г. П. Кравченко. Вскоре дивизия перелетела на аэродромы в районе Ступино и Новомосковска, и начала действовать против войск противника в районах Тула — Малоярославец[6]

13 февраля 1942 года управление дивизии обращено на формирование Управления ВВС 3-й армии.

Состав

На 22.06.1941 года

16-й скоростной бомбардировочный авиационный полк — Желудок

122-й истребительный авиационный полк — Лида

127-й истребительный авиационный полк — Скидель

190-й штурмовой авиационный полк (в стадии формирования) — Щучин


В разное время

Подчинение

Дата Фронт (округ) Армия Корпус Примечания
22.06.1941 года Западный фронт ВВС 3-й армии - -
01.07.1941 года Западный фронт ВВС 21-й армии - -
10.07.1941 года Западный фронт ВВС 21-й армии - -
24.07.1941 года Центральный фронт ВВС 13-й армии - -
01.09.1941 года Брянский фронт - - -
01.10.1941 года Брянский фронт - - -
01.11.1941 года Брянский фронт - - -
01.12.1941 года Юго-Западный фронт - - -
01.01.1942 года Брянский фронт - - -
01.02.1942 года Брянский фронт - - -

Командиры

Участие в операциях и битвах

Отличившиеся воины

  • Гетьман Семён Григорьевич, майор, командир 4-го штурмового авиационного полка 11-й смешанной авиационной дивизии Военно-воздушных сил Западного фронта за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 октября 1941 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 566).
  • Коротков Михаил Иванович, майор, командир эскадрильи 241-го штурмового авиационного полка 11-й смешанной авиационной дивизии ВВС 3-й армии Брянского фронта 14 февраля 1943 года удостоен звания Герой Советского Союза. Посмертно.
  • Машковский Степан Филиппович, старший лейтенант, командир эскадрильи 184-го истребительного авиационного полка 11-й смешанной авиационной дивизии Военно-воздушных сил Брянского Фронта 11 сентября 1941 года удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда № 544.
  • Сыченко Пётр Фёдорович, капитан, заместитель командира эскадрильи 241-го штурмового авиационного полка 11-й смешанной авиационной дивизии ВВС 3-й армии Брянского фронта 14 февраля 1943 года удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда № 938.

Примечания

  1. Дислокация частей Западного особого военного округа на 30.05.1941. Дата обращения: 17 июня 2015. Архивировано 8 сентября 2012 года.
  2. Трагедия 11-й смешанной авиационной дивизии. Дата обращения: 17 июня 2015. Архивировано 5 марта 2016 года.
  3. Хазанов Д. Б. 1941. Война в воздухе. Горькие уроки. — М.: Яуза, Эксмо, 2006.
  4. 4,0 4,1 11 смешанная авиационная дивизия. Дата обращения: 17 июня 2015. Архивировано 8 декабря 2015 года.
  5. В. Мартов, Белорусские Хроники, 1941 год. Дата обращения: 17 июня 2015. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  6. Кобзев Николай Леонтьевич — советский военный лётчик Герой Советского Союза — Красные соколы: советские асы 1914—1953. Дата обращения: 17 июня 2015. Архивировано 8 декабря 2015 года.
  7. 214 шад, генерал-майор авиации Рубанов, подполковник Юдин. Боевая характеристика на 190 шап 214 шад. Память народа. ЦАМО РФ (29 июля 1943). Дата обращения: 19 декабря 2020.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 11 сад, майор Гудков, ст. политрук Сытин. Донесение о боевом составе частей ВВС 11 сад. Память народа. ЦАМО РФ (24 ноября 1941). Дата обращения: 19 января 2021.

Ссылки