Яблоки и цветы

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пьер Огюст Ренуар
Яблоки и цветы. Около 1895—1896 года
фр. Les pommes et fleurs
Холст, масло. 32,8 × 41,4 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
инв. ЗКсэ-1528

«Яблоки и цветы» (фр. Les pommes et fleurs) — картина французского художника-импрессиониста Пьера Огюста Ренуара из собрания Государственного Эрмитажа.

На картине изображены букет в небольшой фаянсовой вазе-кружке с цветочным рисунком и четыре яблока, лежащих на тарелке: «букет натюрморта составлен таким образом, что близкие по окраске розы, пионы, жасмин создают очень тонкую хроматическую гамму, разыгранную „в белом“. Основной живописный эффект картины возникает из контраста этих цветов, символов чистоты, и плодов, <…> которые можно равно соотносить и с Древом познания, и с атрибутикой Венеры»[1]. Справа внизу подпись художника Renoir. Картина написана масляными красками на холсте и имеет размер 32,8 × 41,4 см[2].

Считается, что картина написана около 1895—1896 года, в ней отмечается сильное влияние «яблочных натюрмортов» Сезанна. Камиль Писсарро в письме от 21 ноября 1895 года своему сыну Люсьену писал о своей встрече с Ренуаром на выставке Сезанна в галерее Поля Дюран-Рюэля:

Интересно, что в то самое время, когда на выставке Сезанна я восхищался этим удивительным и ошеломляющим характером его работ, которые меня привлекают уже много лет, появился Ренуар. Моё восхищение ничто перед восторгом Ренуара. Даже Дега, и тот подпал под чары дикой и в то же время утончённой натуры Сезанна, так же как Моне и все мы. <…> Ренуар верно говорит, что в картинах Сезанна есть что-то аналогичное фрескам Помпеи, таким архаичным и таким великолепным[3].

Через несколько дней, 1 декабря, он вновь писал о Ренуаре и Сезанне: «Дега и Ренуар в восторге от произведений Сезанна. Воллар показывал мне рисунок, изображающий фрукты, который они разыгрывали, чтобы знать, кто будет его счастливым обладателем!»[4]. Жюли Мане также пишет о сильнейшем впечатлении, которое на Ренуара произвели натюрморты Сезанна на той выставке[5].

Главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения А. Г. Костеневич в своём обзоре французского искусства середины XIX — середины XX века отмечает присущую Ренуару мягкость живописной манеры и пишет: «влияние Сезанна сказалось в „Яблоках и цветах“ в подчёркнутой трёхмерности, в более компактной группировке предметов, но сезанновская структурность осталась чужда Ренуару»[2].

Первоначально картина была выставлена на продажу в парижской галерее Бернхейм-Жён[фр.], затем оказалась в мюнхенской галерее Генриха Таннхаузера[нем.], где её в 1911 или 1912 году приобрёл немецкий фабрикант Бернхард Кёлер[нем.]. Предполагается, что единственное появление картины на публике состоялось в 1912 году на выставке в Париже. После смерти Кёлера в 1927 году картина оставалась в семейном собрании в Берлине, во Время Второй мировой войны дом Кёлера был разрушен при бомбардировках и основная часть его коллекции погибла. Небольшая часть картин, включая «Яблоки и цветы», находилась в хранилищах Берлинской национальной галереи и уцелела. В 1945 году картина была реквизирована советскими трофейными командами и в числе прочих произведений искусства, оформленных в качестве компенсаторных репараций, была отправлена в Государственный Эрмитаж. В Эрмитаже картина вошла в закрытый фонд трофейного искусства и об её существовании почти никто не знал, в инвентарные описи внесена под № ЗКсэ-1528. Впервые после долгого перерыва картина была показана публике лишь в 1995 году на эрмитажной выставке трофейного искусства[5]; с 2001 года числится в постоянной экспозиции Эрмитажа и с конца 2014 года выставляется в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых в здании Главного Штаба (зал 407)[6]

Примечания

Литература

  • Камиль Писсарро. Письма. Критика. Воспоминания современников / Сост., вступ. статья, примеч и хронология жизни и творчества К. Г. Богемской, пер. с франц. Е. Р. Классон. — М.: Искусство, 1974. — 352 с.
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. I. — 532 с. — ISBN 978-5-93572-295-1. — ISBN 978-5-93572-308-8.
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. II. — 204 с. — ISBN 978-5-93572-297-5. — ISBN 978-5-93572-308-8.
  • Костеневич А. Г. Неведомые шедевры. Французская живопись XIX—XX веков из частных собраний Германии. — Нью-Йорк, Санкт-Петербург: Харри Н. Абрамс, 1995. — 292 с. — ISBN 0-8109-3432-9.