9-я смешанная авиационная дивизия
| ||
---|---|---|
Вооружённые силы |
|
|
Вид вооружённых сил |
|
|
Род войск (сил) | армейская авиация | |
Формирование | август 1940 года | |
Расформирование (преобразование) | 25 июня 1941 года | |
Районы боевых действий | ||
1941: Белоруссия |

9-я смешанная авиационная дивизия[1] — формирование (соединение, смешанная авиационная дивизия) армейской авиации ВВС РККА Вооружённых Сил СССР, в Великой Отечественной войне.
Сокращённое наименование, в служебных (рабочих) документах, — 9 сад.
История
Смешанная авиадивизия сформирована, в связи с мероприятиями строительства вооружённых сил СССР, в августе 1940 года, на основании Постановления Совета Народных Комиссаров (СНК) № 1344-524сс, от 25 июля 1940 года, в составе Авиация ЗОВО, которая состояла из: — смешанных авиадивизий (армейская авиация); — бомбардировочных и истребительных дивизий и отдельных разведывательных полков (фронтовая авиация); — корпусных авиационных эскадрилий (войсковая авиация)[2].
На 22 июня 1941 года управление авиадивизии базировалось в Белостоке (Аэродром № 253), полки базировались на аэродромах Рось (Россь) (Аэродром № 360), Бельск (Аэродром № 169), Заблудов (Аэродром № 117), Ломжа.[3] В дивизии насчитывалось 429 самолётов типов МиГ-1, МиГ-3, И-16, И-15, И-153, СБ, Пе-2, Ар-2, из них 74 неисправных.
В составе действующей армии с 22 июня по 25 июня 1941 года.
Дивизия одной из первой была укомплектована самолётами МиГ, новая техника начала поступать в полки в апреле — мае 1941 года, по разным данным на начало войны в составе дивизии было от 232 до 267 самолётов этой марки, при этом старые самолёты ещё не были переданы в другие части. Личный состав дивизии осваивал новые самолёты: из 256 боеготовых лётчиков (экипажей) 110 переучивались на новый тип.
22 июня 1941 года полки дивизии попали под сильные авианалёты, а местами и под огонь наземных войск. Потери полков дивизии, находящихся в Белостокском выступе, были огромны. Тем не менее, полки дивизии совершали в таких условиях боевые вылеты и сбили по разным оценкам 6 — 10 самолётов противника.[4] По некоторым сведениям, к концу дня 22 июня 1941 года из более чем 400 самолётов в дивизии оставалось всего 62.[5] В другом источнике сказано что 9-я смешанная авиадивизия в первый день войны из 409 своих самолётов потеряла (преимущественно на земле) 347, и осталось у неё 62. На следующий день дивизия понесла дополнительные потери, и её командир генерал-майор авиации С. А. Черных, тоже «испанец», послал телеграмму командующему ВВС Западного фронта, которым был генерал-майор авиации А. И. Таюрский. В телеграмме было сказано: «Все самолёты разбиты. Прошу указаний».[2].
Уже 23 июня 1941 года было принято решение об отводе 9 сад в тыл на восстановление, но 25 июня 1941 года управление дивизии было расформировано (что не верно, так как в этот день ещё в составе ДАФ). Таким образом, 9-я смешанная авиационная дивизия стала едва ли не первым соединением вооружённых сил СССР, расформированных в ходе войны.
По некоторым сведениям 21 августа 1941 года авиадивизия (управление дивизии) было обращено на сформирование 1-й резервной авиационной группы.
Состав (модели ЛА) — дислокация
на 30.05.1941
На 30 мая 1941 года 9 сад состояла из[6]:
- Управление дивизии, Штат № 15/11, — Белосток;
- Военная прокуратура, Штат № 15/49, — Белосток;
- 3-е отделение, — Белосток;
- 3-й химический взвод, Штат № 15/113-А, — Россь;
- 13-й СБ (скоростной бомбардировочный) легко-бомбардировочный авиационный полк, Штат № 15/19, — Россь;
- 41-й истребительный авиационный полк, Штат № 15/21, — Белосток;
- 124-й истребительный авиационный полк, Штат № 15/21 — Ломжа;
- 126-й истребительный авиационный полк, Штат № 15/21, — Бельск;
- 129-й истребительный авиационный полк, Штат № 15/21, — Заблудово.
22.06.1941
- управление (штаб) — Белосток[1], Аэродром № 253;
- 41-й истребительный авиационный полк (МиГ-3, МиГ-1, И-15, И-16) — Ломжа, 25 июня 1941 года, передан в состав 43-й истребительной авиационной дивизии;
- 124-й истребительный авиационный полк (МиГ-3, И-16) — Лапы, Аэродром № 202;
- 126-й истребительный авиационный полк (МиГ-3, И-16) — Долубово;
- 129-й истребительный авиационный полк (МиГ-3, И-153), командир капитан Ю. М. Беркаль — район Остров Мазовецка, аэродром Тарново, позже 5-й гвардейский истребительный авиационный полк;
- 13-й бомбардировочный авиационный полк (СБ, Ар-2, Пе-2) — Белосток[1], Рось (Россь), Аэродром № 360, который одним из первых в советских ВВС освоил бомбометание с пикирования[7];
В распоряжении командования 9 сад было 4 основных (Белосток, Бельск, Заблудово, Рось) и 21 оперативный (полевой, Себурчин (50 км), Высоке-Мазовецк (45 км), Долубово (22 км), Тарново о других данных пока нет) аэродром[7].
К 9 сад был придан Гарнизонный узел связи № 62, Штат № 15/999-Г, — Белосток[6].
В составе
Дата | Фронт (округ) | Армия | Корпус | Примечания |
---|---|---|---|---|
до 22.06.1941 года | Западный особый военный округ | 10-я армия | — | — |
22.06.1941 года | Западный фронт | 10-я армия | — | — |
Командиры
С. А. Черных, генерал-майор (08.08.1940 — 1941), арестован 8 июля, 16 октября 1941 года расстрелян после расследования и суда. Реабилитирован в 1958 году.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Д. Б. Хазанов, На направлении главного удара., «1941. Война в воздухе. Горькие уроки.» — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 416 с. — (Великая Отечественная: Неизвестная война). Тираж 6000 экз. isbn 5-699-17846-5.
- ↑ 2,0 2,1 В. Н. Свищев, генерал-майор авиации в отставке. «Гибель авиации Западного фронта в первые дни войны», Журнал «Золотой Лев» № 239—240, издание русской консервативной мысли. . Дата обращения: 27 декабря 2015. Архивировано 19 января 2016 года.
- ↑ Дислокация частей Западного особого военного округа на 30.05.1941 . Дата обращения: 25 мая 2015. Архивировано 8 сентября 2012 года.
- ↑ Западный фронт. Авиационные дивизии под ударами люфтваффе. 11 САД . Дата обращения: 25 мая 2015. Архивировано 25 мая 2015 года.
- ↑ 9-я смешанная авиационная дивизия . Дата обращения: 25 мая 2015. Архивировано 22 мая 2015 года.
- ↑ 6,0 6,1 Дислокация формирований ВВС Западного особого военного округа на 30.05.1941 года. . Дата обращения: 25 мая 2015. Архивировано 8 сентября 2012 года.
- ↑ 7,0 7,1 Марк Солонин, «На мирно спящих аэродромах… 22 июня 1941 года.» Москва, ЯУЗА, ЭКСМО, 2006 год
Литература
- Мерецков К. А. На службе народу. Страницы воспоминаний. — М.: Политиздат, 1969.
- монография А. Г. Федорова, 1971 год.[уточнить]
- Цупко П. И. Пикировщики. — М.: Политиздат, 1982 и 1987.
- Иринархов Р. "1941. Пропущенный удар. Почему Красную армию застали врасплох?
- Тяжёлые истребители Второй мировой войны. Часть 1. Самолёты СССР. — Авиационный сборник № 18 (Приложение к бюллетеню ЦАГИ «Техническая информация»), — 2003.
- Медведь А. Н., Хазанов Д. Б., Маслов М. А. Истребитель МиГ-3. — М.: Русское авиационное общество (РУСАВИА), — 2003.
- Хазанов Д. Б. На направлении главного удара. «1941. Война в воздухе. Горькие уроки.» — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 416 с. — (Великая Отечественная: Неизвестная война). Тираж 6000 экз. ISBN 5-699-17846-5.
Ссылки
- Перечень No.6 кавалерийских, танковых, воздушно-десантных дивизий и управлений артиллерийских, зенитно-артиллерийских, миномётных, авиационных и истребительных дивизий, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.
- Справочник.
- Дислокация формирований ВВС Западного особого военного округа на 30.05.1941 года.
- В. Н. Свищев, генерал-майор авиации в отставке. «Гибель авиации Западного фронта в первые дни войны», Журнал «Золотой Лев» № 239—240, издание русской консервативной мысли.