Дерево познания добра и зла

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Древо познания»)
Микеланджело. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы, 15081512 гг.
Запросы «Древо познания» и «Райское яблоко» перенаправляются сюда; см. также другие значения терминов Древо познания и Райское яблоко.

Де́рево позна́ния добра́ и зла (ивр.עֵץ הַדַּעַת טוֹב וָרָע‏‎, Эц ха-Да’ат Тов ва Ра) — согласно библейской книге Бытия, особое дерево, посаженное Богом наряду с Древом жизни посреди Эдемского сада. Символизирует познание, в том числе этических категорий, способность осознанно решать, что добро и что зло.

В Библии

Дерево познания добра и зла (фреска собора святой Софии в Новгороде)

Тора (Пятикнижие) сообщает о Дереве познания:

И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

Грехопадение

Дерево познания становится центром сюжета грехопадения, описанного в 3 главе книги Бытия. Первый человек Адам был предупреждён, что вкушение плодов с Дерева познания добра и зла ведёт к смерти:

От дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь

Сотворённая из ребра Адама Ева (Быт. 2:22) в результате диалога со змеем вкусила запретный плод от Дерева познания добра и зла и дала есть Адаму. Последствиями нарушения запрета и отказа от предложенного покаяния[1] стали повреждённость мироздания (природы) и человека, изгнание из рая, утрата доступа к Древу жизни и смерть.

Толкование в иудаизме

В иудаизме считается, что ограничение на вкушение плодов с Дерева познания добра и зла действовало до субботы — если бы Адам и Ева подождали и вкусили бы от дерева в шаббат, они имели бы силы души отличить добро от зла даже внутри себя.

Согласно Книге Зогар, Дерево познания добра и зла и Древо жизни пребывали вместе в совершенной гармонии до тех пор, пока не пришёл Адам и не разделил их, положив начало злу, что содержалось внутри Дерева познания добра и зла[2].

Мидраш Берешит Рабба приводит версии о дереве и его плодах[3]. Рабби Меир сказал: Это была пшеница. Репа (лефет) — два мудреца рабби Ханана бен Ицхак и рабби Шмуэль бен Амии. Рабби Йегуда, сын рабби Илая, сказал: «Плоды древа познания были виноградом, ибо сказано „Виноградины их — ягоды ядовитые, гроздья горькие у них (Дварим 32:32)“ — эти гроздья привели горечь в мир».

Рабби Аба из Акко сказал: «Этрогом было оно, ибо написано: „И увидела женщина, что дерево хорошо для еды“ (Берешит 3:6) — сказал ты: иди и смотри, у какого дерева древесина съедобна, как и плод, и ничего не найдёшь, кроме этрога».

Рабби Йосе сказал: «Смоквами они были: коли не учишь ты одно из другого, то изучи из смысла! Притча о царском сыне, который согрешил с одной служанкой. Когда же узнал царь об этом, выгнал он сына из дворца, и он стучался в двери служанок, но они не принимали его, но та, которая согрешила с ним, открыла свои двери и приняла его. Так, когда первый человек поел с того дерева, Всевышний выгнал его из сада Эдена, и ходил он по всем деревьям, но не принимали они его. А что они говорили ему?»

Сказал рабби Берехья: «Говорили деревья: Вот вор, который обманул Творца своего, вот вор, который похитил знание Господина своего, — об этом написано: „Да не наступит на меня нога высокомерного“ (Тегилим 35:12) — нога, что поднялась на Творца своего; „и рука нечестивых да не изгонит меня“ — не возьмёт от меня листа. Однако смоковница, поскольку поел он от её плодов, открыла двери свои и приняла его — об этом написано: „И сшили листья смоковницы“» (Берешит 3:7).

Рабби Азария, рабби Юдан сын рабби Симона, от имени рабби Йегошуа бен Леви говорят: «Упаси Бог, не открыл Святой, благословен Он, то дерево человеку и не откроет в будущем!»

Толкование в христианстве

По святоотеческой трактовке св. Ефрема Сирина Дерево познания было самим Богом, а его плоды — причастием. Ефрем Сирин и Григорий Богослов считают, что запрет вкушения был временным, пока человек, созданный по образу, но не имея от создания подобия, «не преобразит себя от образа Бога в Его подобие».

Максим Исповедник называет Дерево познания, плоды которого Бог временно запретил вкушать человеку, «чувством тела, в котором, как это очевидно, и происходит движение неразумия»[4].

В западной христианской традиции на основании схожести латинских слов «malum» («зло») и «mālum» («яблоко») Дерево познания изображается яблоней, что имеет аналогию в греческой мифологии — эпос о яблоке раздора.

Дерево в христианских апокрифах

«Смерть Адама» (на заднем плане Сиф получает от ангела райскую ветвь), Пьеро делла Франческа, Базилика Сан-Франческо в Ареццо

В апокрифическом «Евангелии от Никодима» (IV век) рассказывается история происхождения материала для Животворящего Креста. Согласно данному источнику, когда Адам был при смерти, его сын Сиф пошёл к вратам рая с целью получить масло прощения и помазать им тело своего отца. Однако явившийся архангел Михаил сообщил, что масло прощения всему миру будет даровано через 5 500 лет (пророчество о пришествии Христа), и дал Сифу ветвь от Древа познания добра и зла, плод с которого вкусил Адам во время грехопадения. Вручив ветвь, архангел сказал: «Если сможешь оживить сей сухой плод, то быть ему исцеленным»[5].

Вернувшись домой, Сиф нашёл Адама мёртвым и вложил сухую ветку в его рот (по другим версиям, на голову Адама Сиф надел венок, сплетённый из этой ветви[6], или это сделал сам Адам, который был ещё жив к моменту возвращения Сифа[7]). Затем из неё проросло дерево из трёх сросшихся стволов, из которого и был впоследствии сделан крест для распятия Иисуса Христа.

Исследователи считают, что целью такого предания было показать происхождение христианства (бывшего на тот момент ещё «молодой» религией) от древнейшей традиции, буквально «от Адама»[5].

Древо познания в мифологии разных народов

Древо жизни существовало у вавилонян. Не упоминается древо познания в семитических, в частности ассиро-вавилонских, преданиях, в то время как представление о древе жизни приняло в них несколько иной характер, чем у евреев. В земном вавилонском раю были «вода жизни» и «растение, которое превращало старца в молодого», причём Утнапиштимy и его жене вовсе не было запрещено пользоваться живой водою и плодами от этого растения.[8] Однако другой весьма древний вавилонский миф[9] о герое Адапе сообщает, что Адапе позволено было созерцать все тайны земли и неба, но ему же было запрещено божественным отцом его Эа вкушать от «пищи жизни» и пить «воду жизни». «Когда ты явишься пред лицо Ану, — говорит Эа своему сыну Адапе, — они поднесут тебе пищу смерти, но ты не ешь; они поднесут тебе воду смерти, но ты не пей». Адапа повинуется, но впоследствии оказывается, что бог Ану предлагал ему пищу жизни и воду жизни, Адапа же, не зная этого, отказался от этих драгоценных даров, вследствие чего человечество лишилось бессмертия.

Таким образом, идея древа познания, в которую полнее всего вылилось вековечное стремление человечества из слепого раба бессознательных стихий сделаться их господином исключительно силою своего «познания», принадлежит всецело евреям. Ввиду того, что библейский рассказ о райских деревьях резко отличается от всех других аналогичных повествований, библейские критики Будде и Гункель полагали, что в первоначальном рассказе Быт. 2—3 фигурировало только одно дерево, а именно древо жизни, так как первоначальный автор этого рассказа ни в коем случае не мог бы допустить, чтобы первому человеку было разрешено пользоваться плодами от древа жизни наравне с плодами других деревьев[10].

См. также

Примечания

  1. Быт. 3:11. См. также «Мидраш раба» 21:6.
  2. Православная энциклопедия. Книга Зогар. Дата обращения: 25 сентября 2015. Архивировано 12 сентября 2015 года.
  3. Мидраш Раба 15:7
  4. Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию. Вопрос 43. Дата обращения: 21 августа 2018. Архивировано 8 августа 2018 года.
  5. 5,0 5,1 О святом кресте // Яков Ворагинский. Из «Золотой легенды» Архивировано 1 декабря 2012 года.
  6. Слово о Крестном Древе. Дата обращения: 30 марта 2008. Архивировано 6 февраля 2008 года.
  7. Крылов Н. История Креста, на котором был распят Христос. — М., 1855.
  8. Jensen, Kosmologie der Babylonier, 227, 383 и сл.; Barton, Sketch of semitic origins, 90—98
  9. Jensen, Adapa und der Südwind, в KB, VI, 1 часть, 92—101;
  10. Budde, Die biblische Urgeschichte, 46—88, Giessen, 1883; Gunkel, Chaos und Schöpfung, 420 и сл.

Литература

Ссылки